Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 13:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, цели и направления социальной политики;
рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Введение
. Сущность, цели и направления социальной политики
. Основные показатели результативности социальной политики
.1 Уровень жизни, качество жизни
.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет
.3 Социальная справедливость и кривая Лоренца
. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах
. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Заключение
Список использованных источников
Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.
В Беларуси в 2007 году сохранилась тенденция увеличения в общем числе родившихся детей, рожденных вторыми и третьими. Если в 2006 году доля детей, рожденных первыми, составляла 57,4%, вторыми - 31,9% и третьими - 7,5%, то в 2007 году - соответственно 55,5%, 33,2% и 8,1%.
В 2007 году в республике родилось 103,4 тыс. человек, умерло 132,9 тыс. человек, прибыло в республику 14,2 тыс., выбыло 9,5 тыс. человек. По сравнению с 2006 годом число родившихся увеличилось на 6,7 тыс. человек, или на 6,9%; число умерших во всех возрастных группах сократилось на 5,6 тыс. человек, или на 4% (в том числе в трудоспособном возрасте - на 6,3%). Миграционный прирост за 2007 год по сравнению с 2006 годом сократился на 16,9% и составил 4,7 тыс. человек против 5,6 тыс. человек в 2006-м.
В минувшем году возрос уровень рождаемости - он составил 10,7 родившихся на 1000 населения против 9,9 родившихся в 2006 году. Причем такая тенденция наблюдалась как в городской, так и в сельской местности. В городах и городских поселениях общий коэффициент рождаемости увеличился до 10,8 человека на 1000 населения, в сельской местности - до 10,1. Показатели рождаемости повысились во всех областях.
Выше среднереспубликанского отмечен уровень рождаемости в Брестской области (11,7 человека на 1000 населения), а ниже среднереспубликанского уровня - в Витебской области (9,3 человека).
На 1 января 2008 года, численность населения Беларуси составила 9689,7 тыс. человек и по сравнению с 1 января 2007 года сократилась на 24,8 тыс. человек. За последние три года это наиболее низкий показатель общей убыли численности населения, подчеркнули в министерстве. За 2005 год население республики уменьшилось на 49,6 тыс. человек, за 2006 год - на 36 тыс. человек.
Численность населения снизилась во всех областях республики. Более всего - в Витебской (на 9,8 тыс. человек, или на 0,8%) и Могилевской областях (на 7,9 тыс. человек, или на 0,7%). В Минске численность населения увеличилась на 17,2 тыс. человек, или на 1%, в основном за счет миграционного прироста (на 14,9 тыс. человек) и незначительно за счет естественного прироста (на 2,3 тыс. человек).
Численность городского населения в целом по республике составила 7108 тыс. человек и увеличилась на 33,2 тыс. человек против 15,8 тыс. в 2006-м. Увеличение численности городского населения наблюдалось во всех областях, кроме Витебской и Могилевской.
В 2007 году в 80 из 207 городских поселений (38,6% к общему их числу) отмечался естественный прирост населения (превышение числа родившихся над числом умерших). В основном это городские поселения Брестской, Гродненской и Минской областей. Так, в Брестской области естественный прирост был в 20 из 29 городских поселений (69%), в Гродненской - в 20 из 32 (62,5%) и Минской - в 18 из 44 городских поселений (41%).
Численность сельского населения в отличие от городского продолжает сокращаться. За 2007 год она уменьшилась на 58 тыс. человек и на 1 января 2008 года составила 2581,7 тыс. Удельный вес сельского населения в общей численности населения составил 26,6% против 27,2% на соответствующую дату 2007 года. [23].
На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 90-х годов, численность населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста начала снижаться уже с начала семидесятых годов. Впервые смертность превысила рождаемость в 1993 г., и страна вступила в качественно новый этап своего развития - депопуляцию. Уже более 10 лет в Республике Беларусь годовая численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на положительный миграционный прирост, население в стране уменьшается.
Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития республики. Проблемы демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для Беларуси, поскольку они затрагивают жизненные интересы страны и ее населения. Следует учитывать, что даже при благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике, направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция в стране в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения, начавшимися несколько десятилетий назад и имеющими общемировые закономерности. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране, а численность населения сохранит отрицательную динамику еще длительное время, особенно сильно - во втором-третьем десятилетии XXI века.
Рассмотрим динамику расходов и доходов населения за 1990-2007 гг.
Таблица 4.1. Динамика расходов и доходов населения за 1990-2007 гг.
Показатель20002001200220032004
Рисунок 4.1. Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)
Примечание. Источник: [12]
В 2007 году денежные доходы населения составили 6047 тыс.руб. на душу населения (в 2000 г. - 557 тыс.руб.), в том числе оплата труда 3562 тыс.руб. (58,9%), социальные трансферты - 1269,9 тыс.руб.(21,0%), доходы от собственности - 102,8 тыс.руб. (1,7%), другие - 1112,6 тыс.руб.(18,4%).
Анализ динамики денежных доходов населения за 1990-2006 гг. показывает, что наиболее четкие тенденции сложились в области снижения доли доходов от собственности с 3,5% в 1995 г. до 1,7% в 2007 году. Доля оплаты труда в 2000 г. снизилась по сравнению с 1995 г. на 7,9%, а в 2007 году ее доля снова имела тенденцию к росту и составила - 58,9% по сравнению с 55,9% в 2000 году. Также в 2000 году заметен рост доли других доходов в общей структуре доходов населения, а в 2007 году отмечено снижение данного показателя на 4,4% по сравнению с 2000 годом, но если сравнивать этот показатель с 1995 годом, то здесь следует отметить увеличение на 8,6%.
