Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:03, реферат
В экономической теории такое понятие как «экономический институт» было введено институционально-социологическим направлением в изучении экономической науки. Основоположником институционализма принято считать Т. Веблена, У. Гэлбрейта, Я. Тинберга и других. Сторонники институционализма уделяют внимание исследованию таких основных проблем: экономическая власть и контроль над экономикой. В этой связи представители данного направления использовали концепцию «институты».
Основополагающей
характеристикой
Социально-экономические институты можно подразделить на три группы: уникальные институты, или институты, нормы которых не входят в состав других институтов; институты локального охвата, то есть институты, нормы которых входят в состав ряда других институтов; институты всеобщего охвата, то есть институты, нормы которых входят в состав подавляющего большинства других институтов.
3. Социальная справедливость как
социально-экономический
В системе социально-
Рассматриваемое понятие
отвечает определениям института, данным
видными представителями
- правила соблюдения социальной справедливости;
- нормы поведения,
которые структурируют
- механизмы, обеспечивающие выполнение как правил соблюдения социальной справедливости, так и норм поведения людей в экономических отношениях;
- распространенное представление о том, что экономические отношения в обществе, выполняемые им и человеком функции должны быть подчинены принципам социальной справедливости.
Как социальный институт справедливость - одна из форм организации, регулирования и упорядочения общественной жизни и поведения людей в экономической сфере. Как экономический институт она предстает в виде правил и ограничений экономического поведения.
Институт социальной
справедливости в экономических
отношениях может носить формальный
и неформальный характер. Формально
он определяется в виде официально
принятых правовых норм, закрепляющих
тот или иной допустимый уровень
или меру справедливого экономического
поведения в экономике и
Формальные и неформальные нормы рассматриваемого института находятся в тесном взаимодействии. Например, при распределении фонда оплаты труда на малых предприятиях, где заняты люди, связанные дружескими и семейными отношениями, как правило, имеет место полное соответствие указанных норм. В то же время вводимые во многих предпринимательских структурах этические кодексы не соответствуют сложившимся в России неформальным межличностным отношениям, социально-психологическому климату и организационной культуре.
4. Роль институтов в
На протяжении восьми лет 21 го столетия российская экономика развивалась устойчиво высокими темпами. Создавалась иллюзия об экономическом благополучии и политической стабильности страны. Но бум экономического развития не мог продолжаться бесконечно и Россия, как и все другие страны, попала в сети мирового экономического кризиса, так как в основе российских успехов лежали такие неустойчивые факторы, как высокие цены на энергоресурсы и наличие дешевых денег на мировых финансовых рынках. Институциональная среда, которая должна создавать устойчивую основу для экономического роста, на данном этапе находится в весьма в неразвитом состоянии. Российские институты, как экономические, так и политические просто не способны смягчить и корректировать последствия экономического кризиса.
В нынешней кризисной
ситуации перед правительством России
стоит стратегическая задача создания
условий для осуществления
С точки зрения
институциональной школы
Институты, как
нормы или правила, определяют те
или иные аспекты социально-
Эффективность институтов
определяют уровень затрат на ведения
бизнеса, привлекательность участия
в бизнесе для частных
Если рассматривать индексы качества институциональной среды, публикуемые различными организациями, то они дают оценку динамики качества институтов России ощутимо отстающую от экономически развитых стран. Как показывает анализ рост, который наблюдался в стране до кризиса, сопровождался не качественными изменениями.
Таким образом, в
настоящее время
Важным свойством современного хозяйства является то, что экономический рост возможен и при наличии неэффективных устойчивых институтов, то есть при определенной степени дисфункциональности системы. Под дисфункцией понимается потеря качества основных параметров института. Для восстановления качественного потенциала института требуются денежные ресурсы, причем, чем больше глубина дисфункции, тем больше денежных ресурсов требуются.
Инвестирование
институциональных изменений
Таким образом, развитие
институтов составляет качественное ядро
долгосрочного экономического роста.
Между экономическим ростом и
институтами существует двусторонняя
связь: высокий уровень развития
институтов содействует экономическому
росту, в то время как, экономический
рост ускоряет развитие институтов, то
есть политика стимулирования экономического
роста при постепенном
Заключение
Экономика как система воспроизводства и развития общества состоит из подсистем и элементов. Подсистемами воспроизводства являются сферы производства, распределения, обмена, потребления и накопления, которые, в свою очередь, состоят из менее крупных образований. Эти структуры экономики реализуют институты разделения труда и рынка, которые обеспечивают эффективность конкурентного производства, обмена и распределения экономических благ. Другим базовым институтом рыночной экономики является частная собственность во всей полноте ее прав владения, распоряжения и пользования благами предприятиями, организациями и домохозяйствами.
Начало преодоления
разрыва уровня экономического развития
России и ведущих стран предполагает
коренное изменение многих сторон хозяйственной
жизни страны, исключительных усилий
государства, бизнеса и граждан.
Для этого необходимо качественное
повышение эффективности
Для решения этой
задачи государство должно обеспечить
формирование современных экономических
институтов, способствующих развитию
предпринимательской активности и
трудовой мотивации граждан, превращению
России в страну, притягательную для
иностранных инвестиций. Иными словами,
речь идет о формировании благоприятного
инвестиционного и
Ключевыми элементами
этого климата являются обеспечение
гарантий прав собственности, обеспечение
равных условий конкуренции, снятие
административных барьеров на пути ведения
бизнеса, движения труда и капитала,
ответственная бюджетная и
Предпринимательский и инвестиционный климат характеризуется комплексом взаимозависимых факторов. В их числе:
- политическая стабильность и предсказуемость;
- макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);
- защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;
- уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов;
- уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции;
- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
- качество банковской системы и других финансовых институтов;
- компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;
- открытость экономики;
уровень монополизации рынков, величина барьеров входа на рынок;
- уровень развития инфраструктуры; качество рабочей силы.
Если какой-то институт работает неэффективно, страна может пытаться реформировать его, руководствуясь опытом других стран.
Перенос института на новую почву в некоторых случаях инициируется страной-экспортером. Экспорт институтов странам выгоден - помогая странам-импортерам провести реформы, они распространяют на них свое влияние или получают возможность снизить свои риски. Но зачастую они выделяют средства на соответствующие институциональные реформы на условиях согласия с предлагаемыми ими решениями, а у страны-импортера просто может не оказаться иной возможности, кроме как принять эти условия. Возникает дилемма: помощь спасает, но ослабляет. «Покупая» извне институциональные реформы, нация лишается возможности самой сделать свой выбор. К тому же перенос институтов, во-первых, происходит с помощью двух неэффективных (по определению) бюрократических машин - страны-донора и страны-реципиента - и, во-вторых, не все институты одинаково полезны в новой среде. Широко известны как удачные, так и неудачные примеры импорта институтов.
Но страны и сами могут импортировать институты, причем процесс этот может инициироваться как снизу, так и сверху. Скажем, в рамках нашей судебной системы сложно улаживать хозяйственные споры, «домашние» институты в этой сфере неэффективны, и люди в массовом порядке начинают обращаться в другие суды - в английский, например.
Однако в институциональном импорте, так же как в бухгалтерском балансе, содержащем, помимо активов, пассивы, всегда есть положительные и отрицательные моменты. И это должны осознавать обе стороны: и та, которая экспортирует свои институты, и та, которая принимает их.
Информация о работе Социально-экономические институты и их роль в экономической жизни общества