Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Цель работы — проанализировать социальную составляющую экономической безопасности государства.
Задача - рассмотреть факторы, оказывающие влияние на занятость, уровень жизни, дифференциацию доходов населения. Рассмотреть корни социальной напряжённости в обществе, ухудшения качества трудового потенциала, бедности. Определить пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации в России.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны.
Уровень жизни и дифференциация доходов населения.
Социальная напряжённость в обществе.
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
2.1. Депопуляция и ухудшение качества трудового потециала.
2.2. Болезни бедности и преждевременная смертность.
ГЛАВА 3. СРЕДНИЙ КЛАСС КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.
3.1. Развитие человеческого потенциала — стратегическая задача безопасного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине: Методы Исследования и Моделирование Национальной Экономики
на
тему: «Социальная
составляющая экономической
безопасности государства»
.
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
2.1. Депопуляция и ухудшение качества трудового потециала.
2.2. Болезни бедности и преждевременная смертность.
ГЛАВА 3. СРЕДНИЙ КЛАСС КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.
3.1. Развитие человеческого потенциала — стратегическая задача безопасного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства, всего мирового сообщества является ключевым цивилизационным аспектом современного этапа развития мирового хозяйства. Россия вошла в мировую экономику, что предопределяет идеологию наиболее полного соответствия ее локальных национальных интересов интересам современного мира. Однако это не означает растворения государства в западной цивилизации. Россия подвергается натиску мирового финансового и экономического кризиса и поэтому в новой Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, уделено особое внимание таким главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере, как сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности, энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и незащищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализация хозяйственно-финансовых отношений, незаконная миграция.1
Однако мировой опыт свидетельствует, что успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к потребностям человека. На рубеже двух тысячелетий человечество столкнулось с новыми, ранее невиданными по масштабам и сложности, проблемами и противоречиями.
При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются условия жизни населения стран и регионов. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками. Нарастание негативных проявлений в
социальной
сфере ведет к снижению интеллектуального
и производительного
В условиях социального давления, обострения кризисных ситуаций, значительной дифференциации социальных пределов бедности и богатства происходит ослабление доверия населения к государству. В связи с этим весьма актуальным становится поиск эффективных путей и механизмов решения в первую очередь именно социальных и экономических проблем общества.
Несомненно, экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее составляющими, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе с назревающими социальными конфликтами.
Решение социальных и экономических проблем предполагает квалифицированное государственное регулирование российской экономики, ориентированное на становление и активизацию конкурентного рыночного механизма, формирование и использование механизма управления экономической безопасностью. Без этого невозможно разрешение, сглаживание социально-экономических противоречий.
Объектом исследования является социальная сфера и экономическая безопасность Российской Федерации.
Предмет исследования − социально-экономические отношения и воздействие социально-экономических факторов на экономическую безопасность России.
Цель работы — проанализировать социальную составляющую экономической безопасности государства.
Задача
- рассмотреть факторы, оказывающие
влияние на занятость, уровень жизни,
дифференциацию доходов населения. Рассмотреть
корни социальной напряжённости в
обществе, ухудшения качества трудового
потенциала, бедности. Определить пути
выхода из сложившейся неблагоприятной
ситуации в России.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
1.1. Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер. Экономика как наиболее сложная система имеет тысячи показателей, характеризующих ее состояние. Только в официальных таблицах прогноза социально-экономического развития России на 2009г. содержится более 300 показателей. Из всей их совокупности для анализа безопасности Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложено использовать 150 показателей, которые можно назвать индикаторами, исходя из следующих трех их отличительных свойств: они количественно отражают угрозы экономической безопасности; обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей способностью предупреждать общество, государство и субъекты рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики; взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени.
Самое важное свойство индикаторов для построения системы экономической безопасности - это их взаимодействие, которое существует всегда, но только при определенных условиях нарастания опасности становится очевидным. Накопление значений численных параметров такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности.
Из
всего множества индикаторов
уровня угроз экономической
препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - важнейший индикатор, проявляет себя в различных видах, сферах, имеет сложную структуру, формируется с учетом спроса и предложения рабочей силы, которые в свою очередь определяются действием демографических факторов и темпами социально-экономического развития. Отсутствие занятости у способного к труду населения тяжелым бременем ложится на экономику и социальные условия существования общества, тормозит общественный прогресс, усиливает демографический кризис.
По данным Росстата по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю апреля 2011 г., уровень занятости равнялся 62,9 проц.
Уровень
безработицы в России - отношение
численности безработных к
В
численности экономически активного
населения 69,7 млн человек классифицировались
как занятые экономической
Общая
численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 3,4 раза превышает численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
населения. В конце апреля в государственных учреждениях службы занятости населения были зарегистрированы в качестве безработных 1 млн 604 тыс человек.
Сложившаяся социальная структура общества таит в себе опасности социальной нестабильности, апатии из-за отсутствия положительного видения перспективы улучшения материального положения. Узкий слой платежеспособного населения деформирует структуру экономики, в которой трудно уживаются два сектора - один для богатых, приобретающих импортные товары, а другой - для бедных, покупающих неконкурентоспособные товары отечественного производства.
Одной из серьезных проблем безопасного развития российского рынка труда является тот факт, что прежние знания, навыки и умения многих людей в непосредственной форме не пользуются спросом. Невостребованность квалифицированного персонала деформировала цепочку «образование - квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления», в результате образование не гарантирует получение работы с перспективами роста, работа не гарантирует доход.
Обеспечение экономической безопасности должно поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. Ослабление экономической безопасности допустимо лишь до определенного предела. При этом важны не столько сами показатели, сколько их пороговое (предельное) значение, несоблюдение которых препятствует нормальному воспроизводству, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций.
Снижение экономической безопасности рынка труда может наступить, если:
-снизится
количество трудового
Информация о работе Социальная составляющая экономической безопасности государства