Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:45, курсовая работа
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.
Введение
1. Безработица: общая характеристика
1.1 Сущность и причины безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
1.3.1 Экономические последствия безработицы
1.3.2 Социальные последствия безработицы
2. Механизм социальной защиты от безработицы
2.1 Социальная поддержка безработных граждан
2.1.1 Выплата пособий по безработице
2.1.2 Материальная помощь безработным
2.1.3 Компенсационные выплаты безработным
2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости
2.4 Организация общественных работ и временная занятость
2.5 Содействие трудоустройству в другой местности
3. Социальная защита молодежи от безработицы
3.1 Характеристика молодежи, как социально-демографической группы
3.2 Причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда
3.3 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы
3.3.1 Программа «Молодежная практика»
3.3.2 Организация и проведение ярмарок вакансий
3.3.3 Программа «Первое рабочее место»
3.3.4 Молодежные биржи труда
Заключение
Список литературы
Для проведения «Молодежной практики» подбираются рабочие места на предприятиях всех форм собственности. Предприятие принимает на работу молодого человека в определенной должности на основании срочного трудового договора-контракта сроком до 6 месяцев, о чем делается запись в трудовую книжку. Во время практики стажер получает заработную плату до 50% от средней зарплаты на предприятии, но не менее 4-х кратного размера минимальной оплаты труда. По решению работодателя до окончания срока «Молодежной практики» стажер может быть трудоустроен на постоянное рабочее место.
Гражданин, нетрудоустроенный после
завершения участия в данной программе,
может быть вновь признан безработным
в установленном
3.3.2 Организация и проведение ярмарок вакансий
Служба занятости ежегодно проводит ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для молодежи и выпускников учебных заведений. На ярмарках молодежи предлагают ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия своего трудоустройства (в г. Красноярске используется молодежный банк вакансий в компьютерном варианте).
Школьникам и студентам предлаг
Молодые люди, которые собираются продолжить учебу в различных учебных заведениях, на ярмарках получают самую подробную информацию о вузах, о правилах приема и о подготовительных отделениях учебных заведений.
Участники ярмарок могут получить консультацию у юристов службы занятости по вопросам трудового законодательства.
Психологи-профконсультанты проводят тестирование по определению профессиональных наклонностей, помогают сориентироваться в выборе профессии или направления переобучения.
Служба занятости постоянно
ищет новые возможности для
В целях оказания молодежи дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, усиления взаимодействия с работодателями по увеличению числа сообщаемых ими вакансий для молодежи органами службы занятости проводятся не только ярмарки вакансий рабочих мест, но и специальные ярмарки вакансий ученических рабочих мест.
3.3.3 Программа «Первое рабочее место»
Программа «Первое рабочее место» запущена впервые в Красноярском крае с начала 2005 года и направлена на трудоустройство безработных выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Цель программы – приобретение
безработной молодежью професси
В программе участвуют
Направление безработного выпускника по программе «первое рабочее место» целесообразно только по приобретенной (смежной) профессии.
Работодатель создает
В период участия выпускников во временных работах им выплачивается поддержка доходов (материальная поддержка) из средств федерального бюджета.
Органы службы занятости в Красноярском крае являются самой активной и заинтересованной стороной по временному трудоустройству подростков. Совместно с Управлением внутренних дел реализуется программа по предупреждению правонарушений; совместно с Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних они участвуют в комплексной программе «Подросток»; с администрацией края – в программе «Организация школьных лесничеств». Победителям программ предоставляется возможность поступления в Сибирский технологический университет вне конкурса. В целом по Красноярскому краю трудоустроено 9,3 тыс. человек.
3.3.4 Молодежные биржи труда
В последнее время получила распространение практика создания молодежных бирж труда. Главные их отличия от государственной службы занятости следующие:
узкая специализация – как по характеру обслуживаемого контингента, так и по функциям (не ведется регистрация безработных, не выплачиваются пособиям и др.)
работают в большинстве
не получают дотаций из государственного фонда занятости
Молодежные биржи труда, как показывает практика, с успехом решают задачи, определяемые спецификой клиентуры:
подбирают вакансии, наиболее подходящие для молодежного контингента;
способствуют расширению спроса на рабочую силу молодежи;
помогают учащейся молодежи, желающей
работать в свободное от работы время,
для чего формируются банки
содействуют организации молодежных
общественных работ, созданию специализированных
малых предприятий для наименее
конкурентоспособной части
Наиболее актуально создание молодежных бирж в областях, где доля молодежи в общей численности безработных была наиболее высока.
Заключение
Подводя итоги данной работы, хотелось бы еще раз отметить, что в рыночной экономике защита населения от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает:
содействие занятости,
материальную поддержку
профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и переквалификацию безработного населения,
содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости,
организацию общественных работ и временную занятость,
содействие трудоустройству в другой местности,
а также вывод с рынка труда
отдельных категорий
Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.
В целом же российскую систему защиты
от безработицы можно
Что касается социальной защиты от безработицы
такой социально-
Список литературы
Социальная политика. /Под ред. - Н.А. Волгина. – М. - 2006.
Занятость населения и ее регулирование / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М. – 2001.
Программа содействия занятости молодежи на 1997-1998 годы / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 1997.
Закон
«О занятости населения в
Методические
рекомендации по организации временного
трудоустройства безработных
Центр занятости населения г. Красноярска в 2005 году / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2005.
Социальный менеджмент. / Под ред. - С.Д. Ильенковой. – М. - 1998.
Служба
занятости населения
Программа
«Молодежная практика» / Красноярский
городской центр занятости
Служба
занятости малому бизнесу / Департамент
федеральной государственной
Профессия и рынок труда / Красноярский городской центр занятости населения – К. - 2005.