Спрос на товар: понятие и факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене, в течение определенного времени. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых следует выделить объём или величину спроса.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по микроэкономике.docx

— 451.74 Кб (Скачать файл)

— снижение цен товаров X и Y сместит линию бюджетного ограничения вправо (т.к. это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;

— снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) приведет к тому, что на тот же доход можно купить больше товара X: нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо;

— снижение цены товара Y (при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, т.к. на тот же доход можно будет купить больше товара Y.

Итак,  видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (дохода и цен). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия.

Потребительские предпочтения  можем представить графически, используя кривые безразличия.

Кривая безразличия — это линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность. То есть потребителю безразлично, какой набор товаров X и Y он выберет. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам А, В, С, D, составленным из определенного количества персиков и киви (т.к. общая полезность этих наборов одинакова для потребителя, табл. 2.1):

 

Таблица безразличия 2.1

Наборы

Количество X

Количество Y

A

B

C

D

12

6

4

3

2

4

6

8


По данным таблицы безразличия построим кривую безразличия.

Каждая точка на этой кривой (a1) представляет такой набор фруктов, что их общая полезность одинакова для потребителя. Но если увеличим количество персиков и киви (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на другую кривую безразличия, которая будет расположена дальше от начала координат (a2). И любой набор персиков и киви, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой набор на кривой a1, т.к. общая полезность от потребления этих наборов увеличится.

В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров. Ранжирование расставляет наборы по порядку: от наиболее до наименее предпочтительных, но не указывает, насколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель на кривой a2 в два раза довольнее, чем на кривой a1). Но, к счастью, чтобы определить, как принимается выбор, вполне достаточно знать ранжирование наборов благ. На графике все кривые, расположенные выше a1, находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже a1, — в зоне ухудшения его положения.

Кривая безразличия a1 показывает, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради получения двух дополнительных единиц киви. Вначале, чтобы получить две дополнительные единицы киви, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух киви покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух киви он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере продвижения вниз по кривой безразличия a1, покупатель готов отказаться от все меньшего и меньшего количества персиков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребители получают все меньше и меньше удовольствия по мере потребления все большего и большего количества товара.

Количество товара Y, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу товара X и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены товара Y товаром X:

MRS= –∆Qy/∆Qx.

Знак минус вводится для того, чтобы предельная норма замены одного товара другим была величиной положительной, т.к. числитель будет всегда отрицательным. В нашем случае, отказавшись от 6-ти персиков ради 2-х дополнительных киви предельная норма замены персиков киви равна 6/2, т. е. 3; в случае отказа от 2-х персиков ради 2-х киви — 2/2 = 1; а в случае отказа от 1-го персика ради следующих 2-х киви предельная норма замены равна 1/2, т.е. только половину персика согласен отдать потребитель ради одной дополнительной единицы киви.

Величину предельной нормы замены одного товара другим отражает наклон кривой безразличия: проведем касательные к точкам на графике кривой безразличия, тогда tg α = –∆Q /∆Qx, а это и есть предельная норма замещения. Она уменьшается по мере продвижения вниз вдоль кривой безразличия. Но бывают случаи, когда предельная норма замены одного товара другим не снижается.

1. На взаимозаменяемые товары, когда  потребитель в равной степени  будет жертвовать определенным  количеством товара Y для приобретения одного дополнительного товара X (говядина — свинина, масло — маргарин и т. д.), предельная норма замены будет величиной постоянной и кривая безразличия примет вид прямой линии (рис. 2.3):

 

2. Для взаимодополняемых товаров, когда потребление одного товара невозможно без другого (молоток и гвозди, ракетка и мячик и т. д.), предельная норма замены будет равна нулю, а кривая безразличия будет иметь прямоугольную форму (рис. 2.4).

