Социальная политика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:21, реферат

Краткое описание

Социальные тенденции Германии сформировали общую концепцию социального прогресса, ознаменовали собой качественно отличный этап в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны и ее регионов, связанный с формированием и дальнейшим успешным функционированием такого государственного устройства нового типа, каковым является «социальное государство».

Вложенные файлы: 1 файл

проект по калашниковой.docx

— 30.41 Кб (Скачать файл)

 Разумеется, политика  на рынке труда не сводится  лишь к обеспечению занятости.  Важнейшей составляющей его конституции  и одновременно одним из старейших  направлений социальной политики  являются закрепленные законами  меры по охране труда, а также  защита от неправомочного увольнения. Законодательная защита дополняется  правилами, ограничивающими права  работодателей на увольнения, устанавливаемыми  при заключении тарифных договоров.

 Большое значение в  системе социальной политики  имеет страхование рисков, связанных  с трудовым процессом. Работник, имеющий работу или временно  ее потерявший, чувствует себя  в условиях немецкой модели  социального рыночного хозяйства  достаточно защищенным, хотя устойчивая  высокая безработица последних двадцати лет внушает ему немалое беспокойство. Хуже всего то, что рост безработицы не замедляется даже при существенном улучшении хозяйственной конъюнктуры. В 90-е годы число безработных в Германии устойчиво держалось на отметке около 4 млн. человек, что составляет 10-12% трудоспособного населения (в новых федеральных землях - 15-18%, причем без учета скрытой безработицы).

 Тем не менее, несмотря  на безусловно существующие и в Германии проблемы для лиц наемного труда, система социальных гарантий в этой стране выравнивает условия деятельности субъектов, компенсирует чрезмерную дифференциацию, порождаемую рынком, стремясь в то же время в минимальной степени подтачивать стимулы рыночной эффективности.

 Помимо установленных  государством предельных (максимальных) границ рабочего времени законодательно  регулируется порядок решения  вопросов о заработной плате,  о некоторых других условиях  труда, о трудовых спорах (в  том числе порядок увольнения  работников), а также об участии  работников в управлении, особенно  в принятии решений, непосредственно  их затрагивающих. Важнейшее значение  в связи с этим имеют уже  рассмотренные выше система тарифных  переговоров и заключение тарифных  договоров между профсоюзами  и союзами работодателей, а  также законы об уставе предприятия  и о соучастии наемных работников  в управлении.

 В последние годы, однако, для большинства немецких исследователей  и политиков (но не для большинства  населения!) становится очевидным,  что невозможно преодолеть высокую  безработицу без достижения высокой  конкурентоспособности на мировых  рынках, а это, в свою очередь,  требует существенной модернизации "социального государства"  и более рациональной финансовой  политики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исторически сложилось так, что Россия отстала в своем  экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства, трансформации  общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей  уникальности и самобытности.

Как известно, экономические  законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в  желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических  реформ связаны с неопределенностью  стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также  со слепым копированием чужого и чуждого  нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю  предпринимательства и что русская  народная этика и эстетика, имеющие  еще дохристианские корни, создавали  в жизни и в ведении бизнеса  атмосферу почитания идеалов  добра, справедливости и правды. Чтобы  не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить  опыт внутрифирменного и отраслевого  управления в мире, но главное —  научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной  стабильности и неопределенности социально-экономической  жизни, характерной для сегодняшней  России.

Проблема использования  опыта, накопленного зарубежными фирмами  в области менеджмента, в последние  годы стала особенно актуальной. В  России традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или  идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.

Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без  понимания результатов, накопленных  зарубежными специалистами в области управления, невозможно создание собственной современной школы управления.

Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также  не стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономических условий, в которых  долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять  накопленные знания в современных  условиях.

Транснациональные корпорации являются «двигателями» мировой  экономики в целом. Именно они  определяют общие направления мирового экономического развития. Поэтому для  того чтобы понять закономерности этого  развития, необходимо изучение деятельности транснациональных корпораций. В  современных условиях практически  невозможно решить некоторые проблемы, возникающие в мире, без объединения  представителей разных стран.

Особенностью современного производства стал переход к информационным технологиям. Информация является основным товаром на мировом рынке. Все  стадии производственного процесса по большей части сводятся к получению  и обработке информации. Информационные потоки также легче отслеживать  корпорации, объединяющей несколько  стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юристъ, 2003. 304 с.

 

2. Ковалев С.Н. История  национального успеха или история  национального провала? // Социальное  рыночное хозяйство: концепция,  практический опыт и перспективы  применения в России [Электронный  ресурс]: материалы интернет-конференции. URL: http://www.ecsocman.edu.ru.

 

3. Синицын М.В. Основные  черты германской модели социальной  политики // Социальное рыночное  хозяйство: концепция, практический  опыт и перспективы применения  в России [Электронный ресурс]: материалы  интернет-конференции. URL: http://www.ecsocman.edu.ru

 

4. Социальное рыночное  хозяйство в Германии: истоки, концепция,  практика / под ред. А.Ю. Чепуренко.  М.: РОССПЭН, 2001. 208 с.

 

5. Эрхард Л. Благосостояние для всех / пер. с нем. М.: Начала-Пресс, 1991. 335 с.

 

6. Opielka M. Leitlinien einer sozialpolitischen Reform // Aus Politik und Zeitgeschichte. 1997. №50 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bundestag.de/dasparlament/


Информация о работе Социальная политика Германии