Социальная составляющая экономической безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — проанализировать социальную составляющую экономической безопасности государства.

Задача - рассмотреть факторы, оказывающие влияние на занятость, уровень жизни, дифференциацию доходов населения. Рассмотреть корни социальной напряжённости в обществе, ухудшения качества трудового потенциала, бедности. Определить пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны.
Уровень жизни и дифференциация доходов населения.
Социальная напряжённость в обществе.

ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

2.1. Депопуляция и ухудшение качества трудового потециала.

2.2. Болезни бедности и преждевременная смертность.

ГЛАВА 3. СРЕДНИЙ КЛАСС КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.

3.1. Развитие человеческого потенциала — стратегическая задача безопасного развития России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая О.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

нагрузки на его трудоспособную часть;

     -произойдет  ограничение доступа малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, к образованию и культуре, ухудшится физическое и духовное здоровье;

     -сохранится  большая занятость женщин в общественном производстве;

     -снизится качество трудового потенциала за счет распада единой сети государственных учебных заведений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров, в то время как коммерциализация образования не во всем отвечает реальным потребностям экономики.Сегодня выпуск специалистов почти в 2 раза превышает показатель 1990 года, но качество подготовки ухудшилось;

     -будет  уничтожена трудовая мотивация  к производительному общественно-полезному  труду при одновременном стремлении  получить доход вне сферы производительной  деятельности и нежелании работать по полученной специальности;

     -не  только сохранится, но и усилится значительная имущественная дифференциация с высокой долей и возможным увеличением численности населения, проживающего ниже уровня бедности (прожиточного минимума), и безработных, ограничивающих платежеспособный спрос и экономический рост;

     -будут  сохранены существующие демографические изменения: рост естественной убыли населения, сокращение средней продолжительности жизни, рост заболеваемости с утратой трудоспособности, низкая экономическая активность населения, что не только не позволит поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность, достигнутое благосостояние, но исключит возможность обеспечения минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории;

     -нерешенными  останутся проблемы потребительского  рынка (в частности, его защита от контрафактной и фальсифицированной продукции). Преступления этой направленности наносят ущерб не только деловой репутации России, но и

                                                                                                                                  10

причиняют значительный урон экономике страны, жизни и здоровью ее граждан. Особую угрозу и риск вызывает присутствие  на данном рынке фальсифицированной алкогольной и табачной продукции, лекарственных средств, продовольственных товаров, что уже стало угрозой национального масштаба;

     -не  улучшатся показатели здоровья  населения - важнейшего социального  индикатора, характеризующего уровень  экономической безопасности общества  и государства. В первую очередь  речь идет о показателях заболеваемости и смертности населения от «социальных болезней»: туберкулеза, алкоголизма, наркомании, болезней, передаваемых половым путем. Степень распространения именно этих заболеваний - своего рода показатель социального неблагополучия, имеющий глубокие экономические причины и следствия. С экономической точки зрения состояние здоровья населения можно охарактеризовать величиной потерь ВВП, обусловленных утратой его трудоспособности. Данная угроза экономической безопасности инициируется состоянием системы здравоохранения и всей социальной сферы страны, что делает ее не только крайне опасной, но и трудно разрешимой.  

     Социальные  последствия безработицы:

    • Обострение криминогенной ситуации.
    • Усиление социальной напряженности.
    • Рост количества физических и душевных заболеваний.
    • Увеличение социальной дифференциации.
    • Снижение трудовой активности.
 

     Экономические последствия безработицы:

    • Обесценивание последствий обучения.
    • Сокращение производства.
    • Затраты на помощь безработным.
    • Утрата квалификации.

                                                                                                                   11

    • Снижение жизненного уровня.
    • Недопроизводство национального дохода.
    • Снижение налоговых поступлений.

     Безработные - единственная социально уязвимая категория, с которой сопряжены экономические и вмененные финансовые издержки. Специфика безработных как потенциально производительного населения обусловливает расширение масштабов социальных издержек безработицы. Индивидуальные экономические издержки безработицы, связанные с потерей дохода от занятости и ухудшением материального положения не только самих безработных, но и членов их семей, трансформируются на уровне общества в социальные издержки. Это также ведет к фактическому перераспределению дополнительной иждивенческой нагрузки на занятое население, что особенно актуально для России, пережившей затяжной экономический спад на фоне негативных социально-демографических тенденций.

     Безработные - уязвимая категория населения не только по причине отсутствия постоянной работы, но и по характеристикам благосостояния. По данным независимых обследований, уровень бедности среди семей безработных значительно превосходит средний показатель бедности. В малых городах доля бедных семей среди семей безработных достигает 77%, а в отдельных регионах приближается к 100%.

     Осознание полного спектра сопряженных  с безработицей издержек неизбежно подводит к выводу о том, что грамотно построенная система социально-экономической защиты от безработицы, направленная на сохранение и развитие трудового потенциала и содействие занятости безработных, способна принести не только сугубо социальный, но и прямой экономический эффект. Создание системы, опирающейся на рациональную экономическую политику, направленную на повышение эффективной занятости населения, способно значительно сократить издержки безработицы, повысить уровень использования трудового потенциала не только безработных и занятых, но и части

                                                                                                                                  12

экономически  неактивного населения и тем  самым расширить социальную базу экономического роста. Без развития и поддержания на достойном уровне человеческих ресурсов невозможно обеспечивать дальнейший экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики. При таком подходе вложения в политику защиты от безработицы рассматриваются как инвестиции, способные приносить экономическую отдачу.

    1.2. Уровень жизни  и дифференциация  доходов населения.

     К числу социальных индикаторов, влияющих на экономическую и национальную безопасность страны, принято относить уровень бедности населения. Проблема бедности и малообеспеченности, всегда актуальная в России, приобрела особую значимость в условиях текущего экономического кризиса, способного быстро элиминировать все полученные за период экономического роста достижения страны в сфере повышения благосостояния населения.

     Малообеспеченность  приобретает сегодня очертания, свойственные ей в развитых странах, с растущей ролью профессиональных статусов для определения позиций в социальной структуре, но при этом она в гораздо большей степени, чем в этих странах зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст, особенности домохозяйства и т.д. Уровень жизни — центральная проблема экономики XXI в. Неуклонный рост благосостояния и всестороннее развитие личности является важнейшей целью экономики постиндустриального общества. Формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей индивидуума, включая потребности в творческом саморазвитии и свободной самореализации, становятся не просто идеологическим ориентиром государственного развития, но необходимым его условием, обязательным элементом прогресса общества. 
 
 

                                                                                                                                  13

     Таблица 1. Основные показатели,характеризующие уровень жизни населения.

  Апрель 
2011г. 
В % к Январь- 
апрель 
2011г. 
в % к 
январю-апрелю 
2010г.
Справочно
апрелю 
2010г.
марту 
2011г.
апрель 2010г. в % к январь- 
апрель 
2010г. 
в % к 
январю-апрелю 2009г.
апрелю 
2009г.
марту 
2010г.
Денежные  доходы (в среднем на душу населения), рублей 2) ,3) 19886 106,0 107,9 106,4 110,3 108,4 112,1
Реальные  располагаемые денежные доходы 3)   96,2 108,1 96,9 105,7 108,8 106,8
Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника:              
номинальная, рублей 22559 112,6 99,5 111,5 112,3 99,0 110,9
реальная   102,7 99,1 101,8 105,9 98,7 103,7
 
 

     Мировая практика подтверждает, что опасность социальных конфликтов сводится к минимуму, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет 8%, а разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз. Превышение этих пороговых значений ведет к люмпенизации населения и антагонизации социальной структуры общества.

     В общемировой практике проблема бедности известна очень давно. Она присуща  любому обществу независимо от общественного  устройства. В постсоциалистических странах, в том числе и в  России, официально она признана сравнительно недавно. В России, как и в большинстве стран мира, уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума, рекомендуемый как основа социальных гарантий

                                                                                                                                  14

трудоспособному населению, представляет собой набор  товаров и услуг, удовлетворяющих  самые насущные текущие потребности  работника на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. Сюда входят расходы на питание и непродовольственные товары краткосрочного пользования, включая оплату за жилье, транспорт, связь и ремонт предметов домашнего обихода, а также налоги и иные платежи. Динамика прожиточного минимума с 2004 по 2009г. представленна в таблице 2.

     Дифференциация  доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.).

Таблица 2. Величина прожиточного минимума(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

  Все  
население
в том числе  по социально-демографическим группам  населения Соотношение  
среднедушевых 
денежных доходов  
населения с величиной прожиточного  
минимума, процентов
трудоспособное  население пенсионеры дети
2004 2376 2602 1801 2326 270
I квартал 2293 2502 1747 2259 241
II квартал 2363 2588 1793 2313 253
III квартал 2396 2629 1816 2336 265
IV квартал 2451 2690 1849 2394 315
20052) 3018 3255 2418 2896 269
I квартал 2910 3138 2332 2795 226
II квартал 3053 3290 2449 2937 254
III квартал 3047 3288 2440 2921 267
IV квартал 3060 3302 2450 2931 322
2006 3422 3695 2731 3279 298
I квартал 3374 3640 2703 3234 243
II квартал 3443 3717 2747 3301 288
III квартал 3434 3709 2736 3292 299
IV квартал 3437 3714 2739 3290 358
2007 3847 4159 3065 3679 328
I квартал 3696 3993 2950 3536 270
II квартал 3809 4116 3033 3647 315
III квартал 3879 4197 3085 3704 328
IV квартал 4005 4330 3191 3830 391
2008 4593 4971 3644 4389 325
I квартал 4402 4755 3508 4218 279
II квартал 4646 5024 3694 4448 319
III квартал 4630 5017 3660 4418 338
IV квартал 4693 5086 3712 4472 362
2009 5153 5572 4100 4930 327
I квартал 5083 5497 4044 4857 276
II квартал 5187 5607 4129 4963 327
III квартал 5198 5620 4134 4978 321
IV квартал 5144 5562 4091 4922 386

Информация о работе Социальная составляющая экономической безопасности государства