Сопоставление показателей состояния рынка труда России с аналогичными данными других стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести исследование рабочей силы, изучить состояние и прогноз развития рынка труда в России и в других странах в современных условиях.
С учетом цели работы, можно сформулировать её задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования рынка труда: понятие рабочей силы, особенности российского рынка труда и рынка зарубежных стран, и его регулирование.
2. Дать характеристику рабочей силы страны.
3. Сравнить показатели российского и зарубежных рынков труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы рынка труда страны.………………………….…..6
1.1 Понятие рынка труда страны, его особенности и основные элементы………….…………………………………………………………………..6
1.2 Спрос и предложение рабочей силы……………………………………………9
2 Особенности рынка труда России и других стран.……….………………12
2.1 Население и трудовые ресурсы……………………………….……………….12
2.2 Особенности российского рынка труда и рынка других стран..……….…...17
3. Перспективы развития рынка труда России и других стран…………….26
3.1 Проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России……………………………………………………………………………….26
3.2 Перспективы развития рынка труда за рубежом……………………………..30
3.2 Государственное и правовое регулирование рынка труда и его необходимость в России...…………………. ……………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

24.06.13.0.19.09_Lazukova.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление  экономического роста будет происходить  при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в  этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность экономики в рабочей силе [3, c. 97].

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

- появление рыночно  ориентированного, защищенного государством  и социально ответственного собственника  производственных и финансовых  ресурсов, поощрение его предпринимательской  активности;

- привлечение внутренних  и иностранных инвестиций;

- обеспечение условий  для материальной заинтересованности  работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для  их удовлетворения, а также соответствия  профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования  развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным  регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной  структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют  перелив капитала, взаимодействие финансового  и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения занятости  населения велико значение сферы  услуг. Однако до сих пор развивается  преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Значительно снижают  трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства. 
Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам [2, c. 119].

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в Трудовой Кодекс РФ. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо дальнейшее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни  конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции  трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений  других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях [10, c. 25].

Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская  модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в  трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений. 
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного  к основным принципам регулирования  трудовых отношений можно отнести  следующие:

- признание правового  равенства сторон трудовых отношений  и выработка механизма защиты  более слабой стороны – работника;

- учет интересов работников  и работодателей, государственная  защита их интересов;

- гуманистический характер  трудовых отношений, признание  приоритета личности перед интересами  производства;

- учет особенностей  специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

- установление действенных  мер ответственности за нарушение  трудового законодательства.

В заключение следует  отметить, что само по себе наличие  должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание [4, c. 31].

Хороший закон может  просто не применяться, и не действовать  эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рабочая сила в экономической теории — это способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

Рабочая сила в статистике — это количество людей, готовых работать по найму. В разных странах этот показатель считается по разному.

Обычно он включает число  работающих и зарегистрированных безработных. Существуют возрастные и другие ограничения. Например, американская статистика учитывает людей, не моложе 16 лет. Есть определённые методологические вопросы - например, включать ли в этот показатель «самозанятое» население (мелкие предприниматели, фермеры, художники) или только работающих по найму. В большинстве случаев подобная категория населения учитывается в составе другого показателя - «экономически активное население».

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков, специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

Рынок труда, как и  любой другой рынок, описывается  кривыми спроса и предложения, то есть в целом подчиняется законам спроса и предложения. Он представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального  и социально-психологического характера.

Поэтому следует, что  рынок труда – элемент экономических  и социальных отношений, характер и  содержание процессов, происходящих на нем в конкретный промежуток времени  обусловлены характером и содержанием  процессов, происходящих в политике, экономике, социальной сфере общества.

Задачу устранения или  смягчения действия факторов, порождающих  безработицу, а также смягчения  негативных последствий безработицы  можно решить, только если политика занятости станет частью социально-экономической политики.

В данной работе дан анализ как научно-теоретического, так и  практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рабочая сила в сравнении показателей российского рынка труда и рынка других стран.

Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы.

Однако, исходя из всего  вышесказанного, можно сделать некоторые  выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже  с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

Ведь рынок труда  испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом.

Ведь политика государства  на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.

Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и  переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда.

В работе проанализирован  рынок труда России, изучены перспективы его развития.

Целенаправленное государственное  регулирование в этой области  в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может  быть по-настоящему эффективным.

В нашей же экономике, с присущим ей достаточно крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы, говорить о построении эффективной социальной экономики рано.

Этому способствует и  несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор.

Следовательно, чтобы  начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать  все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Политика занятости в развитых европейских странах включает в себя четыре основных элемента:

1) ограничительную фискальную  политику, которая направлена на  поддержку менее прибыльных предприятий  и сдерживание прибыли высокодоходных  компаний для снижения инфляционной  конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) политику солидарности  в заработной плате, которая  преследует цель достижения равной  оплаты за равный труд независимо  от финансового положения предпринимателя  или отраслевой принадлежности  фирмы;

3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики,  имеющих низкие экономические  показатели, но при этом обеспечивающих  решение важных социальных задач.

Информация о работе Сопоставление показателей состояния рынка труда России с аналогичными данными других стран