Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей России и других стран: 2009-2012 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:38, контрольная работа

Краткое описание

В ряду новых социально-экономических реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, рынок труда и рынок рабочей силы сфокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходного периода: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. Эти проблемы оказывают воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика Сергей 18.09.13.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 5. Профессиональные группы в странах Европы по классификации ISCO88

 

Большинство восточно-европейских  стран и часть западных стран, находятся на этапе преобразования профессиональной структуры занятости. Эта структура одновременно зависит  от развитости социальных институтов: государства, системы образования, сферы услуг и т.д.

Структура занятых по профессиям в России отражает противоречивые тенденции: доля профессионалов высокой  и средней квалификации интеллектуального  труда (первые три колонки) составляет 35%, в этом Россия опережает все бывшие социалистические и некоторые западные страны — Кипр, Испанию, Португалию, но значительно отстает от большинства развитых западноевропейских стран. В то же время индустриальные квалифицированные рабочие в России, в отличие от стран западной Европы, составляют значительную часть населения, как и рабочие низкой квалификации. В совокупности это почти 32%, что в 2-3 раза больше, чем в развитых странах Запада. Соответственно меньше в России и занятость в сфере обслуживания, которая также относится к постиндустриальному сектору экономики и еще недостаточно развита в стране.

Для перехода к постиндустриальному  развитию Россия должна будет решать серьезную проблему изменения профессиональной структуры населения. Между тем  эта структура развивается с  большой степенью инертности, к тому же в последние годы усиливаются тенденции ее меж поколенного воспроизводства, в том числе и посредством системы образования. Система образования плохо выполняет свои функции в восходящей социальной мобильности нижних социальных слоев. При накопленном формальном культурном капитале (высокая доля специалистов с высшим и средним специальным образованием) России, если она намерена осуществить модернизацию свой экономики и придать ей современные постиндустриальные черты, предстоит так изменить профессиональную структуру населения, чтобы решалась задача замещения физического труда преимущественно интеллектуальным и осуществлялся переход к высокотехнологичной и информационной экономике, т.е. формировалась социальная структура общества с большой долей среднего класса. Уровень образования российского населения довольно высокий, и по показателю «среднее число лет обучения» Россия впереди большинства стран Восточной Европы (табл. 6). Но по сравнению с некоторыми развитыми странами Западной Европы - Швейцарией, Германией, Данией, Великобританией, Норвегией мы отстаем в среднем более чем на один год обучения.

Самый высокий уровень  образования населения (по среднему числу лет обучения) зафиксирован в Великобритании - 13,5 лет, самый  низкий — в Португалии — 7,4 лет. В двух бывших социалистических странах — Словакии и Эстонии уровень образования близок к развитым странам Запада и превышает уровень России.

 

Таблица 6. Уровень образования населения европейских стран

Население России довольно неплохо образовано, если говорить о длительности обучения. Другое дело - качество образования, его профессиональная направленность и то, насколько обучение соответствует задачам ускоренного развития современных технологий и инноваций в экономике и социальной сфере.

В России 36,5 %, не имеют  никакой профессиональной подготовки. Это в основном старшие возрастные группы, но в последние годы растет и вес в этой группе молодежи.

Сегодня наиболее распространено среди россиян техническое и  инженерное образование (табл. 7). Почти каждый четвертый житель страны имеет именно такую подготовку. Распространенность технического образования в России — прямое следствие упора на индустриализацию страны в первые десятилетия советского государства и военно-технического соревнования с Западом после Второй мировой войны. В последние два десятилетия произошла девальвация этой подготовки, упал спрос на таких специалистов и выросла их профессиональная мобильность в другие отрасли хозяйства.

В то же время Россия слишком  сильно отстает от Европы по доле специалистов, получивших образование в области естественных и точных наук: по математике, вычислительной технике, физике, биологии и т.д. Их доля в населении России в 3,4 раза ниже, чем в западных странах, особенно сильно отставание от Франции и Великобритании. Здесь, очевидно, сказывается недооценка подготовки кадров для фундаментальных наук, плохое финансирование науки и слабый приток молодежи в эту отрасль, а также влияние процессов эмиграции научной интеллигенции в последние два десятилетия. Неудивительно, что процесс развития высокотехнологичных производств идет в стране очень медленно.

Таблица 7. Основные группы населения по профессиональной подготовке (валидный %)

Другая составляющая модернизации - развитие рыночных механизмов и структур — обеспечивается специалистами в области экономики и управления. Россия пока отстает от развитых стран Европы по доли специалистов с такой подготовкой в населении в 1,45 раза, но, учитывая бурное развитие этого направления в образовании, это отставание постепенно преодолевается.

