Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:44, реферат
В своей работе я хочу рассмотреть три вопроса: трудовой потенциал, социально-трудовые отношения и государственное регулирование рынка труда. А также понять, какую роль они играют в современной экономике труда.
Введение стр.3
I.Оценка трудового потенциала стр.4-5
II.Социально-трудовые отношения: понятие и проблемы стр.6-9
III.Государственное регулирование рынка труда и роль государственной службы занятости стр.10-13
IV.Заключение стр.14
Социальная политика как образ действий органов государственной власти и государственного управления, направленных на повышение качества жизни людей в обществе, выражается в системе целенаправленных мер стратегического характера, включая механизм формирования и регулирования СТО. Социальная политика определяет комплекс мер, цель которых - улучшение ситуации на рынке труда, в области оплаты труда, охраны труда и социальной защиты, защиты наемных работников, развитие социального партнерства. При этом необходимо установить границы реализации принципов рыночной экономики в системе СТО с учетом ограничителей, к которым следует отнести ряд проблем: взаимосвязь рыночных механизмов с будущими поколениями; круг элементов СТО, определенных Конвенциями МОТ, и принятых Россией обязательств в рамках мирового сообщества, которые по своему содержанию не могут быть "рыночными".
Глобализация экономики
как процесс формирования системы
международного разделения труда характеризуется
не только бурным ростом мировой торговли,
активными потоками иностранных
инвестиций, стремительными изменениями
технологических процессов, но и
усилением взаимозависимости
В развитии общественного труда существуют объективные закономерности: разделение и кооперация труда, рост производительности труда, замещение труда капиталом. Разделение и кооперация труда как структурообразующие факторы в СТО выступают в их предметной и функциональной формах, в вертикальном и горизонтальном разрезах и определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству рабочей силы и качеству труда наемных работников.
Система новых СТО может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. Целенаправленное воздействие необходимо осуществлять на постоянно действующей основе с помощью системы мер общественного и государственного регулирования.
В Российской Федерации законодательная база охватывает сферу регулирования СТО по следующим направлениям: условия труда (оплата труда, отдых, охрана труда, социальные гарантии); социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование, выплаты социальных пособий, политика поддержания уровня жизни и политика дифференциации доходов населения); занятость (регистрация безработных, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест, профилактика безработицы, включающая "административное давление" на процесс увольнения работников, а также и инвестиционную деятельность государства); миграционная политика, регламентирующая перемещение рабочей силы и переселение населения из неблагоприятных регионов на основе "программ переселения"; демографическая политика, регулирующая естественные процессы воспроизводства населения, на основе программ помощи беременным, выплаты пособий на детей, улучшения здоровья и снижения смертности и др.
Главный недостаток российской
нормативно-регулирующей системы - декларативный
характер многих законодательно-правовых
и экономико-нормативных
Государственное регулирование рынка труда и роль государственной службы занятости
Рынок труда - наиболее сложный
элемент рыночной экономики. Здесь
не только переплетаются интересы работника
и работодателя при определении
цены труда и условия его
Методы и меры государственного
регулирования рынка труда
по объектам воздействия (население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д.);
по направленности воздействия
(выделяют следующие меры: увеличивающие
или уменьшающие спрос и
по форме воздействия (существуют прямые методы регулирования - государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости и т.д. - и косвенные методы: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.);
по характеру воздействия на рынок труда (поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные);
по содержанию регулирующих мер (меры экономического характера, такие как поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса; меры административного характера, например, снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения; смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование-это финансовая, налоговая, таможенная, внешнеторговая, инновационно-инвестиционная и протекционистская политики);
по уровню управленческого воздействия (общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные);
по источникам финансирования (Федеральный бюджет, бюджеты регионов, местные бюджеты, внебюджетные средства);
по продолжительности воздействия (краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти лет и более)).
В литературе встречаются
и другие классификации методов
регулирования рынка труда, например:
классификация, основанная на использовании
мотивационного механизма, с помощью
которого намечено достижение главной
цели, включает организационные (административно-
Государственная служба занятости является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.
Функции Государственной службы занятости:
оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;
организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации (рис.2) 5, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Работу Государственной
службы занятости возглавляет
В 2006 г. служба занятости РФ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:
разработку мер финансово-
правовое регулирование
в области занятости на основе
соблюдения законных прав, интересов
граждан и соответствующих
совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
создание и развитие инфраструктуры рынка труда;
внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику.
Активная политика на рынке
труда имеет своей целью
Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособий, осуществления неденежных форм поддержки безработных и членов их семей т.д.
Итак, меры, осуществляемые
государственной службой
Заключение
По мере усложнения и усиления
взаимодействия факторов - экономических,
политических, демографических, внешних
и внутренних, долговременных и конъюнктурных,
- воздействующих на социальную защищенность,
состояние и качество человеческих
ресурсов и на возможности реализации
их потенциала, возрастает потребность
в регулирующей деятельности государства.
Это связано как с общими процессами
развития социально-трудовых отношений,
так и с усилением роли человеческого
потенциала в обеспечении устойчивого
экономического роста, инновационных
процессов, укрепления национальной конкурентоспособности,
позиций страны на мировом рынке.
А это значит, что проблемы современной
экономики труда оказывают