Сравнительный анализ систем таможенно –тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести исследование систем таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.
Предмет работы - системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.Задача работы – анализ системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран. Объект работы - Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности , Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе , Совершенствование таможно-тарифного регулирования , Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической........4 деятельности
1.1 Государственное регулирование ВЭД……………………………………4
1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России…………………………11
1.3 Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………18

Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе…………………………………………………………...20
2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования…20
2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз……………………………………………...24
2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………..27
Глава 3. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах…………………………………………………………………………29

Глава 4. Совершенствование таможно-тарифного регулирования……32
4.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..32
4.2 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной
международной торговли………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………..37

Список используемой литературы…………………………………………..40
Приложение…………………………………………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение  таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров  народного потребления. Из-за незаконного  ввоза потери несет федеральный  бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные  ценовые преимущества, стимулируется  коррупция, увеличиваются расходы  потребителей.

Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению  многих таможенно-тарифных проблем  в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к  ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер по отношению к третьим  странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой  при экспорте и импорте товаров  в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого  экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза  России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период - до 2012 г. В течение  этого срока будут поэтапно проводиться  мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов  государственной власти, валютного  регулирования, регулирования взаимоотношений  коммерческих субъектов и др. Отмена таможенного контроля на границе  с Белоруссией планируется на 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г. В настоящее время  уже сделаны существенные шаги к  указанной цели.

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного  союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой  он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст. 3 Соглашения "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран").

Таким образом, осуществление  таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного  законодательства должно будет полностью  осуществляться на внешней границе  Таможенного союза. Ильин А.Е. Особенности  таможенно-тарифного регулирования  в развитых и развивающихся странах // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №2, 2008

Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками  стран-участниц.

В Таможенном союзе устанавливается  единое таможенно-правовое регулирование  и дифференцирование мер таможенно-тарифного  регулирования. Реализация указанных  мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования  предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные  ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной  власти стран - участниц Таможенного  союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов  государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального  законодательства (в первую очередь  налогового).

2.3 Основные направления  таможенно-тарифной политики России  на 2011-2013 года

Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2011 год  и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период» в соответствии с положениями Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными  направлениями деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных  и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных  органов таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как  перед союзом в целом, так и  каждой из стран-участниц. Это требует  внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции  сторон в рамках ТС и учитывать  их в рамках решений наднациональных  органов.

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы  продвижения позиции России в  таможенном союзе, усилить обосновательную  базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических  и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы  ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными  результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия  России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным  условиям функционирования ТС (включая  возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых  групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными  издержками). Корчажкина Н.П. Тенденции развития таможенно-тарифного регулирования в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Российское предпринимательство. - № 11. - 2006.

Важнейшим направлением, снижающим  риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран  таможенного союза, должно стать  создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической  деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения  инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей  функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с  приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный  период должна усилиться стимулирующая  функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для  переноса высокотехнологичных производств  на территорию России, развитие производственно-технологической  кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым  технологиям, машинам, оборудованию для  крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения  иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных  таможенных и административных процедур, при получении международных  инвестиционных товарных кредитов и  прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной  промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной  продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования  и роста конкурентоспособности  отечественных производств в 5 целях  сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие  конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости  меры по корректировке ставок ввозных  и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования  на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной  продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования  нормативно-правового регулирования  в сфере таможенного дела, упрощения  и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

Глава 3. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах

 

 

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие  пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства  договорились в многостороннем порядке  и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам- и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.

По способу взимания различают следующие пошлины:

• адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

• специфические, исчисляемые  со штуки, объема или веса;

• комбинированные, включающие оба способа установления величины пошлины;

• сезонные, которые взимаются  в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

• фискальные, призванные увеличить  доходы государственного бюджета;

• протекционистские, которые  используются в целях защиты некоторых  отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

• преференциальные ввозные  пошлины для некоторых товаров  из определенных стран;

• льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью  поощрения импорта каких-либо товаров;

• уравнительные, т. е. дополняющие  основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

• компенсационные, которые  используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

• антидемпинговые, которые  применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно  развитых государств содержат также  колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств   входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с  этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.

Ограничительная функция  таможенных тарифов в основном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.

Информация о работе Сравнительный анализ систем таможенно –тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран