Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:38, контрольная работа
В ряду новых социально-экономических реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, рынок труда и рынок рабочей силы сфокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходного периода: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. Эти проблемы оказывают воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста.
Таблица 5. Профессиональные группы в странах Европы по классификации ISCO88
Большинство восточно-европейских стран и часть западных стран, находятся на этапе преобразования профессиональной структуры занятости. Эта структура одновременно зависит от развитости социальных институтов: государства, системы образования, сферы услуг и т.д.
Структура занятых по профессиям в России отражает противоречивые тенденции: доля профессионалов высокой и средней квалификации интеллектуального труда (первые три колонки) составляет 35%, в этом Россия опережает все бывшие социалистические и некоторые западные страны — Кипр, Испанию, Португалию, но значительно отстает от большинства развитых западноевропейских стран. В то же время индустриальные квалифицированные рабочие в России, в отличие от стран западной Европы, составляют значительную часть населения, как и рабочие низкой квалификации. В совокупности это почти 32%, что в 2-3 раза больше, чем в развитых странах Запада. Соответственно меньше в России и занятость в сфере обслуживания, которая также относится к постиндустриальному сектору экономики и еще недостаточно развита в стране.
Для перехода к постиндустриальному развитию Россия должна будет решать серьезную проблему изменения профессиональной структуры населения. Между тем эта структура развивается с большой степенью инертности, к тому же в последние годы усиливаются тенденции ее меж поколенного воспроизводства, в том числе и посредством системы образования. Система образования плохо выполняет свои функции в восходящей социальной мобильности нижних социальных слоев. При накопленном формальном культурном капитале (высокая доля специалистов с высшим и средним специальным образованием) России, если она намерена осуществить модернизацию свой экономики и придать ей современные постиндустриальные черты, предстоит так изменить профессиональную структуру населения, чтобы решалась задача замещения физического труда преимущественно интеллектуальным и осуществлялся переход к высокотехнологичной и информационной экономике, т.е. формировалась социальная структура общества с большой долей среднего класса. Уровень образования российского населения довольно высокий, и по показателю «среднее число лет обучения» Россия впереди большинства стран Восточной Европы (табл. 6). Но по сравнению с некоторыми развитыми странами Западной Европы - Швейцарией, Германией, Данией, Великобританией, Норвегией мы отстаем в среднем более чем на один год обучения.
Самый высокий уровень образования населения (по среднему числу лет обучения) зафиксирован в Великобритании - 13,5 лет, самый низкий — в Португалии — 7,4 лет. В двух бывших социалистических странах — Словакии и Эстонии уровень образования близок к развитым странам Запада и превышает уровень России.
Таблица 6. Уровень образования населения европейских стран
Население России довольно неплохо образовано, если говорить о длительности обучения. Другое дело - качество образования, его профессиональная направленность и то, насколько обучение соответствует задачам ускоренного развития современных технологий и инноваций в экономике и социальной сфере.
В России 36,5 %, не имеют никакой профессиональной подготовки. Это в основном старшие возрастные группы, но в последние годы растет и вес в этой группе молодежи.
Сегодня наиболее распространено среди россиян техническое и инженерное образование (табл. 7). Почти каждый четвертый житель страны имеет именно такую подготовку. Распространенность технического образования в России — прямое следствие упора на индустриализацию страны в первые десятилетия советского государства и военно-технического соревнования с Западом после Второй мировой войны. В последние два десятилетия произошла девальвация этой подготовки, упал спрос на таких специалистов и выросла их профессиональная мобильность в другие отрасли хозяйства.
В то же время Россия слишком сильно отстает от Европы по доле специалистов, получивших образование в области естественных и точных наук: по математике, вычислительной технике, физике, биологии и т.д. Их доля в населении России в 3,4 раза ниже, чем в западных странах, особенно сильно отставание от Франции и Великобритании. Здесь, очевидно, сказывается недооценка подготовки кадров для фундаментальных наук, плохое финансирование науки и слабый приток молодежи в эту отрасль, а также влияние процессов эмиграции научной интеллигенции в последние два десятилетия. Неудивительно, что процесс развития высокотехнологичных производств идет в стране очень медленно.
Таблица 7. Основные группы населения по профессиональной подготовке (валидный %)
Другая составляющая модернизации - развитие рыночных механизмов и структур — обеспечивается специалистами в области экономики и управления. Россия пока отстает от развитых стран Европы по доли специалистов с такой подготовкой в населении в 1,45 раза, но, учитывая бурное развитие этого направления в образовании, это отставание постепенно преодолевается.
Обращает на себя внимание низкая доля в занятом населении России лиц с медицинской подготовкой по сравнению с развитыми странами Запада. Это еще одно свидетельство отставания России от других стран в развитии сектора услуг.
ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 1)
(на начало года; миллиардов долларов США)
2001 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Всего |
160,0 |
257,2 |
313,2 |
463,9 |
480,5 |
467,2 |
488,9 |
545,4 |
Краткосрочные долговые обязательства |
... |
43,5 |
56,6 |
99,7 |
73,5 |
52,7 |
60,2 |
69,2 |
Долгосрочные долговые обязательства |
... |
213,7 |
256,6 |
364,2 |
407,0 |
414,5 |
428,7 |
476,2 |
Органы государственного управления |
116,7 |
71,1 |
44,7 |
37,4 |
29,5 |
31,3 |
34,5 |
34,7 |
Краткосрочные обязательства |
... |
6,5 |
2,4 |
1,7 |
1,7 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
Долгосрочные обязательства |
... |
64,6 |
42,3 |
35,7 |
27,8 |
30,8 |
34,1 |
34,3 |
Из долга органов
государственного |
||||||||
новый российский долг |
49,7 |
35,6 |
33,8 |
28,7 |
23,6 |
26,3 |
29,3 |
31,1 |
долг бывшего СССР |
65,8 |
34,3 |
9,4 |
7,1 |
4,6 |
3,2 |
2,9 |
2,5 |
долг субъектов Российской Федерации |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
1,8 |
2,4 |
1,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
11,9 |
11,0 |
3,9 |
1,9 |
2,8 |
14,6 |
12,0 |
11,2 |
Краткосрочные обязательства |
... |
11,0 |
3,9 |
1,9 |
2,8 |
5,7 |
3,3 |
2,5 |
Долгосрочные обязательства |
... |
... |
... |
... |
... |
8,9 |
8,7 |
8,7 |
Банки |
9,0 |
50,1 |
101,2 |
163,6 |
166,3 |
127,2 |
144,2 |
162,8 |
Краткосрочные обязательства |
... |
20,3 |
39,5 |
53,6 |
42,8 |
27,3 |
39,2 |
48,9 |
Долгосрочные обязательства |
... |
29,9 |
61,7 |
110,0 |
123,5 |
99,9 |
105,0 |
113,9 |
Прочие секторы |
22,4 |
125,0 |
163,4 |
261,0 |
282,0 |
294,1 |
298,2 |
336,7 |
Краткосрочные обязательства |
... |
5,8 |
10,9 |
42,4 |
26,3 |
19,3 |
17,3 |
17,4 |
Долгосрочные обязательства |
... |
119,2 |
152,5 |
218,6 |
255,7 |
274,8 |
280,9 |
319,3 |
Внешний долг Российской
Федерации, |
61,7 |
34,3 |
30,6 |
34,2 |
34,2 |
36,4 |
33,0 |
32,2 |
Подводя итог, можно отметить, что по структуре занятого населения и по уровню образования положение России в ряду других европейских стран определяется потребностями экономического развития страны, сложившимися в предыдущие социалистические периоды, когда осуществлялась ориентация на приоритет промышленности и недооценивалась сфера социальных услуг населению. Профессиональная подготовка занятого населения соответствует индустриальному этапу развития, и потребуются неординарные усилия для того, чтобы изменить структуру экономики страны, особенно если учесть большую инерционность экономических и структурных процессов. Население России имеет значительный культурный капитал для превращения страны в современное, постиндустриальное общество. Но это может осуществиться при условии, во-первых, модернизации экономики, и, во-вторых, если система образования будет более успешно решать задачи подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей и сектора услуг и обеспечивать восходящую социальную мобильность для лиц из нижних социальных слоев. Внешний долг РФ в процентах к ВВП в период с 2009 года по 2012 год сократился с 34,2% до 32,2%.
Список использованной литературы.
1. «Экономическая теория»: учебник для
высших уч-ых зав-й / под ред.А.Г Грязновой,Т.В
Чечелевой г. Москва . Издательство Экзамен
2003г. – 592стр.
2. «Экономическая теория»: учебник для
высших уч-ых зав-й / под ред.И.Ю.Хаустов
г. Воронеж . 2003г. – 728стр.
3. «Экономическая теория»: учебник для
высших уч-ых зав-й / под ред. И.П. Николавева
Издательство “Юнити-Дана ”. 2005г. – 527стр.
4. «Деньги Кредит Банки»: учебник для высших
уч-ых зав-й / под ред. О.И.Лаврушина. г. М.
Статистика и финансы 2002г. – 455стр.
5. «Экономика»: учебник для высших уч-ых
зав-й / под ред.А.И Архипов. г. М.
Издательство: Проспект 2005г. – 840стр.
6. «Деньги, денежное обращение и инфляция»
учебное пособие для вузов – М.: Банки
и биржи ЮНИТИ 1999г – 544с
7. “Государственное регулирование экономики”:
учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г.Морозовой.
– М.:Юнити-Дана, 2001. – 255с
8.Российский статистический ежегодник(2012г)(индекс
потребительских цен)
9 “Экономические рукописи”, Маркс К.
1857—1861. М., 1980.
10. http://www.kremlin.ru/
Послание Федеральному Собранию Российской
Федерации
11. http://www.newsland.ru/News/
12. «Деньги, денежное обращение, инфляция».
под редакцией В.В. Усов М: «Банки.