Состояние внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –дать общий анализ внешней торговли.
Задачи работы:
1. Поиск научной литературы по данной теме.
2. Установить что такое внешняя торговля.
3. Изучить историю внешней торговли, рассмотреть теории внешней торговли.
4. Рассмотреть методы регулирования внешней торговли.
5. Рассмотреть состояние внешней торговли России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1) Глава 1. Внешняя торговля…………………………………………….4
2) 1.1. Понятие о внешней торговле……………………………………...4
3) 1.2. Возникновение и этапы развития внешней торговли……………5
4) 1.3. Теория внешней торговли английских классиков……………….6
5) 1.4 Теория Хекшера-Олина…………………………………………….8
6) Глава 2. Внешняя торговля как основная форма внешнеэкономических связей…………………………………………………………......10
7) Глава 3. Методы государственного регулирования внешней торгов-ли………………………………………………………………………..12
8) 3. 1. Тарифные методы………………………………………………..12
9) 3.2. Нетарифные методы……………………………………………...14
10) 3.3. Регулирование внешней торговли товарами и услугами…...17
11) Глава 4. Состояние внешней торговли России…………………..21
12) Заключение………………………………………………………....25
13) Список используемой литературы………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

экономика - реферат.docx

— 61.04 Кб (Скачать файл)

Протекционизм — политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

В реальной действительности политика фритредерства, так же как  и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действуют как тенденции. В международной торговой политике господствуют смешанные формы, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних.

В общем  виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения (таможенные пошлины); 2) нетарифные ограничения.

Тарифное регулирование  связано с введением таможенных тарифов и пошлин .

Международные организации, регулирующие мировую  торговлю по критерию масштабности и  профилъности решаемых задач, условно можно разделить на две группы:

1) международные  организации, занимающиеся вопросами  мировой торговли в целом;

2) международные  организации, занимающиеся вопросами  регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

Первая группа включает в  себя: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП, ГАТС.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — эта крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в 1947 г. в Женеве, а начала свою работу в 1948 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

1) тарифные меры признаются  в качестве единственного приемлемого  средства внешнеторгового регулирования;

2) фиксация тарифов на  уровне, определенном договаривающимися сторонами;

3) прогрессивное снижение  тарифов в ходе периодически  проводимых раундов многосторонних  торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок;

5) принцип наибольшего  благоприятствования, означающий, что  все договаривающиеся стороны  при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «раундов».

Всемирная торговая организации (ВТО) — преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений (4, С.18-20).

Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

В настоящее время полноправными  участниками ВТО являются 125 получить наибольшую

выгоду от международного

стран, примерно 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя, из них более 20 стран (Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия, страны Балтии и др.) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Комиссия ООН по праву  международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли.

В целом комиссия уделяет  преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 г. и играет в целом дополняющую и вспомогательную  роли.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя: ОПЕК — Организацию стран—экспортеров нефти; АПЕФ — Ассоциацию стран—экспортеров железной руды; СИПЕК — Организацию стран—экспортеров меди; ЕОУС — Европейскую организацию угля и стали; АПК — Альянс производителей какао; МПТФ — Международную пушно-торговую федерацию; ССЭБ— Союз стран—экспортеров бананов, и др.

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Состояние внешней торговли России.

Исторически и логически  первой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее время в РФ, является внешняя торговля. Пережив глубокий кризис в первые голы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в единственную растущую сферу российской экономики.

Несмотря на то, что внешнеэкономическая  сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, современный  внешнеторговый оборот до сих пор  ниже уровня 1990 г. (183 млрд долл.) и составляет менее 10% от уровня США, 14% от уровня Германии, 19% от уровня Японии, 36% от уровня Канады.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется  рядом четко обозначенных тенденций  как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В целом в товарную структуру  экспорта нашей страны входит 4 тысячи различных видов отечественной  продукции.

В качестве современных тенденций  в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие.

1. Сохраняется ярко выраженная  топливно-сырьевая направленность российского экспорта. В 1996 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 46,4% всего российского экспорта, в 2001г. — 49,5%.

2. За счет неблагоприятной  конъюнктуры мировых рынков цветных  металлов доля экспорта цветных  и черных металлов сократилась до 20% в 2001 г. по сравнению с 22,5% в 1995 г. Тем не менее продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3. Произошло также сокращение  поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4. Сырьевая направленность  приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебания цен на мировых товарных рынках.

