Социальная справедливость и кривая Лоренца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, цели и направления социальной политики;
рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")

Содержание

Введение
. Сущность, цели и направления социальной политики
. Основные показатели результативности социальной политики
.1 Уровень жизни, качество жизни
.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет
.3 Социальная справедливость и кривая Лоренца
. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах
. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

Бюджетное финансирование остается основой обеспечения права граждан на образование.

На протяжении последних лет удельный вес бюджетных расходов на образование (без учета капитальных вложений) по отношению к валовому внутреннему продукту возрос с 6,2% в 2000 году до 6,4% по проекту бюджета 2007 года.

Это позволило обеспечить финансирование основных расходов всех ступеней образования, от дошкольного до высшего, осуществить мероприятия по реформе общеобразовательной школы, государственных программ в области образования, таких, как Президентская программа "Дети Беларуси", программа "Информатизация системы образования", Программа капитального ремонта зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образования, на 2005-2007 годы, мероприятия в области образования по Государственной программе возрождения села на 2005-2010 годы [25].

Получают дальнейшее развитие новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи), предоставляющие качественно новый, повышенный уровень образования, сохраняется уровень приема в средние специальные и высшие учебные заведения, обеспечивающего в достаточной мере потребность экономики республики в квалифицированных кадрах. Создаются необходимые условия для получения специального образования на всех уровнях обучения и воспитания для детей с особенностями психофизического развития.

Понимая важность качественного образования, принимаются меры, направленные на улучшение финансирования отрасли, укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствование оплаты труда педагогических работников, социальную защиту обучающихся в учреждениях образования.

Несмотря на имеющиеся успехи в образовательной сфере, имеется и ряд проблем.

Как уже отмечалось выше, государственное финансирование образования в 2007 г. достигло 6,4% от ВВП, а по международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Это влечет за собой перегруженность не только средней школы, но и вузов, проводящих занятия зачастую в две и больше смен. В последние годы практически перестали открываться новые профессионально-технические училища, а старые - зачастую ликвидируются, что чревато нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров на рынке труда [10].

Рынок труда Республики Беларусь развивается в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической системы в начале 90-х годов. Была поставлена цель - определить правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения республики в условиях многоукладной экономики.

За последние годы ситуация на национальном рынке рабочей силы изменилась к лучшему, она стала более стабильной и управляемой.

В настоящее время в экономике республики активизируются процессы реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест, в связи с чем намечается тенденция роста численности занятого населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере в 2006 -2010 г.г. является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Рост численности занятых в экономике отмечен с 2005 г. (за 2005-2006 гг. численность занятых увеличилась на 86,5 тыс. чел.). Прогнозируется дальнейшее увеличение численности занятых в экономике до 4740-4775 тыс. человек к 2010 году (по сравнению с 2005 г. примерно на 400 тыс. человек) и рост уровня занятости до 77,5-77,6% (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам).

В республике численность населения, занятого в экономике за январь-июнь 2007 года, по данным Министерства статистики и анализа, составила 4471,8 тыс. человек, увеличившись по сравнению с началом 2007 года на 26,5 тыс. человек (при прогнозе 4375-4448 тыс. человек).

Продолжается перераспределение занятого населения между отраслями экономики, увеличение доли работающих в сфере услуг.

За январь-июнь 2008 года прием работников восполнил их выбытие на 102,3 процента, принято работников на 9,8 тысяч больше, чем уволено.

Оборот рабочей силы составил 859,0 тысяч человек или 24,3 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2007 г. - 22,8 процента).

В связи с высвобождением уволено 4,5 тысяч человек, что составило 90,0 процентов к аналогичному периоду 2007 года.

Вынужденная неполная занятость на производстве сократилась с 98,9 тыс. человек в первом полугодии 2007 до 64,0 тыс. человек в 2008 году, или на 35,3 процента к 2007 году.

В 2008 году увеличилось число граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве на постоянную работу как в целом по республике, так и по областям. В I полугодии 2008 г. на учет было поставлено 168,8 тыс. граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, из них признано безработными 107,7 тыс. человек, или 64 % от числа обратившихся.

Увеличился спрос на рабочую силу. На 1 июля 2008 г. в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 68,7 тыс. вакансий, что составило 120,5 процента к уровню 2006 года, количество свободных рабочих мест в 1,6 раза превысило число безработных (в г. Минске на одного безработного приходилось семь вакансий).

С начала года трудоустроено 108,5 тыс. человек, в том числе 70,3 тыс. безработных, или 65 % от числа всех трудоустроенных.

В общественных оплачиваемых работах приняли участие в I полугодии 2008 г. приняли участие 43 тыс. человек, из них 28 тыс. безработных, или 65% от всех принявших участие.

Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 218 семей безработных (151,4% к аналогичному периоду прошлого года) с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения.

На 1 июля 2008 года в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 42,7 тыс. безработных (92,2 процента от численности безработных на 1 июля 2007 г.), уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах - 0,9 процента к численности экономически активного населения (на 1 июля 2007 г. - 1,0 процент).

Средний размер пособия на одного безработного в июне 2008 г. составил 46 тыс. рублей, или 22% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В январе-июне 2008 года развитие рынка труда малых городских поселений происходило в соответствие с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.

В целом по малым городам Республике Беларусь количество безработных за анализируемый период снизилось на 973 человека (-8,9%) - с 10950 до 9977 человек. Рост безработных произошел в 55 городских поселениях из 187 (29,4%), в 119 (63,6%) - произошло снижение, в 13 (7%) - ситуация стабилизировалась.

В областном разрезе численность безработных с начала года:

в Брестской области снизилась на 110 человек (-5%) с 2210 до 2100 чел.;

в Витебской - снизилась на 80 человек (-4,6%) с 1757 до 1677 чел.;

в Гомельской - снизилась на 6 человек (-0,4%) с 1591 до 1785 чел.;

в Гродненской - снизилась на 268 человек (-12,7%) с 2112 до 1844 чел.;

в Минской - снизилась на 188 человек (-12,1%) с 1556 до 1368 чел.;

в Могилевской - снизилась на 321 человек (-18,6%) с 1724 до 1403 чел.

Таким образом, по состоянию на 1.07.2008 21% всех безработных в малых городах сконцентрированы в Брестской области, 16,8% - в Витебской, 15,9% - в Гомельской, 18,5% - в Гродненской, 13,7% - в Минской, 14,1% - в Могилевской.

Количество вакансий по малым городским поселениям с начала года увеличилось с 6714 до 9622 мест, или на 43,3%. Напряженность на рынке труда малых городов снизилась с 1,6 безработных на 1 вакансию на 1.01.2008 (1,3 по республике) до 1,0 на 1.07.2008 (по республике 0,9). Этот показатель варьируется от 2,0 в Брестской области до 0,6 в Минской. В 17 малых городских поселениях (9,1% от общего количества) по состоянию на 1.07.2008 вакансии отсутствовали.

В 36-ти городских поселениях, включенных в Государственную программу содействия занятости населения на 2008 год за январь-июнь суммарно численность безработных снизилась на 412 человек (-11,3%) с 3647 на 1.01.2008 до 3235 на 1.07.2008.

Снижение численности безработных произошло в 27 городских поселениях (75% от общей численности программных городов), в 7 (19,4%) численность безработных незначительно увеличилась, в 2 (5,6%) - стабилизировалась.

В территориальном разрезе 31,4% от всех безработных в программных городах сконцентрированы в Брестской области, 20,1% - в Витебской, 11% - в Гомельской, 11,1% - в Гродненской, 14,5% - в Минской, 11,9% - в Могилевской.

Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями - программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

Выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов.

Мероприятия Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.

В соответствии с мероприятиями Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и принимаются меры по решению их проблем. Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероприятий данной Программы Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и соцзащиты [23].

В ходе реализации названных программ при определении нуждаемости одиноких граждан пожилого возраста и ветеранов в социальной поддержке применяется выявительный подход, что позволяет обеспечить адресность предоставляемой помощи.

С целью предупреждения и снижения уровня инвалидности, а также создания и развития системы профессиональной, трудовой и социальной реабилитации с октября 2006 года начала выполняться Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы.

Активизации мероприятий по созданию безбарьерной среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры будет способствовать выполнение Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 424).

В республике повсеместно внедрена система социальных стандартов по обслуживанию населения, которая охватывает всю социальную сферу и включает 44 норматива в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и бытового обслуживания.

Нормативом государственного социального стандарта в области социального обслуживания является обеспеченность населения центрами социального обслуживания населения - один центр на административный район. Стандарт обеспечивает оказание максимальной разносторонней и качественной помощи нуждающимся категориям граждан и семей, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, делает социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.

Постоянно предпринимаются меры по обеспечению эффективного функционирования социального стандарта, его расширению и переводу на более высокий качественный уровень путем укрепления материально-технической базы 156 территориальных центров, развития их внутренней структуры; увеличения охвата социальным обслуживанием сельских жителей, особенно в отдаленных малонаселенных пунктах.

С начала года количество подразделений в центрах увеличилось с 782 до 801. В среднем на один центр приходится 5,1 подразделений. По состоянию на 1 июля численность граждан, состоящих на учете, составляет 1544,7 тыс. человек, в т.ч. 152 тыс. одиноких и 530 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан. Отделениями социальной помощи на дому центров обслуживается 77 тыс. нетрудоспособных граждан.

Деятельность центров позволяет одиноким и одиноко проживающим нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в уходе, максимально долго оставаться в привычной обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут исчерпаны - поселяться в дома-интернаты.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. В республике численность инвалидов составляет более 508 тыс. человек, в том числе около 28 тысяч детей-инвалидов. Функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, в том числе Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. Нуждающиеся инвалиды обеспечиваются протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации бесплатно или на льготных условиях.

Осуществляемые мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов позволили в I полугодии улучшить показатели обеспеченности нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации. В очереди на получение спецавтотранспорта по состоянию на 1 июля 2008 г. состояло 3867 инвалидов, в том числе 22 инвалида Великой Отечественной войны, что на 290 инвалидов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [23].

Информация о работе Социальная справедливость и кривая Лоренца