Социально-экономические проблемы молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Актуальность. Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

Содержание

Введение
1.Молодёжь как особая социальная группа
2.Положние молодежи как особой социальной группы на российском рынке труда
3.Современные направления решения социально-трудовых проблем молодежи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-трудовые проблемы молодежи.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный Университет»

Кафедра: «Экономика и технология управления»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Экономика труда»

на тему «Социально-трудовые проблемы молодежи»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка  3 курса

группы  ЭКМ-б-о-111

Ф.И.О.  Алимурадова О. М.

Проверила: профессор, доктор       экономических наук  Лазарева Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2013

Содержание 

Введение  

1.Молодёжь  как особая социальная группа

2.Положние  молодежи как особой социальной группы на российском рынке труда

3.Современные  направления решения социально-трудовых  проблем молодежи

Заключение  

Список литературы            

 

Введение

 

Актуальность. Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.

Молодёжь характеризуется  теми общественными отношениями  и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Одной из проблем современной молодёжи является тяжелая обстановка на рынке труда. Молодые люди, получившие профессиональное образование, не имеют возможности приме-нить свои навыки на практике. Однако они относятся к наиболее продуктивному возрасту, и их неучастие в хозяйственной деятельности приводит к значительным потерям валового внутреннего продукта за счет неполного пспользованпя трудового потенциала страны. В конечном итоге это приводит к низкой рентабельности и убыточности предприятий, экономи¬ческой депрессии, снижению налоговых поступлений, дефициту государственного бюджета.

Незанятая молодёжь представляет собой один из четко  определенных устойчивых сегментов  рынка труда, характеризующийся  стабильным ростом предложения рабочей  силы.

Переход к  рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной пе-рестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Однако сегодня положение на рынке труда продолжает оставаться очень сложным, и ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Растут масштабы безработицы, в особенности скрытой и частичной, продолжительность ее периода, сокращается спрос на рабочую силу на действующих предприятиях, а ввод новых рабочих мест зачастую не компенсирует даже их физического выбытия. Цель исследования: выявить основные социально-трудовые проблемы молодежи.

Задачи:

- рассмотреть  молодёжь как особую социальную  группу;

- исследовать  положение молодежи как особой  социальной группы на российском  рынке труда;

- охарактеризовать современные направления решения социально-трудовых проблем молодежи.

 Методы исследования: анализ литературы по проблеме, синтез полученных знания, индукция, дедукция, анализ опыта решения социально-трудовых проблем молодёжи.

 

1.Молодёжь как особая социальная группа

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо  представить  себе, что же такое молодёжь, чем  она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава  посвящена анализу  индивидуально-личностных особенностей,  свойственных  молодому   возрасту,   и   закономерностей усвоения  норм,  ценностей,  установок,  присущих  обществу,  различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим  воздействие  на личность. [13, с. 56]

В   отечественном   обществознании   долгое   время   молодёжь   не рассматривалась как самостоятельная  социально-демографическая  группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой   структуре    общества,    и    противоречила    официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Сегодня учёные определяют  молодёжь  как  социально-демографическую  группу  общества,  выделяемую  на  основе  совокупности  характеристик, особенностей социального положения  и  обусловленных  теми  или  другими социально-психологическими  свойствами,  которые  определяются  уровнем социально-экономического,    культурного    развития,     особенностями социализации в российском обществе.

Молодость-это  путь в будущее, который выбирает сам  человек.  Выбор будущего, его планирование- это характерная черта   молодого  возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что  с ним будет завтра, через месяц, через год.

В  возрастной  психологии  молодость  характеризуется  как   период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания  и формирования социального статуса личности. Сознание  молодого  человека обладает  особой  восприимчивостью,   способностью   перерабатывать   и усваивать огромный  поток информации.  В этот   период   развиваются критичность  мышления,  стремление  дать  собственную   оценку   разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе  с  тем  в этом  возрасте  ещё  сохраняются  некоторые  установки  и   стереотипы, свойственные предшествующему поколению.

