Сравнительный анализ экономических прогнозов влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование обоснованности и подтверженности экспертных оценок и сделать вывод о том какие прогнозы являются достоверными.
Задачи:
1. Раскрыть особенности функционирования рынка сельского хозяйства;
2. Изучить условия присоединения России к ВТО;
3. Проанализировать опыт стран СНГ присоединения к ВТО;
4. Изучить текущее состояние сельского хозяйства в Росии;
5. Проанализировать отрицательные экспертные оценки;
6. Проанализировать положительные экспертные оценки.

Содержание

Введение 3
Глава.1 Теоретические аспекты 6
1.1 Особенности функционирования рынка сельского хозяйства 6
1.2 Условия присоединения для агропромышленного комплекса Российской Федерации ко Всемирной торговой организации 9
1.3 Опыт стран СНГ вступивших в ВТО 16
Глава 2. Практические аспекты 22
2.1 Текущее состояние агропромышленного комплекса в Российской Федерации 22
2.2 Отрицательные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации 28
2.3 Положительные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации 40
Заключение 44
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_VED.docx

— 81.56 Кб (Скачать файл)

При этом обязательства предполагают, что после присоединения к  ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются).

Россия принимает обязательство  о связывании объема АМП на уровне 4,4 млрд долл., что соответствует  базовому периоду 2006 - 2008 гг. Однако сразу  после присоединения России к  ВТО разрешенный уровень поддержки  составит 9 млрд долл. США, который постепенно будет сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд долл. (то есть фактически после присоединения уровень  поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается).

Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами  ВТО с предоставлением Россией  гарантий сохранения в течение переходного  периода сложившегося соотношения  различных видов поддержки. Такие  гарантии предложено зафиксировать  в форме обязательства о том, что в течение переходного  периода до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный  уровень поддержки в рамках желтой корзины будет превышать уровень  базового периода) доля продуктово-специфической  поддержки (т.е. с привязкой к определенному  товару) в отношении к продуктово-неспецифической  поддержке не будет превышать 30%.

Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному  в проекте госпрограммы «Развитие  сельского хозяйства и регулирование  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

В результате переговоров, которые  велись 17 лет, были достигнуты одни из лучших договоренностей по условиям для АПК: в ходе переговорного  процесса удалось достичь оптимального баланса между защитой интересов  отечественного сельхозпроизводителя и доступом иностранных компаний на российский рынок. Достигнуты договоренности по объему государственной поддержки. Синхронизированы ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила с международными стандартами. Это расширяет возможности  российского бизнеса по выходу на международные рынки и создает  благоприятные условия для иностранных  инвестиций. Главная задача российского  АПК - повышение конкурентоспособности.

Россия в рамках ВТО приняла  обязательство о связывании объема мер государственной поддержки  на уровне до 9 млрд долл. США на период до 2013 года (в 1,5 раза больше, чем запланировано  на 2012 год – 5,6 млрд долларов или 170 млрд рублей) и поэтапное его снижение до 4,4 млрд долл. США к началу 2018 года:

в 2012-2013 гг. объем государственной  поддержки – 9 млрд долларов США;

в 2014 г. – 8,1 млрд долларов США;

в 2015 г. – 7,2 млрд долларов США;

в 2016 г. – 6,3 млрд долларов США;

в 2017 г. – 5,4 млрд долларов США;

в 2018 г. – 4,4 млрд долларов США.

В области таможенно-тарифного  регулирования снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного  уровня связывания составит порядка 2,4% пункта (с 13,2% до 10,8%). Для решения  вопросов, связанных со снижением  таможенно-тарифной защиты в отношении  мяса, особенно свинины, а также сахара, молока и молочных продуктов, в настоящее  время проводится работа по выработке  мер по смягчению ситуации, в том  числе с использованием механизма  осуществления продуктово-специфической  поддержки.

Обязательства по снижению импортных  пошлин:

 на живых свиней – с 40% до 5%, на свинину с 15% до 0% внутри квот, с 75 % до 65% сверх квот, на субпродукты с 25% до 15%, при этом ни шпиг, ни субпродукты не попадают под квотирование, не смотря на то, что их суммарный годовой ввоз в РФ составляет порядка 500 тыс. тонн;

на готовые продукты из рыбы - с 15 до 12,5 - 12% за 1-3 года, на рыбное сырье- с 10% до 6-8%, в отдельных случаях  до 3-5%;

на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло - с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 г., на сухую  молочную сыворотку - с 15%, но не менее 0, 35 евро за 1 кг, до 10-15%;

на некоторые корма для животноводства и домашних животных (в том числе,

соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и

орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенности  овощей и фруктов в зимний период;

вводится постоянной плоская шкала  импортной пошлины на сахар-сырец  на уровне $140

за т., что снижает тарифную защиту отечественных производителей на 25% (ранее производителей российского  свекловичного сахара защищали от импортного сахара-сырца плавающей пошлиной, которая в зависимости от цены на мировых рынках росла или снижалась). Российская Федерация по условиям присоединения к ВТО сохранила возможность использовать тарифные квоты на импортные поставки трех видов мяса (говядину, свинину и мясо птицы), что будет способствовать реализации планов по дальнейшему развитию мясного животноводства и обеспечению населения качественной отечественной продукцией. Принято решение о выделении дополнительно 6 млрд рублей ежегодно в течение 3х лет на поддержку глубокой переработки свинины.

Совместно с отраслевыми союзами  и экспертами агропродовольственного рынка Министерством подготовлен  комплекс мер, которые необходимо реализовать  для гармонизации процесса адаптации  российского сельского хозяйства  к условиям ВТО:

пролонгация льготы по налогу на прибыль (0%) на весь переходный период до 2020 года (как предусмотрено Минфином, с 2013 года он будет увеличен с 0% до 18%, а  в 2016 году – до 20%), а также пролонгация  льготы по освобождению сельхозпроизводителей  от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года;

укрепление функций и полномочий Министерства и Россельхознадзора:

1. формирование ведомственной сети  научно-исследовательских учреждений  в целях разработки и внедрения  современных методов исследований, соответствующих международным  требованиям, а также для подготовки  научных обоснований для принятия  соответствующих решений;

2. наделение Министерства и Россельхознадзора  дополнительными полномочиями и  увеличение штатной 

численности с учетом задач по адаптации  АПК к условиям ВТО;

усиление таможенного администрирования  ввоза сельскохозяйственной продукции;

 внесение изменений в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, поддержка таких регионов будет относиться к зеленой корзине, а значит – выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям. Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК к условиям ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и решить задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, исходя из возможностей ВТО.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Опыт стран СНГ  вступивших в ВТО

Среди стран с переходной экономикой в настоящее время  членами ВТО являются входящие до развала СССР в его состав: Кыргызстан(1998г.),Латвия и Эстония(1999г), Грузия(2000г.), Литва  и Молдова(2001г.), Армения(2003г.), Украина(2008г.).

Первым из государств СНГ, вступивших во Всемирную торговую организацию, явился Кыргызстан. Процесс присоединения  к ВТО Кыргызстана длился менее  трех лет: с 13 февраля1996г. по 20 декабря 1998г. Вступая в ВТО, Кыргызстан предполагал  получить ряд преимуществ, во-первых, относительно государств СНГ, а, во-вторых, за счет привилегии на рынках стран-членов ВТО.

При этом киргизская элита  возлагала надежды на рост и качество иностранных инвестиций как за счет членства в ВТО, так и путем  предоставления иностранным компаниям  благоприятного инвестиционнго климата  на получение преимуществ для  экспорта товаров и услуг на рынки  стран –членов ВТО, а также  возможности отстаивать  собственные  интересы при вступлении в ВТО  других стран.

Оценка специалистов о  последствиях вступления Кыргызстана  в ВТО не однозначна. Так, эксперты Центрально-Азиатского института свободного рынка(Бишкек, Кыргызстан) считают, что  вступление Кыргызстана в ВТО  принесло экономике больше положительных  результатов, чем негативных последствий .

