Социально-экономическая структура развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Для этой группы стран зарождение экономики имеет свою специфику, вытекающую из особенностей развития их культуры и экономики. И на первом плане стоит проблема унаследованной от колониального прошлого социально-экономической отсталости. В результате распада колониальной системы в мире появилось более 120 новых государств, в которых сосредоточено свыше половины населения планеты. Эти страны, хотя и получили политическую независимость, продолжают испытывать последствия колониального прошлого, а в настоящее время и негативное воздействие политики неоколониализма.

Вложенные файлы: 1 файл

3. Основная часть.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Выход из ловушки вековой  отсталости и бедности — проблема № 1 в развивающихся странах.

Имеются различные концепции  прорыва, которые использовались в  экономической политике этих стран.

В 1960-х гг. XX в. развивающиеся страны пытались вырваться из порочного круга «бедность порождает бедность» за счет роста государственного сектора, который должен был компенсировать недостаток частных инвестиций. Однако государственный сектор оказался недостаточно эффективным. Развитие в рамках этой модели не смогло перевести частный сектор на новый уровень хозяйствования и активизировать внутренние рыночные силы.

Прорыв казался возможным  и за счет привлечения финансовых источников извне, т.е. иностранных  займов. Займы должны были влить в страну недостающие активы. Приток зарубежных активов рассматривался как панацея от стагнации.

Однако внешний долг не стал источником экономического роста.

Такие долги попросту проедались, не прокладывая дорогу долговременным факторам экономического роста. В результате этого неэффективная экономика, отягощенная коррупцией, не смогла обеспечить эффективное использование внешних заимствований и привела к росту внешней государственной задолженности.

В связи с нерациональным использованием внешних заемных средств размеры финансовой помощи стали уменьшаться. Развитие этих стран, имевших проблемы с обслуживанием внешнего долга, в 80-е гг. затормозилось. Лишь в начале 1990-х гг. появилась перспектива восстановления темпов экономического роста.

Осознание невозможности развиваться за счет внешнего долга заставило искать новые подходы взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами.

В результате появилась  концепция, получившая название «новый экономический порядок». Она призывает  перераспределять доходы в пользу стран, отстающих в своем развитии.

Новый экономический  порядок предполагает особый режим  международных хозяйственных связей, состоящий в том, чтобы:

  • отдавать 0,7% ВВП в пользу развивающихся стран;
  • снять ограничения на импорт товаров этих стран;
  • простить долги или смягчить их бремя;
  • формировать фонд стабилизации, компенсирующий потери от падения цен на традиционный экспорт таких стран;
  • индексировать экспортные цены путем привязки цен экспортных товаров к ценам своего импорта.

В подобных предложениях просматривается потребность развивающихся стран в амортизации «шоков» на международных рынках. Однако многие их предложения носят нерыночный характер (принудительная привязка экспортных цен к импортным ценам).

В последнее время  все в большей мере утверждается иное видение перспектив экономического роста PC, которое связывает их будущее с усилиями развития внутреннего рынка. Развиваться за счет иностранной помощи бесконечно — невозможно. Уповать на то, что игроки мирового рынка будут ориентироваться на нерыночные цены, выгодные для отстающих стран, также нереально. Положение развивающихся стран может улучшиться только на основе развития их внутреннего рынка, повышения удельного веса продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Весьма популярна концепция прорыва из бедствий, нищеты в царство благоденствия за счет использования иностранного предпринимательского капитала на своем рынке. Такая практика успешно применялась в Китае, и сейчас она активно применяется в Индии. Такие же страны, как Гонконг, Тайвань, Южная Корея и Таиланд, преуспели в промышленном развитии за счет привлечения иностранного капитала. Эти страны получили название новых индустриальных стран (НИС). НИС включились в международное разделение труда не через готовый продукт, а через продажу его составных частей. Такая возможность у этих стран появилась, поскольку ТНК размещали свое производство по всему миру, используя конкурентные преимущества развивающихся стран в отношении дешевизны используемых ресурсов, в том числе и трудовых. Получив новые рабочие места, страна расширила емкость своего внутреннего рынка. На этой основе стало подниматься и внутреннее предложение. Появляется и отечественный капитал, который уже действует на мировых рынках, в том числе и в форме ТНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Страны, освободившиеся от колониальной зависимости после  второй мировой войны, имели много  существенных общих черт: сходство исторического "колониального" прошлого; общность стоящих перед ними проблем. На основании этой общности совокупность указанных стран стала именоваться "третьим миром", развивающимися странами.

Десятилетия независимого развития стран "третьего мира" способствовали его существенной дифференциации по нескольким направлениям. Во-первых, неодинаковая степень классовой дифференциации в каждой развивающейся стране создала в них различную расстановку социально-политических сил.

Во-вторых, произошла  дифференциация между развивающимися странами по богатству, по среднему уровню жизни, по их финансовым возможностям (появился так называемый "четвертый мир" преуспевающих нефтедобывающих арабских стран и, с другой стороны, выделенная ООН "группа 33-х" беднейших стран, нуждающихся в постоянной поддержке мирового сообщества).

В-третьих, произошла  дифференциация "третьего мира" по направлению развития, по избранной модели, по внешнеполитическим предпочтениям в условиях "холодной войны".

Стремительная многоплановая  дифференциация "третьего мира" сделала  его крайне неоднородным. Поле взаимных интересов внутри него резко сузилось, а там, где оно сохранилось, с трудом налаживается взаимодействие. Поэтому с сер. 70 гг. термин "третий мир" может применяться по отношению к развивающимся странам только условно.

Основная задача, вставшая перед развивающимися странами после  деколонизации - ликвидация общей экономической отсталости. Большая часть афро-азиатских стран, в которых буржуазные отношения укоренились достаточно глубоко и прочно, проблему ликвидации отсталости намеревались решать на путях форсированной капиталистической индустриализации. Часть стран, однако, в разное время предпочли избрать путь некапиталистического развития, т. е. "социалистическую ориентацию". Этот выбор был обусловлен сочетанием целого ряда факторов внутреннего и внешнего плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гончаров И.В. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3.
  2. Даренцев А.М. Развивающиеся страны в соверменном мировом хозяйстве. М.:Экономика, 2009.
  3. Егоров А.М. Мировая экономика. М.:Ифнра-М, 2007.
  4. Имаров К.А. Положение развивающихся стран в начале 21 века. // Вопросы экономики, №4, 2010.
  5. Калесников А.М. Мировая экономика. М.:Инфра-М, 2007.
  6. Николаева И.П. Мировая экономика. - М., 2004.
  7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М., 2005.
  8. Эльянов А. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран. - М., 2005.
  9. Уляхин В. Н. Модернизация в странах СНГ и Азии // Восток, 1993, № 5.

Информация о работе Социально-экономическая структура развивающихся стран