Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:16, контрольная работа
Долгое время экономика нашей страны обеспечивала экономический рост преимущественно за счет экстенсивных факторов, т. е. использовала в производстве все больше экономических ресурсов. В бывшем СССР прирост производства, обусловленный интенсивными факторами, составлял 20—30 %. Необходимость экономического роста сегодня признана всеми.
После десятилетия экономического спада, обусловленного сменой общественного строя, Россия вошла в полосу реальной экономической и политический стабилизации. Недопустимо дальнейшее отставание от развитых и многих новых развивающихся государств, необходимо повысить уровень жизни россиян. Расчеты показали, что для восстановления к 2010 г. дореформенного уровня потребления населением благ и услуг минимально необходимые темпы роста должны составлять именно 7 %.
3) Отсутствие
реальных механизмов гарантий
сохранности и возвратности
4) Несоответствие
статуса негосударственных
5) Несистемное
и нецелевое государственное
стимулирование добровольных
6) Ограничительный
принцип регулирования
Распределительный и накопительный механизмы функционирования пенсионной системы – это не что иное, как различные способы приобретения работником права на будущую продукцию (товары и услуги), необходимую ему для жизнедеятельности после прекращения работы, производимую другими возрастными когортами работников, сменившими его на национальном рынке труда. Только в первом случае происходит обмен продукции на ранее данные обещания общества по материальному обеспечению нетрудоспособного работника, а во втором случае – обмен на накопленную часть заработной платы такого работника. И в том, и в другом случаях определяющее значение имеет не объем накопленных активов или накопленных прав, а объем продукции, которая будет производиться после выхода работника на пенсию.
Таким образом, накопление и распределение являются, по сути дела, различными способами организации требований на будущее производство. Сокращение производства вследствие неблагоприятной демографии имеет негативное воздействие на любую пенсионную систему.
Демографические изменения влекут за собой сокращение производства, что оказывает негативное воздействие на распределительную пенсионную систему через сужение базы для взимания страховых взносов и через соответствующее сокращение расходов на выплату пенсий, которые могут производиться при допустимом тарифе взносов.
Если поколение трудоспособного возраста в одном временном периоде замещается в следующем временном периоде поколением трудоспособного возраста меньшей численности, то произойдет существенное накопление пенсионных активов, принадлежащих старшему поколению, в то время как численность рабочей силы сократится. Большое по численности старшее поколение будет стремиться использовать свои накопления для финансирования желаемого уровня потребления после выхода на пенсию. При этом уровень расходов этого поколения будет превышать уровень тарифа пенсионных взносов более молодого и меньшего по численности поколения работников.
Для повышения пенсионного возраста практически во всех странах ОЭСР, в отличие от России, есть существенный демографический резерв: в большинстве из них ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин существенно превышает 70 лет, женщин – значительно выше 80 лет.
В России же такого демографического резерва нет: продолжительность жизни составляет 62 / 74 года (соответственно). А в возрасте 65 лет ожидаемая продолжительность жизни в странах ОЭСР для мужчин составляет 15-18 лет, женщин – 18-22 года, тогда как в России – чуть выше 11 и 16 лет (соответственно).
Проблема финансовой зависимости распределительной модели пенсионной системы в России не может быть решена путем повышения пенсионного возраста по следующим основаниям.
Во-первых, низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин приведет к тому, что часть застрахованных лиц не доживет до момента назначения пенсии и не сможет воспользоваться своими пенсионными правами.
Менее критично положение с женским населением страны.
Во-вторых, большая численность инвалидов при повышении общеустановленного пенсионного возраста вызовет резкий скачок числа получателей пенсий по инвалидности. 6% новых назначений трудовых пенсий по старости составляют инвалиды – это тот минимум получателей, которые при повышении пенсионного возраста будут обращаться за назначением пенсий по инвалидности.
В-третьих, по расчетам, в России, также как и на Западе, незначительный (до 10-13% расходов на выплату трудовых пенсий) экономический эффект от повышения пенсионного возраста может наблюдаться лишь в первые 10-15 лет реформы (в зависимости от варианта повышения возраста), после чего пенсионная система начнет нести все возрастающие дополнительные расходы.
Дополнительные расходы ПФР, связанные с повышением пенсионного возраста, которые возникают, начиная с 2020-х г.г., и к 2050 г. достигают 55% расходов на страховую часть пенсии, связаны как с сокращением ожидаемой продолжительности периода выплаты пенсии (знаменателя пенсионной формулы), так и с дополнительным накоплением пенсионных прав за увеличенный период страхового стажа.
