Сравнительный анализ финансовой политики предприятий социально-спортивной сферы на примере футбольных клубов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:28, реферат

Краткое описание

Выбор данной темы обусловлен тем, что многие люди интересуются футболом, но не задумываются о финансовой стороне этого вида спорта. Ведь важны не только действия игроков на поле, не только забитые голы, но и грамотное развитие клуба. Если команда добивается успехов в основном за счет инвестиций со стороны владельца, то, как правило, это сопровождается большими и со временем лишь увеличивающимися издержками. Если же команда не является фаворитом соревнований, в которых участвует, но за счет грамотного распределения бюджета, спокойного подхода к делу и хладнокровного расчета побеждает в них, то их финансовая стабильность не вызывает сомнений.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 165.47 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО НИУ МГСУ

Кафедра экономических теорий

 

 

 

Реферат по курсу «Экономика»

 

Название темы: Сравнительный анализ финансовой политики предприятий социально-спортивной сферы на примере футбольных клубов

 

Проверил: Пичугин Игорь Леонидович

 

Работу выполнил: Подрябинников Сергей Алексеевич ИФО 2-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 
Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбор данной темы обусловлен тем, что многие люди интересуются футболом, но не задумываются о финансовой стороне этого вида спорта. Ведь важны не только действия игроков на поле, не только забитые голы, но и грамотное развитие клуба. Если команда добивается успехов в основном за счет инвестиций со стороны владельца, то, как правило, это сопровождается большими и со временем лишь увеличивающимися издержками. Если же команда не является фаворитом соревнований, в которых участвует, но за счет грамотного распределения бюджета, спокойного подхода к делу и хладнокровного расчета побеждает в них, то их финансовая стабильность не вызывает сомнений.

Финансовая сторона развития клубов играет огромную роль в современном футболе. Значение финансовых средств в спорте неуклонно возрастает и клубам средней руки все тяжелее конкурировать на одних полях со всем известными грандами мирового футбола. В таких клубах на первое место выходит грамотное распоряжение своими возможностями, своими финансами и игроками. Они не могут себе позволить лишние затраты, не будучи уверенными на 100% в успешности этих вложений. Для них крайне важна экономия, чтобы избежать кризиса и возможного банкротства, важно установление целей и средств достижения поставленных задач, что и является финансовой политикой.

Если рассмотреть действия наиболее сильных на сегодняшний день футбольных клубов, то видно, что они могут себе позволить практически свободное распоряжение собственным бюджетом. Они могут покупать сильнейших игроков мира, строить стадионы за огромные деньги, обустраивать целые курорты для своих болельщиков. Но имеется такая возможность у них не благодаря собственным доходам, а за счет поступлений в бюджет извне. Богатые владельцы, огромные кредиты, постоянные долги таких клубов – все это разрастающаяся проблема мирового футбола.

Эта финансовая проблема отражается и на самой игре. Все больше футболистов в наши дни не сражаются за свою команду, а играют за личную прибыль. В результате зрелищность этого вида спорта значительно падает. Эти причины, а также многочисленные долги клубов ярко отражают актуальность интереса и к финансовой стороне этой игры. Необходимо регулировать денежные отношения между клубами и их владельцами и изучать возможности рационального развития. А ведь клубы при всем этом еще должны что-то выигрывать. Как покажет данная работа, это вполне возможно. Для полного понимания актуальности данной проблемы нужно рассмотреть примеры клубов, которые приведены дальше, но общие черты и проблемы современной финансовой политики многих клубов были описаны уже здесь.

1. Основы финансовой политики

1.1 Финансовая политика предприятий

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач.

Содержание финансовой политики предприятия:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

  1. Создание адекватного финансового механизма.

  1. Управление финансовой деятельностью предприятия.

По направлению финансовая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешней финансовой политикой организации называется политика, направленная на деятельность организации во внешней среде: в финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).

Необходимо регулировать финансовую политику не только изнутри, но и с помощью внешних инструментов. Для успешной реализации финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде, и особенно знать возможные ее изменения, во-вторых, обладать максимально точным финансовым анализом, позволяющим получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике. Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Финансовая политика предприятия, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обеспечением инвесторов извне, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия, поскольку усиливает подозрения и риск самостоятельного сбора не вполне точной и достоверной информации.

Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта финансового управления. Она выступает базой, на которой строится финансовая наука. Финансы и финансовая политика представляют собой соответственно объективную и субъективную составляющие в управлении финансами, поэтому финансовая политика как субъективная составляющая может преследовать позитивные и (или) негативные цели в финансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берется за формирование политики в соответствии с собственными интересами.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, ее ориентацию следует считать конструктивной.

Как известно, личные, групповые и другие интересы при определенных условиях могут реализовываться в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориентированы на ограничение или прекращение его деятельности. Такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков – деструктивными для объекта финансовой политики. Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при ее построении и проведении.

Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:

- обеспечение источников  финансирования производства;

- недопущение убытков  и увеличение массы прибыли;

- выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;

- рациональное вложение  полученной прибыли в расширение  производства и потребление;

- поиск резервов улучшения  финансового состояния и повышения  финансовой устойчивости организации  на основе экономического анализа.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Эффективность финансовой политики организации как уровень достижения наилучшего результата при наименьших затратах измеряется показателями финансовой эффективности работы его подразделений каждого в отдельности и в целом, показателями эффективности направления и использования финансовых потоков, материальных и трудовых ресурсов.

Основное средство реализации финансовой политики – финансовый механизм организации, то есть система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относят прибыль, доход, цену, заработную плату, проценты, дивиденды, финансовые санкции.

Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) обеспечивает финансовую политику необходимой информацией.

Экономический анализ является главным инструментом построения и оценки финансовой политики, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения факторов, исчисления их влияния на результат, выявления неиспользованных резервов. На основе анализа делают экономически обоснованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершенствованию управления производственной системой.

Финансовый мониторинг (мониторинг финансового состояния) – система непрерывного контроля и анализа за финансовым состоянием и результатами работы организации.

Методы бюджетирования образуют систему построения и проведения финансовой политики в планах и прогнозах, в количественной оценке. Эти методы обеспечивают также контроль над процессом реализации финансовой политики.

Финансовое регулирование как способность влиять на финансовые процессы и их результат – искусство финансовой политики. Финансовый контроль позволяет проверять сохранность капитала, определять соответствие реальных процессов целям финансовой политики, устанавливать ответственность за нарушение финансовой дисциплины.

Основные инструменты финансовой политики: система материального стимулирования и ответственности работников, методы бухгалтерского учета, контроля и экономического анализа, финансовый мониторинг, бюджетирование, планирование и прогнозирование.

 

 

 

 

 

1.2 Инструмент финансового «фэйр-плей» как регулирование финансовой политики футбольных клубов

В сентябре 2009 года Исполнительный комитет УЕФА единогласно утвердил концепцию финансового "фэйр-плей", направленную на долгосрочное развитие европейского футбола. Спортивное сообщество целиком поддержало концепцию, основные задачи которой:

Данные цели отражают позицию УЕФА, который должен учитывать условия рабочей среды европейского клубного футбола и, в частности, чрезмерное инфляционное давление на зарплаты и трансферные расходы.

В последние сезоны многие клубы неоднократно сообщали о финансовых потерях и их усугублении. Положение дел в глобальной экономике негативно повлияло на рыночную позицию европейских клубов, что отрицательно сказывается на уровне их доходности и создает дополнительные проблемы по привлечению финансирования и ведению ежедневной деятельности. Многие клубы столкнулись со снижением ликвидности, что в ряде случаев привело к задержке выплат другим клубам, работникам, а также общественным и налоговым органам.

Следуя требованиям европейского футбольного сообщества, УЕФА вводит перечень конкретных и осуществимых мер для реализации поставленных задач. В их число входит наложение на клубы обязательств по урегулированию в перспективе своих затрат до уровня доходов. Таким образом, клубы не смогут на постоянной основе тратить больше, чем зарабатывают, а также будут обязаны выполнять все взятые на себя финансовые обязательства. Клубы из зоны повышенного риска, чьи показатели не будут соответствовать определенным стандартам, будут обязаны предоставить детальный бюджет по стратегическим планам.