Расчеты на основе данных официальной  статистики Российской Федерации показывают, что в Республике Кыргызстан после  вступления её во Всемирную торговую организацию среднегодовые темпы  роста валового внутреннего продукта возросли. Увеличились и объемы торгового  оборота, но при этом среднегодовой  темп роста производства продукции  сельского хозяйства снизился на 6,6%-ных пунктов, а рост торгового  оборота происходил в значительной степени за счет импорта. Аналогичная  ситуация сложилась в Молдове  и Армении.

 

Индексы производства и торгового  оборота в странах с переходной экономикой до и полсе вступления в ВТО

Страны(в порядке вступления в ВТО)

Среднегодовой индекс ВВП,%

Среднегодовой индекс продукции  сельского хозяйства, %

Рост внешне-торгового  оборота после вступления в ВТО  к 2008 г., число раз

Рост импорта, раз

До вступления в ВТО

После вступления в ВТО

До вступления в ВТО

После вступления в ВТО

Кыргызстан

Латвия

Эстония

Литва

Молдова

Армения

103,2

103,2

104,5

103,6

97,7

107,5

104,5

104,4

104,5

104,7

104,8

107,3

109,0

48,0*

44,0*

72,0*

96,3

101,6

102,4

105,4

104,4

103,1

102,0

108,2

4,4

5,0

4,0

4,3

3,9

2,6

4,8

4,95

3,9

4,1

4,7

3,3

*1995-1998 гг. в среднем к  1990 г.


Данные таблицы позволяют  сделать некоторые выводы и по другим  странам с переходной экономикой, которые успели накопить достаточно опыта функционирования в условиях либерализации внешней  торговли. При это видно, что ситуация не является однозначной. К сожалению, в отношении темпов роста продукции  сельского хозяйства в Латвии,Литве, Эстонии данные периода до вступления в ВТО отсутствуют. Тем не менее, из таблицы видно, что среднегодовой  рост ВВП после вступления в ВТО  сохранился на том же уровне ,в Литве  повысился на 1,1%-ных, а в Латвии на 1,2%-ных .

Достаточно заметны позитивные изменения после вступления в  ВТО в Республике Молдове, где  спад производства ВВП и сельскохозяйственной продукции сменился на их рост, соответственно на 4,8% и 2%в год . Выросли(но заметно  менее, чем в Кыргызстане и  странах Балтии) объемы внешнеторгового  оборота, который был обеспечен, в значительной степени, за счет импорта. В структуре экспорта на долю пищевых  продуктов в 2008 г. в Молдове приходилось  более 29% его общего объема.

Присоединение Молдовы к  ВТО отрицательно отразилось на производстве сахарной свеклы. Соответственно  существенно  сократилось и производство сахара, снизилась загруженность сахарных заводов в сезон переработки  сахарной свеклы. Резко сократилось  производство табака -традиционного  продукта сельского хозяйства, и  отрасль табаководства уже в  первые два ода после вступления в ВТО оказались на грани банкротства. Произошли изменения в структуре  посевных площадей и производства сельскохозяйственных культур – повысилась доля зерновых культур и подсолнечника как  ориентированных на экспорт продуктов. В результате «не соблюдаются  севооборот, деградируют почвы, снижается  урожайность, уменьшается уровень  доходов основной массы сельского  населения»

 

 

Высокие темпы роста ВВП  в Республике Армения после её вступления в ВТО практически  не изменилось, но зато существенно  повысились темпы роста производства продукции сельского хозяйства. Армения получила выход на европейские  рынки, в том числе через Турцию. Существенно снизились транспортные тарифы по отношению к армянским  рузам со стороны Грузии – члена  ВТО. Тем не менее,рост объемов внешней  торговли произошел в меньшей  степени,чем в других странах  с переходной экономикой,вступивших в ВТО, и в значительной степени  за счет ипорта. На долю пищевых продуктов  в 2008г. В структуре экпорта приходилось 19,4%.

Украина при присоединении  к ВТО подписала Соглашение по сельскому хозяйству на крйне  не выгодных для себя условиях. Из доклада  Главы Федерации Работадателей  Украины Д.Олейника на круглом столе  на тему «Три года в ВТО:посоедствия  и вызовы для национального производтеля»  и его интервью газете «Взгляд» от 28 сентября 2011г. следует ,что :

Информация о работе Сравнительный анализ экономических прогнозов влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организа