В-четвертых, повышение пенсионного возраста в российских условиях может повлечь за собой рост безработицы среди молодежи, поскольку пожилые люди будут дольше занимать рабочие места по причине более высокой конкурентоспособности, чем молодые. Другим следствием этого процесса будет сокращение продолжительности страхового стажа и, как следствие, снижение размеров пенсий у младшего поколения из-за более позднего вступления в трудовые отношения.
Помимо объективных демографических факторов повышение пенсионного возраста лимитируется для нашей страны и в силу особенностей пенсионной системы.
Поставлены целевые ориентиры стабилизации демографической ситуации:
- увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
- увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости;
- снизить в 1,6 раза по сравнению с 2006 годом уровень смертности;
- обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
В рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации для стимулирования повышения рождаемости через ПФР предоставляется материнский (семейный) капитал в связи с рождением не менее двух детей. Эта мера привела к определенному положительному эффекту: несмотря на снижение с 2006 г. по 2008 г. численности женщин репродуктивного возраста на 1,6%, число родившихся возросло с 38 до 45 на 1000 женщин данного возраста. Число родившихся в 2009 г. составило 1764 тыс. чел. против 1480 в 2006 г.
Исходя из анализа проблемных вопросов пенсионной системы, предлагается следующий комплекс мер по его укреплению и дальнейшему развитию.
1) Поэтапный вывод обязательного
накопительного компонента из
системы обязательного
2) Институциональное
3) Повышение эффективности
инвестирования средств
4. Заключительные выводы.
За период, прошедший после начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились позитивные и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными – страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.
Решение этих проблем последствия финансового кризиса, лежит не в русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе.
Представляется целесообразным на основе проведенного в настоящем докладе подробного анализа, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:
- выработки консолидированного
сценария развития пенсионной
системы Российской Федерации, рассчитанного
на период функционирования до
2050 г., включающего наиболее
- осуществление программы
развития пенсионной системы
Российской Федерации на
- подготовки и принятия
Программы долгосрочного
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 г. «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» предусмотрено:
«Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».
Для продолжения социально-страховой пенсионной реформы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (КДР-2020), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, были определены целевые ориентиры развития пенсионной системы на долгосрочную перспективу:
- повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016 - 2020 г.г. до величины, обеспечивающей не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- обеспечение, начиная с
2010 года, минимального уровня
- создание условий для
повышения индивидуального
Причем для нынешних пенсионеров планировалось обеспечить соотношение с ПМП, а для тех, кто, только начинает трудовую деятельность – создание условий для зарабатывания коэффициента замещения.
Совершенствование пенсионной системы, осуществленное в 2010 г., планировалось в условиях экономического роста, хотя важнейшие для развития пенсионного обеспечения макропараметры не были достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25%. Тем не менее, макроэкономические условия, в которых разрабатывалась КДР-2020, позволяли своевременно достичь намеченных целевых ориентиров.
Однако глобальный финансовый кризис радикально изменил внешние к пенсионной системе макроэкономические параметры: темпы роста и объемы ВВП, структуру занятости, инфляцию и размеры зарплаты и т.д., от которых непосредственно зависят собственно пенсионные характеристики: размер пенсии, темпы индексации, тариф страховых взносов и др.
Так, ВВП на 2010 г., прогнозировавшийся до кризиса в объеме 59,1 трлн. руб., в мае 2010 г. оценивался на уровне 44,9 трлн. руб., т.е. на 24% ниже. Величина фонда заработной платы вместо 15,2 трлн. руб. составит 11,5 трлн. руб. (на 24% меньше).
Кризис существенно скорректировал пенсионную политику большинства стран. Многие пошли на сокращение объемов выплат, замедление индексации пенсий, сворачивание накопительного компонента, иные меры.
АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Медведева Д.А.
ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В своём послании президент РФ Медведев Дмитрий Анатольевич обратился к гражданам Российской Федерации, а так же к депутатам и членам Совета Федерации.
По итогам парламентских выборов в России прозвучали всевозможные заявления, как в России, так и за рубежом. Президент заметил: « Мы внимательно и с уважением воспринимаем любую критику в адрес государственных институтов и отдельных должностных лиц, делаем выводы, если эта критика справедлива, восстанавливаем законность там, где она была нарушена, принимаем необходимые решения на основе консультаций с основными политическими силами, выражаем свою позицию, возражаем в необходимых случаях, если критика безосновательна ». Известно, что были попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь. Президент заявил о не допустимости вмешательства извне во внутренние дела России. Граждане все активнее высказывают свою позицию, а возросшая политическая конкуренция заставляет работать качественнее.
Дмитрий Анатольевич
предложил дать гражданам больше
возможностей влиять на
Информация о работе Социально – экономическое развитие РФ на современном этапе