Обращает на себя внимание низкая доля в занятом населении  России лиц с медицинской подготовкой  по сравнению с развитыми странами Запада. Это еще одно свидетельство  отставания России от других стран  в развитии сектора услуг.

ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1)  
(на начало года; миллиардов долларов США)

 

2001

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

160,0

257,2

313,2

463,9

480,5

467,2

488,9

545,4

Краткосрочные долговые обязательства

...

43,5

56,6

99,7

73,5

52,7

60,2

69,2

Долгосрочные долговые обязательства

...

213,7

256,6

364,2

407,0

414,5

428,7

476,2

Органы государственного управления

116,7

71,1

44,7

37,4

29,5

31,3

34,5

34,7

Краткосрочные обязательства

...

6,5

2,4

1,7

1,7

0,5

0,4

0,4

Долгосрочные обязательства

...

64,6

42,3

35,7

27,8

30,8

34,1

34,3

Из долга органов  государственного  
  управления:

               

новый российский долг

49,7

35,6

33,8

28,7

23,6

26,3

29,3

31,1

долг бывшего СССР

65,8

34,3

9,4

7,1

4,6

3,2

2,9

2,5

долг субъектов Российской Федерации

1,2

1,2

1,5

1,5

1,3

1,8

2,4

1,1

Органы денежно-кредитного регулирования

11,9

11,0

3,9

1,9

2,8

14,6

12,0

11,2

Краткосрочные обязательства

...

11,0

3,9

1,9

2,8

5,7

3,3

2,5

Долгосрочные обязательства

...

...

...

...

...

8,9

8,7

8,7

Банки

9,0

50,1

101,2

163,6

166,3

127,2

144,2

162,8

Краткосрочные обязательства

...

20,3

39,5

53,6

42,8

27,3

39,2

48,9

Долгосрочные обязательства

...

29,9

61,7

110,0

123,5

99,9

105,0

113,9

Прочие секторы 

22,4

125,0

163,4

261,0

282,0

294,1

298,2

336,7

Краткосрочные обязательства

...

5,8

10,9

42,4

26,3

19,3

17,3

17,4

Долгосрочные обязательства

...

119,2

152,5

218,6

255,7

274,8

280,9

319,3

Внешний долг Российской Федерации,  
в процентах к ВВП

61,7

34,3

30,6

34,2

34,2

36,4

33,0

32,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно отметить, что по структуре занятого населения  и по уровню образования положение  России в ряду других европейских  стран определяется потребностями  экономического развития страны, сложившимися в предыдущие социалистические периоды, когда осуществлялась ориентация на приоритет промышленности и недооценивалась сфера социальных услуг населению. Профессиональная подготовка занятого населения соответствует индустриальному этапу развития, и потребуются неординарные усилия для того, чтобы изменить структуру экономики страны, особенно если учесть большую инерционность экономических и структурных процессов. Население России имеет значительный культурный капитал для превращения страны в современное, постиндустриальное общество. Но это может осуществиться при условии, во-первых, модернизации экономики, и, во-вторых, если система образования будет более успешно решать задачи подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей и сектора услуг и обеспечивать восходящую социальную мобильность для лиц из нижних социальных слоев. Внешний долг РФ в процентах к ВВП в период с 2009 года по 2012 год сократился с 34,2% до 32,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.  
 
 1. «Экономическая теория»: учебник для высших уч-ых зав-й / под ред.А.Г Грязновой,Т.В Чечелевой г. Москва . Издательство Экзамен 2003г. – 592стр.  
 2. «Экономическая теория»: учебник для высших уч-ых зав-й / под ред.И.Ю.Хаустов г. Воронеж . 2003г. – 728стр.  
 3. «Экономическая теория»: учебник для высших уч-ых зав-й / под ред. И.П. Николавева Издательство “Юнити-Дана ”. 2005г. – 527стр. 
 4. «Деньги Кредит Банки»: учебник для высших уч-ых зав-й / под ред. О.И.Лаврушина. г. М. Статистика и финансы 2002г. – 455стр. 
 5. «Экономика»: учебник для высших уч-ых зав-й / под ред.А.И Архипов. г. М.  
Издательство: Проспект 2005г. – 840стр.  
 6. «Деньги, денежное обращение и инфляция» учебное пособие для вузов – М.: Банки и биржи ЮНИТИ 1999г – 544с   
 7. “Государственное регулирование экономики”: учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.:Юнити-Дана, 2001. – 255с  
 8.Российский статистический ежегодник(2012г)(индекс потребительских цен) 
 9 “Экономические рукописи”, Маркс К. 1857—1861. М., 1980.  
 10. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979  
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 
 11. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/238912/(ставка инфляции в этом году в два раза больше)  
 12. «Деньги, денежное обращение, инфляция». под редакцией В.В. Усов М: «Банки.




Информация о работе Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей России и других стран: 2009-2012 гг.