Социальная политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика государства является неотъемлемой частью экономики любого государства. Главными элементами социальной политики являются: формирование, поддержание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация текущих доходов населения, соблюдение социально-обоснованных нормативов использования трансфертных выплат.
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1.Социальная политика ,её цели , принципы и функции 5
1.2. Основные направления реализации социальной политики 11
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Проблемы социальной политики в Республике Беларусь 17
2.2. Направление на улучшение социальной политики в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 88.64 Кб (Скачать файл)

Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения  в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает  ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости.

Важнейшим компонентом рынка  труда является заработная плата.

В настоящее время в  Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах  государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности  предприятий. Сегодня можно сказать, что прежняя система тотального государственного управления заработной платой разрушена, а новая, рыночная так и не создана. Реальная практика подтверждает это, так как свидетельствует  о росте заработной платы при  снижении объемных показателей, о складывающихся необоснованных, межотраслевых различиях  в заработной плате и в то же время об уравнительности в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп работников, в особенности в бюджетной сфере. [5, с.26]

В контексте социальной политики заработная плата должна выполнять  двойную функцию: стимулировать  опоры на собственные силы через  высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.

Ни одну из этих функций  заработная плата в республике в  полной мере не выполняет. Действующая  модель заработной платы не обеспечивает мотивацию высокопроизводительного  труда и трудовую активность работников, не стимулирует предприятия к  совершенствованию структуры рабочих  мест и не создает условий для  сокращения дифференциации доходов  и уменьшению бедности.

В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:

  • восстановление воспроизводственной функции заработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;
  • усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в эти результаты, то есть восстановление мотивационной, стимулирующей функции заработной платы.

Система социальной защиты в республике представлена тремя  видами социальных программ: социального  страхования, социального обслуживания и социальной помощи. Особенно много  проблем накопилось в программах социального страхования, включая  пенсионное обеспечение и социальной помощи.

Система пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь построена  по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых  отчислений от фонда заработной платы  работающих. Это значит, что работающее население финансирует потребность  населения пенсионного возраста.

Много проблем накопилось и в программах социальной помощи. Среди них: высокий, неадекватный состоянию экономики и бюджетов, уровень расходов на развитие программы социальной помощи; неэффективная адресность в помощи малообеспеченным семьям; отсутствие соответствующего показателя бедности для назначения пособий и четкого механизма учета расходов получателей социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко проживающих граждан, оценки их нуждаемости; раздробленность программ, схем управления ими и финансирования.

 

Переход к рыночной модели социальной политики предполагает соответствующие  изменения в предоставлении социальной помощи. К числу таких изменений  следует отнести:

  • поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;
  • определение критерия оценки нуждаемости, основанного на исчислении совокупного дохода семьи, одиноко проживающих граждан и проведении обследования их материально-бытовых условий жизни, что позволяет обеспечить адресный охват малообеспеченного населения;
  • постепенное введение унифицированных критериев во все программы социальной помощи;
  • отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;
  • консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи;
  • усиление муниципализации предоставления социальной помощи.

Таким образом расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Сегодня наиболее важными  социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни  населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение  занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и  их семей, государственное регулирование  социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего  населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

2.2. Направление  на улучшение социальной политики  в Республике Беларусь

 

 Беларусь находится  сегодня в довольно интересном  социально- экономическом положении.  Что обусловлено её непростым  и запутанным процессом социально- исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешённых проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.

 И для решения этих  проблем государству необходимо  реализовать социальную политику.

Одна из главных задач  социальной политики на современном  этапе – социальная защита населения  от воздействия негативных последствий  рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддерживание  баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения , рост его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

Изучая особенности современной  социальной политики в Республике Беларусь, стало ясно, что правительство  РБ огромное внимание уделяет данному  вопросу. Создаётся множество социальных программ, направленных на улучшение  качества и уровня жизни белорусского населения, на повышение заработной платы и обеспечение хороших условий охраны труда. Особое внимание уделяется таким незащищённым слоям населения, как пенсионеры  и молодёжь. В соответствии с предложенными программами создаются законодательные акты и принимаются соответствующие меры по реализации данных программ. Основной целью государственной социальной политики является обеспечение системы меры по улучшению условий жизни и труда всех слоёв населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня жизни.

Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

     Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
  • развитие импортозамещающих производств;
  • устойчивое развитие регионов;
  • строительство качественного и доступного жилья;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение  уровня и качества жизни населения  и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства  в предстоящем  пятилетии будет  сосредоточена на эффективности  и качестве, что количественно  найдет отражение в росте показателей  производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал  в ВВП, удельном весе отгруженной  инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

Точка роста экономики  республики в предстоящем пятилетии  — динамичное развитие малого и  среднего предпринимательства, обеспечение  их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным  ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее  развитие производств, выпускающих  продукцию с высокой добавленной  стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное  и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной  программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми  программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого  и экологически безопасного агропромышленного  производства, обеспечивающего продовольственную  безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит  сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями  развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами  по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования  производственного, ресурсного и кадрового  потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения  активности и ответственности местных  органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии  продолжится реализация мер по дальнейшему  развитию малых и средних городских  поселений. Усилится их роль как центров  развития предпринимательства и  инновационных технологий, агропромышленного  производства, туристско-рекреационной  деятельности. [7]

Таким образом ,социальная политика,- это одна из важнейших составляющих жизни  любого общества, но уровень её развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество ещё пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчить эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху» , но и «снизу» , чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так, само слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни; осуществление принципа социальной справедливости. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. Сама же характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства

Информация о работе Социальная политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь