Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 13:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, цели и направления социальной политики;
рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Введение
. Сущность, цели и направления социальной политики
. Основные показатели результативности социальной политики
.1 Уровень жизни, качество жизни
.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет
.3 Социальная справедливость и кривая Лоренца
. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах
. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Заключение
Список использованных источников
Успешная реализация этих подходов возможна лишь при условии постоянного экономического роста, развития частной инициативы и предприимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочения финансовой сферы.
2. Политика социальных гарантий.
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники - страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных. Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники - страховые взносы самих работников (иногда в их пользу - работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники - средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
Осуществляется частными компаниями (добровольное);
Осуществляется государством (принудительное);
Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью.
. Политика обеспечения занятости
Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему Государственной службы занятости населения образуют: Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения); региональные, городские, районные центры занятости; районные отделения городских центров занятости; информационные центры; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.
Основными функциями Государственной службы занятости являются:
анализ состояния и прогноз развития рынка труда, спроса и предложения на рабочую силу, организация с участием заинтересованных разработки программ занятости населения и контроля за их реализацией;
учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в подборе работы, содействие предприятиям, учреждениям, организациям и другим нанимателям в обеспечении их рабочей силой;
организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных в создаваемы учебных центрах или в других учебных заведениях;
разработка предложений о резервировании рабочих мест и об обеспечении гарантий занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи, включая выплату пособий;
регулирование процессов трудовой миграции на территории Беларуси;
осуществление контроля за соблюдением нанимателями законодательства о занятости населения;
разработка и внедрение современных систем обработки информации и управления процессом занятости населения [20, c.63].
. Политика социальной защиты
Социальная защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей всех граждан, а также лиц без гражданства. Предусматриваются специальные юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых, инвалидов).
К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи [6, c.97].
К формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.
Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления: социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь [1, c.64].
Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
социальная политика потребительский
2. Основные показатели
результативности социальной
.1 Уровень жизни, качество жизни
Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи:
-подготовка и реализация программ занятости;
-помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;
-обеспечение доступности ценностей культуры; развитие образования, медицины, социальное страхование.
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования "социального дна", возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.
Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни. [2, c.225]
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.
Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).
Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.
Качество жизни. В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.[2, c.227]
К основным показателям качества жизни относят: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровья и. физическое развитие населения и т.д.
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.
Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.
2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.
"Потребительская корзина"
формируется по основным
-питание;
-одежда, белье, обувь; предметы санитарии, гигиены, лекарства;
-мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
-жилищно-коммунальные услуги;
культурно-просветительные
-бытовые услуги, транспорт, связь; содержание детей в дошкольных учреждениях; налоги, обязательные платежи, накопления; прочие расходы. [15, c.75]
Различают минимальную "потребительскую корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, иррациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек. [18, c.22]
Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.
От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
Минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются на основе минимальной "потребительской корзины". Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.
Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.
Статистический метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.
Информация о работе Социальная справедливость и кривая Лоренца