5. Международная специализация  России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6. Устойчиво снижается  доля машин, оборудования, транспортных средств.

7. Удельный вес и объем  экспорта услуг из России, несмотря на устойчивое увеличение, не соответствует тенденциям, отмеченным в МТУ.

8. После распада в 1991 г. СССР Россия не только  не смогла занять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них является «Федеральная программа развития экспорта», принятая 08.02.96 г., главная цель которой — «совершенствование структуры российского экспорта на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества». Программа ориентирована на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте.

Ситуация в импортном  секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции.

1. Основными статьями  являются машины и оборудование (37,4% в 2001 г.), продовольственные товары (24,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности (15,7%), черной и цветной металлургии (5%), товары массового спроса (одежда, обувь и т. д. — 4,4%) и прочее.

2. Импортируемые машины  и оборудование предназначены  для текстильной (68%), швейной (73%), кожевенной, обувной и меховой (81%) промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3. Нерационален и импорт  по статье «Продовольствие»: располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

4. Происходит переориентация  на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

Таким образом, и в импортном  секторе нужна долгосрочная государственная стратегия регулирования внутреннего рынка, направленная на его защиту с помощью тарифных и нетарифных ограничений.

В последние годы проделана  большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС. В целом в настоящее время РФ на мировом рынке представлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания экспорта, рационализации импорта и установления торговых Партнерских отношений с другими странами на равной основе — это то, что необходимо России для утверждения в качестве достойного участника международной торговли товарами и услугами.

Таким образом, углубление международного разделения труда в условиях современной техногенной цивилизации ведет к дальнейшему бурному развитию мирового товарооборота. В каналы внешней торговли ежегодно поступает до 20% всей произведенной в мире продукции. Быстро развиваются новые формы международной торговли и прежде всего мировой рынок услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На протяжения столетий внешняя  торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления  и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

При проведении грамотной  внешнеторговой политики можно добиться улучшения важнейших макроэкономических показателей: повышения уровня ВВП, ускорения экономического роста, снижения уровня безработицы и др. Инструментами  для этого служат как политика государства, так и отдельных  фирм.

Политика государственного регулирования внешней торговли выражается прежде всего во вмешательстве в экспортно-импортные операции, где различают тарифные и нетарифные методы. Также используется политика платежного баланса страны и валютная политика.

Происходящие во внешнеэкономическом  комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере является вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Вступление России в ВТО, конечно, вызовет не только положительные, но и негативные последствия. Однако эта экономическая организация связывает воедино все страны мира, и дальнейшее «непребывание» России в ней еще более губительно скажется на положении страны.

Более 20 лет идут споры  среди экспертов, насколько привлекательно для России членство в ВТО. После  многолетних попыток, России все-таки удалось преодолеть все препятствия  для вступления в эту организацию. И тут стало известно, что от членства в ВТО у нашей страны больше минусов, чем плюсов. В частности, мы можем вовсе лишиться собственного сельскохозяйственного производства. В июне 2011 года президент России Дмитрий Медведев заявлял, что Россия не будет вступать в ВТО на невыгодных условиях, которые ей навязывают другие участники организации. «Из нас пытаются выбить неприлично много уступок» -заявил он.

Окончательный протокол о  присоединении России к ВТО был  принят 10 ноября. Внутренние ратификационные  процедуры в России должны быть завершены  к 15 июня 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2004.- 366с.
  2. Иващенко А.А. Товарная биржа. - М.: Международные отношения, 2001.
  3. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2006. - 414с.
  4. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 832с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)
  5. Международные экономические отношения: Учебник/ Под ред. И.П. Фоминского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2004.- 880с.
  6. Липсиц И.В. Экономика: Учебник. М.: Вита-Пресс, 2003. - 352 с. . 
  7. Яблукова Р.З. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Проспект, 2006. – 287 с. 
  8. http://www.wek.ru
  9. Экономическая теория: Учебник. / под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 1999 – 640 с. 
  10. Экономическая теория: Учебник. / под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 1999 – 640 с. 

Информация о работе Состояние внешней торговли России