Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель работы – провести исследование систем таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.
Предмет работы - системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.Задача работы – анализ системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран. Объект работы - Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности , Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе , Совершенствование таможно-тарифного регулирования , Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической........4 деятельности
1.1 Государственное регулирование ВЭД……………………………………4
1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России…………………………11
1.3 Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………18
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе…………………………………………………………...20
2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования…20
2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз……………………………………………...24
2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………..27
Глава 3. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах…………………………………………………………………………29
Глава 4. Совершенствование таможно-тарифного регулирования……32
4.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..32
4.2 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной
международной торговли………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………..37
Список используемой литературы…………………………………………..40
Приложение…………………………………………………………………………………..43
В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.
Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г. /4/.
Появление ГС обусловлено тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой.
Глава 4. Совершенствование таможно-тарифного регулирования
4.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД
Эволюция российского таможенного тарифа на протяжении последних лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны и не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые потеряли свое значение.
В Российской Федерации в
2001 г. ставки таможенного тарифа свыше
10% составляли более 46% от общего количества
ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось
до 38,9%. Основной ставкой российского
таможенного тарифа в 2008 г. была ставка
5%, которая составляла 41,3% от общего
количества ставок. Вторая по частоте
встречаемости (23,4%) - ставка тарифа 15% и
третья - ставка тарифа 10%, которая встречается
в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001
г. и 2008 г. показывает, что происходит
их «стягивание» в зону 5-15% за счет уменьшения
ставок 20-30%. Горчак М.О. Некоторые направления
развития таможенного тарифа РФ // Сборник
статей. V Международной научно-
Проведенные мной исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран ЕС заключается в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе - 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.
Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.
Если обязательства по
переговорам механически
В настоящее время Правительством РФ принято решение о вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.
Конкретные предложения
по совершенствованию
1. Подчинить структуру
и ставки таможенного тарифа
РФ целям и задачам
2. Сделать акцент на
использовании импортного
3. С целью стимулирования
производственно-
4. Упорядочить действующие
системы тарифных преференций
и тарифных льгот для
5. Улучшить качество таможенного
администрирования, прежде
4.2 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли
Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М., Центр экономики и маркетинга, 1998.При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.
Все страны в той
или иной форме используют инструменты
таможенно-тарифной политики, с помощью
которых они решают многие приоритетные
социально-экономические
За истекшее десятилетие
Россия сделала важные шаги по созданию
системы таможенно-тарифного
Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.
Изменение ставок таможенных
пошлин позволяет регулировать поступление
в страну иностранных товаров
в зависимости от уровня конкурентоспособности
соответствующих отечественных
товаров, соображений экономической
безопасности и социальной стабильности,
состояния бюджета и платежного
баланса и иных обстоятельств. Тем
самым страны с разными социально-
Таможенно-тарифное регулирование
эффективно выполняет свои функции
только при качественной организации
таможенного дела: достоверного статистического
учета и их строгого контроля, нацеленного
на обеспечение уплаты причитающихся
платежей, борьбу с контрабандой и
ввозом некачественной и фальсифицированной
продукции. Громоздкая и запутанная
система таможенного
Таможенно-тарифное регулирование
различных групп стран имеет
специфику, что отражает объективно
существующие различия в национальных
интересах. В отличие от невысокого
уровня таможенного обложения в
развитых странах (по данным экспертов
ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии
- 5,6%) большинство развивающихся
государств применяет среднеарифметическую
ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий
уровень таможенного обложения
позволяет правительствам диверсифицировать
структуру экономики, создавать
собственную промышленность, а также
значительно пополнять доходную
часть бюджета. Многие развивающиеся
государства при вступлении в
ВТО "связали" ставки пошлин на очень
высоком уровне, но фактически применяют
более низкие ставки, сохранив возможность
существенного повышения
Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI - от 6,9% до 0,94% и разд. XVII - от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.