Оплата труда остается, тем не менее, главным фактором, влияющим на рост денежных доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2007 году составила 694,0 тыс. руб. (в 2006 г. - 582,2 тыс. руб.). Если ее среднереспубликанский уровень принять за 100%, то выше этого уровня заработная плата в 2007 г. была в промышленности (111,6%), строительстве (129%), на транспорте (118%) и связи (117%), науке и научном обслуживании (126,5%), в сферах финансов (175,6%) и управления (150%). Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата была в торговле и общественном питании (76%), отраслях социальной сферы (77-88%): здравоохранении, образовании, культуре и др. Причем эта ситуация сохраняется с 1990 г.
Общая позитивная тенденция роста доходов населения и реальной заработной платы не снимает с повестки дня необходимость более целенаправленного решения весьма сложных и острых проблем в этой сфере:
по прежнему остается низкой доля оплаты труда в ВВП - 44,2% в 2005 г. (33,3% в 2004 г., 35% - в 2003 г., 36,6% - в 2001 г.), тогда как в экономически развитых странах она составляет 50-60%;
реальные денежные доходы населения в 2007 году выросли по отношению к 2005 г. на 13,2%, а реальная среднемесячная заработная плата на 10,0% (при росте потребительских цен на 17,5%), что свидетельствует о медленных темпах восстановления ее главных функций - воспроизводственной и стимулирующей, которые были учтены в кризисные годы.
Ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной. Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину - 28% от общей численности населения или 2676 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. живут в крайней бедности, когда доходы в два раза ниже величины прожиточного минимума.
К основным группам с высоким уровнем бедности относятся проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и непрестижных видах работ в других секторах экономики.
Общий вывод состоит в том, что глубинной, корённой причиной бедности в Беларуси является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Часто получение работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление «работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.
Значимость и роль государства в отношении отраслей социальной сферы возрастает в связи с тем, что в экономике республики наряду с рыночной системой хозяйствования действует нерыночный сектор, куда относятся отрасли образования, культуры, здравоохранения и др. и их регулирование резко отличается от регулирования рыночным сектором.
В Беларуси взят курс на модернизацию и техническое переоснащение медучреждений. Со стороны государства для этого созданы все условия. Объем государственных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в 2007 году увеличился в 2,7 раза.
В последние годы финансовое обеспечение медицинской отрасли значительно улучшилось. Расходы за пятилетку увеличились в 2,4 раза, а в расчете на одного жителя с 52,7 до 128,5 доллара США. Удельный вес расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту в 2007 году составил 4,5%, а к 2010 году запланировано довести его до 7% ВВП.
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению Беларуси в 2007 г. оказывалась в 1 970 лечебно-профилактических организациях (ЛПО), из которых 1 448 относятся к системе Министерства здравоохранения (2006 г. - 1 461).
Из числа амбулаторно-поликлинических организаций системы Минздрава медицинская помощь населению оказывалась в 745 самостоятельных (необъединенных) поликлиниках и амбулаториях, 485 поликлинических отделениях больниц и роддомов, 55 врачебных здравпунктах, 69 стоматологических поликлиниках и 94 диспансерах.
В 2007 г. число ЛПО системы Минздрава увеличилось на 28 самостоятельных поликлиник, в то же время было сокращено 26 поликлинических отделений в составе больниц и роддомов и 9 диспансеров.
Медицинская помощь городскому населению оказывалась в 156 самостоятельных поликлиниках и 272 поликлинических отделениях в составе больниц и роддомов. В сельской местности насчитывались 589 врачебных амбулаторий и 213 поликлиническое отделение участковых больниц.
Медицинское обслуживание детского населения осуществляется 374 детскими поликлиниками, отделениями и консультациями (2006 г. - 379), помощь женскому населению оказывается в 326 женских консультациях и акушерско-гинекологических кабинетах/отделениях (2006 г. - 324). В республике работают 14 консультаций «Брак и семья» и 6 медико-генетических консультаций [26].
Стоматологическая помощь населению в 2007 г. оказывалась в 69 самостоятельных стоматологических поликлиниках и 1 054 отделениях. В 2006 г. работало 212 зубопротезных мастерских и 57 ортодонтических отделений.
В Республике Беларусь существует широкая сеть медицинских организаций по оказанию специализированной помощи, которая в 2007 г. оказывалась в 94 диспансерах.
Число станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи уменьшилось с 205 в 1994 г. до 189 в 2007 г.
В настоящее время в Беларуси проводится активная работа по реформированию системы здравоохранения. Одним из направлений является реструктуризация ЛПО и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи. Усиление амбулаторно-поликлинического звена происходит за счет внедрения новых технологий, применявшихся ранее только в стационарах, развития перспективных догоспитальных форм медицинской помощи - дневных стационаров и стационаров на дому, за счет перераспределения ресурсов и функций между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью в пользу первой.
В настоящее время принято ряд мер по повышению эффективности использования кадровых ресурсов здравоохранения, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи населению. Вопросы кадровой политики решаются с учетом реорганизации здравоохранения, внедрения современных и высокотехнологичных подходов к оказанию медицинской помощи населению.
Образование, составляя один из ключевых факторов международного престижа Республики Беларусь, позволяет ей сохранить довольно высокое место в международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет образование.
Информация о работе Социальная справедливость и кривая Лоренца