Молодость - пора, когда  каждый должен  сам  определить  свою  судьбу, найти единственно  верный, ведущий  к  успеху  жизненный  путь,  который позволит максимально  реализовать  свои  способности  и  дарования.  Это период,  сопряжённый  с мучительно  трудным процессом   самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку  нужно определить  границы своих реальных возможностей, понять, на что он  способен,  утвердить себя  в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо  сформировать максимально    достоверное    представление    о    окружающим    мире, систематизировать ценностные  ориентации,  политические,  нравственные, эстетические  воззрения.   Жизнь   ставит   молодого   человека   перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях  дефицита жизненного опыта. [5, с. 82]

Молодежь — это  особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Нижняя возрастная граница  определяется, что с 14 лет наступает  физическая зрелость и человек может  заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя  граница определяется достижением  экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации. [2, с. 152]

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок  образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Молодежь  составляет 41% населения России в  трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности , строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России. [12, с. 94]

Границы молодежного  возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

 

 

 

 

 

 

2.Положние  молодежи как особой социальной  группы на российском рынке  труда

 

В значительно  большей степени острота социально-трудовых проблем молодежи связана с особенностями молодёжи как наиболее взрывоопасной с социальной точки зрения группы. Непринятие ею направления развития общества может стать не только помехой такого развития, но и угрозой самому существованию общества. Общество, не получив притока молодых сил, окажется в проигрыше, ибо нарушается его нормальное воспроизводство.

Сегодня не сам  труд, а заработок н забота о  социальной защищенности являются главными составляющими трудовой мотивации. Более заметной стала тенденция  инструментализа-ции мотивации труда. Самоценное отношение к труду, с  точки зрения его содержания, вытесняется в сознании молодежи оценкой смысла труда как средства достижения других целей.

Эта тенденция  была бы положительной, если бы в ней  более определенно проявлялся процесс  рационализации труда. Тогда доминировал  бы достиженческий комплекс ценностей, таких как мастерство, добросовестность, ответственность, честность, бережливость, самоотдача, во многом характерный для западной трудовой этики. У нашей молодежи мастерство и профессионализм, честность и принципиальность, а также высокие показатели в работе оказались отодвинутыми в конец, уступив место оплате за труд. [9, с. 161]

Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать  свои способности и дарования. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии - это решение, которое в значительной степени формирует образ последующей жизни. Современному работнику уже мало знать и уметь, для него важнейшим становится момент самовыражения.

Это достаточно ярко проявляется  и в попытках начального самоутверждения  молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность  трудоустройства либо игнорируется, (решение проблемы откладывается на срок завершения обучения или осуществляется нерыночными методами через родных и знакомых), либо становится новым стимулом к дальнейшему самоутверждению.

Молодежь имеет ряд  особенностей, обусловливающих специфику ее положения на рынке труда.

Молодежь отличается высоким  уровнем социальной и трудовой мобильности  молодежи. Многие представители молодежи готовы, не раздумывая, сменить место  работы, ездить в командировки. Вступление в трудовую жизнь с ориентацией  не на опыт, а на идеалы, усво¬енные в процессе обучения и воспитания, традиционно рассматривалось как негативная осо-бенность молодого работника.

Отсутствие  опыта влияет и на способности  молодежи к инновациям. В практической деятельности молодежь оказывается более консервативной, чем работники средних возрас-тных групп. Последние могут трезво оценить все достоинства и недостатки сложившейся ситуации. Этого не сможет сделать молодой специалист, как бы ни были глубоки его теоретические знания и широк кругозор. Другое дело, что молодые сотрудники меньше сопротивляются инновациям, но не столько по приверженности им, сколько по недостаточной приверженности старому. [12, с. 97]

По сравнению  с другими возрастными группами работников молодежь характеризуется  более продолжительным периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может быть востребовано работодателями.

Традиционно приписываемый  молодежи более высокий образовательный  уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Все большие группы молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников.

Информация о работе Социально-экономические проблемы молодежи