Меры финансового "фэйр-плей" подразумевают многолетнее применение в масштабе широкого европейского клубного футбола при учете долгосрочной перспективы. Они выходят за рамки существующей системы клубного лицензирования, которая создана для оценки финансовой ситуации в клубах в краткосрочной перспективе и курируется соответствующим административным органом в каждой национальной ассоциации УЕФА.

Для отслеживания строгого соблюдения Правил УЕФА по лицензированию клубов и финансовому "фэйр-плей" в июне 2012 года Исполнительным комитетом УЕФА было утверждено создание двухпалатной Инстанции по финансовому контролю клубов (ИФКК). ИФКК пришла на смену рабочей группе по финансовому контролю клубов, которая следила за клубами с момента изначального введения правил в 2010 году. Главным нововведением стало то, что ИФКК является органом правосудия УЕФА. В его компетенцию входит наложение дисциплинарных мер в случае невыполнения требований, а также вынесение решений по делам, которые относятся к праву участия команд в клубных турнирах УЕФА.

Согласно статье 34 процедурного регламента ИФКК, члены ИФКК устраняются от дела по собственной инициативе или по просьбе, если это дело затрагивает напрямую их самих, их ассоциацию, принадлежащий к ней клуб или другой клуб, с которым они так или иначе связаны, либо если появляются сомнения в их независимости и беспристрастности.

После периода широких консультаций утвержденные в мае 2010 года правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому "фэйр-плей" были обновлены и вышли в новом издании 2012 года. Их введение рассчитано на трехлетний период, тогда как проверка всех трансферов и выплат сотрудникам в клубах, принимающих участие в турнирах УЕФА, ведется еще с 2011 года. По ходу сезона 2013/14 будет дана оценка тому, сумели ли клубы выйти на уровень безубыточности в финансовый период 2012 и 2013 годов.

 

 

 

2. Анализ финансовой политики  на примере футбольных клубов

2.1 «Челси» (Англия, Лондон) 

«Челси» хорошо известен многим нашим соотечественникам из-за того факта, что его владельцем является Роман Аркадьевич Абрамович. Также на примере этого клуба можно рассказать об одном из способов ведения финансовой политики в современном футбольном мире: в «Челси» не привыкли считать каждую копейку, не скупятся вкладывать огромные деньги в формирование состава и развитие брэнда. Какие от этого плюсы, а какие минусы – разберем подробнее.

Кроме Абрамовича акционером футбольного клуба Chelsea и компании Chelsea Digital Media, производящей контент для Chelsea TV и управляющей сайтом клуба, является британский медиа-холдинг British Sky Broadcasting Group (BSkyB), который входит в News Corp Руперта Мердока. В обеих компаниях BSkyB владеет привилегированными неголосующими акциями. Еще до появления Абрамовича в 2000 году медиа-холдинг купил 9,9% акций Chelsea Village plc, частью сделки стал выпуск 15 млн. привилегированных акций. Вхождение BSkyB в капитал футбольного клуба подразумевало партнерство в развитии клубного телевидения и интернет-сайта (также медиа-холдинг владел долями в Manchester United, Manchester City и Sunderland). В 2003 году BSkyB в числе других акционеров продал голосующие акции футбольного клуба Абрамовичу. Chelsea Digital Media — одна из немногих компаний в группе, которая приносит доход. В 2010/2011 году чистая прибыль от работы сайта и Chelsea TV превысила £1 млн. Также с прибылью (около £1 млн.) закончил год 4-звездный отель, входящий в сеть Millennium & Copthorne Hotels (стоимость номеров в мае от £128), и собственная сеть магазинов по продаже атрибутики — £2,6 млн. Остальные подразделения принесли убытки. Например, открытый в 2011 году музыкальный клуб Under the Bridge (в репертуаре блюз, джаз, рок) — £5,2 млн., фитнес-клуб The Chelsea Club с 25-метровым бассейном — более £1 млн.

Информация о работе Сравнительный анализ финансовой политики предприятий социально-спортивной сферы на примере футбольных клубов