 

Сейчас мы должны завершить анализ потребительского выбора, т. е. должны совместить желания потребителя с его возможностями, тем самым мы найдем такой набор товаров X и Y, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров X и Y, которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне цен, показывает линия бюджетного ограничения. Вопрос состоит в следующем: какая из этих комбинации товаров X и Y окажется наиболее предпочтительной для потребителя, т.е. принесет максимум полезности?

 


Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка F на графике, рис. 2.5).

 

А почему, например, не в точке М достигается равновесное положение потребителя? Потому что, двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара X, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров X и Y будет больше. А почему, например, не в точке К достигается оптимальный набор благ, приносящий потребителю максимум полезности? Совокупная полезность здесь выше, чем в точке F, но она оказывается за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недоступна потребителю.

В точке касания наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия отражает предельную норму замены одного товара другим (MRS= –∆Q /∆Qx), а наклон бюджетной линии — отношение цены товара X к цене товара Y (tg α=Px/Py), то равновесное положение потребителя достигается при условии, что предельная норма замены одного товара другим равна обратному отношению цен: MRS=Px/Py.

Как мы уже отмечали, между теорией потребительского выбора и теорией предельной полезности существует определенная взаимосвязь.

Перейдя из точки А в точку В на кривой безразличия, потребитель получает дополнительное количество товара X (∆Qx), потеряв некоторое количество товара Y (∆Qy). Дополнительная полезность, полученная от потребления дополнительного количества товара X, равна ∆Qx – MUx, а полезность, потерянная вследствие меньшего потребления товара Y, равна –∆Qy ž MUу. Так как потребитель остался на том же уровне полезности (он двигался вдоль одной и той же кривой безразличия), то та полезность, которую он приобрел вследствие потребления большего количества товара X, равна той полезности, которую он потерял вследствие потребления меньшего количества товара Y: ∆QxxMUx= –∆QyxMUy или –∆Qy/∆Qx=MUx/MUy, но –∆Qy/∆Qx=Px/Py, следовательно: MUx/MUy= Px/Py, т. е. MUx/Px= MUy/Py.

Итак, из правила максимизации полезности ординалистов вывели правило максимизации полезности кардиналистов: потребитель должен так распределить свой доход, чтобы последний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров, приносил бы одинаковую предельную полезность. То есть действительно, несмотря на два разных подхода к поведению потребителей, результат оказывается одинаковым.

 

  1. Влияние рыночной цены на предложение конкурентной фирмы в коротком периоде.

 

Целью производственной деятельности является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Производственный процесс можно представить в виде производственной функции, которая описывает соотношение между произведённым объёмом выпуска и количеством используемых факторов производства при данном уровне развития технологии.

На практике, в конкурентной борьбе за максимизацию прибыли одним из важнейших средств выступает увеличение объема выпуска продукции. Этого можно добиться двумя основными путями:

1) интенсифицировать использование  наличных производственных мощностей;

2) осуществить инвестиции, т.е. расширить мощности и привлечь новых работников.

В связи с этим, время производства можно классифицировать как мгновенный, краткосрочный и длительный периоды. 

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки — это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Современная экономическая теория исходит из ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итоге экономические издержки — это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.

Постоянные издержки (FC) не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся: оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.

В отличие от постоянных, переменные издержки (VC) непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т.п.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки (TC=FC+VC). Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции. В связи с этим рассчитываются средние постоянные (AFC=FC/Q), переменные (AVC=VC/Q) и валовые (ATC=TC/Q) издержки. Так как целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки (MC) — это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.

В теории рынков краткосрочным называется период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.

Цель фирмы — максимизация прибыли. Прибыль (П) — это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC): П = TR — ТС.

Как выручка, так и затраты фирмы сеть функции выпуска (q). Поскольку в функции выручки (TR = Р * q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.

Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам: MR = МС.

Равенство MR = МС как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еще одну единицу продукции. Напротив, если предельный доход при данном выпуске оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу. Если, наконец, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль — достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия — для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.

Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает вид: Р = МС.

Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к цене товара.

Информация о работе Спрос на товар: понятие и факторы