Спрос на товар и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Рынок является обязательным компонентом товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
2
ВОПРОС 1. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА…
3
ВОПРОС 2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ…….
6
ВОПРОС 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ………………………
8
ВОПРОС 4. ВИДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ….
10
ВОПРОС 5. ПОТЕРИ ОТ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………….
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..
17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………..
18

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 54.88 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

2

ВОПРОС 1. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА…

3

ВОПРОС 2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ…….

6

ВОПРОС 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ………………………

8

ВОПРОС 4. ВИДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ….

10

ВОПРОС 5. ПОТЕРИ ОТ НЕСОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………….

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………..

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок является обязательным компонентом товарного хозяйства. Без товарного производства нет  рынка, без рынка нет товарного  производства. Объективная необходимость  рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием  общественного разделения труда  и экономическим обособлением субъектов  рыночных отношений. Эти условия  зарождались и развивались как  единое целое, как единый процесс  взаимодействия производства и сбыта  продукции.

Рынок - есть тип хозяйственных  связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Современное общество для  удовлетворения всевозможных потребностей человека часто сталкивается с извечной фундаментальной проблемой, решение  которой, отложить не возможно, т.к. это  может повлиять на нормальное функционирование любой современной экономики. Это  проблема адекватного, рационального  использования ограниченных, редких ресурсов. В связи с этим обществу приходится делать выбор: что, как и  для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие  услуги производить и в каком  объеме. Важно так же оценить, применение, каких технологий, методов организации  предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. А так же, обществу следует  учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, и, значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены  общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

 

 

ВОПРОС 1. СПРОС НА ТОВАР  И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена.

. Одна из важнейших  ее функций состоит в информировании  участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях  и вкусах покупателей и т.п.  Вторая функция цены, тесно связанная  с первой, заключается в том,  чтобы вызывать у людей стимулы  к изысканию методов наиболее  экономного производства товаров  из наличных ресурсов. Из нее  вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение  дохода, при котором учитывались  бы количество и качество труда,  вложенного в производство товаров. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление.

Так же важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она  сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых  товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы  используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые  производят необходимую для потребителя  и рентабельную для товаропроизводителя  продукцию. Нерентабельные же предприятия  лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике. Конкуренция заставляет субъектов рынка проявлять гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

На первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремится  продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит, естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием «невидимой руки» по регулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров.1

Важнейшим инструментом в  рыночном механизме являются спрос  и предложение. Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок.

В центре рыночного хозяйства  стоит потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса.

Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы  между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров  и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым  рыночная экономика выступает как  механизм регулирования распределения  ресурсов, структуры экономики в  соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей.

Для рыночного хозяйства  достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты  и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают  решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем  выше, чем больше информации имеется  при принятии решения.

Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются  фирмы, специализирующиеся на сборе  информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой  цене. Вам надо найти того единственного  покупателя, который готов заплатить  такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупателю

Абсолютно ясно то, что хотя производители товаров и не согласовывают  свои действия, и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем  не менее, механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает  и корректирует их стремление и интересы. Надежность рыночного механизма, его  способность к коррекции и  координации действий продавцов  и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

 

ВОПРОС 2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ

 

 

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот. Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Эту зависимость можно  изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S – предложение, P – цена, Q – количество (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Графически изменение  объема предложения выражается в движении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой. Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.2Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».

Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения  предложения.

Предложение считается абсолютно  эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

По возможности фирмы  отреагировать на конъюнктуру рынка  выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

В краткосрочном периоде  у фирмы нет времени, чтобы  изменить предложение. Это значит, что  в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично. В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля. В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

Познакомившись с особенностями  спроса и предложения, мы убедились, что спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается  с ростом цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.3

Часть экономического пространства, в которой находятся  интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью. В привычной жизни купля-продажа  товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним  пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или  монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок.

На этом экономическом  пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением. Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характер. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

На микроуровне  выделяют равновесие двух видов: частное  и общее рыночное равновесие. Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения. Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг. Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым. Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, когда предложение на рынке не меняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 4. ВИДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ

Конкуренция - ключевая категория  рыночных отношений. Она выступает  в различных формах и осуществляется разными способами и может  быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между  товарами различных отраслей), ценовой  и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

Информация о работе Спрос на товар и его характеристика