Статистические приемы оценки эффективности системы внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:20, реферат

Краткое описание

Появление предприятий различных организационно-правовых форм и множества собственников выдвинуло на первый план проблему получения достоверной информации о деятельности предприятия и его партнеров, а также необходимость организации действенной защиты их имущественных интересов. В этих условиях аудит становится одной из функций управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Этапы внутреннего контроля………………………………………………….5
2. Принципы системы внутреннего контроля…………………………………..8
3. Составляющие системы внутреннего контроля…………………………….11
4. Классификация системы внутреннего контроля……………………………14
5. Цели и организация внутреннего контроля…………………………………17
6. Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций (предприятий)……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Этапы  внутреннего контроля………………………………………………….5

2. Принципы  системы внутреннего контроля…………………………………..8

3. Составляющие  системы внутреннего контроля…………………………….11

4. Классификация  системы внутреннего контроля……………………………14

5. Цели  и организация внутреннего контроля…………………………………17

6. Внутренний  финансовый контроль и внутрихозяйственный  расчет коммерческих организаций  (предприятий)……………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

     Появление предприятий различных организационно-правовых форм и множества собственников выдвинуло на первый план проблему получения достоверной информации о деятельности предприятия и его партнеров, а также необходимость организации действенной защиты их имущественных интересов. В этих условиях аудит становится одной из функций управления.

     Специализированность аудиторской деятельности наиболее полно проявляется в содержании внутреннего аудита, который по своей сути не может игнорировать особенности обслуживаемого предприятия, его производственное направление, организационно-правовую форму деятельности, технологию выпуска продукции и услуг, организационную структуру предприятия, направления и формы хозяйственных связей с партнерами, факторы финансовой стабильности и др. Вместе с тем большинство предприятий по установленным Правительством РФ критериям обязано ежегодно проходить проверки внешнего аудита с целью подтверждения достоверности своей отчетности, т.е. обеспечить соответствие параметров своей деятельности требованиям законодательства.    Эту задачу эффективнее всего может решить внутренний аудит предприятия, прежде всего обеспечением готовности к проверкам внешнего аудита и повышением эффективности внутреннего контроля в управлении предприятием с целью уменьшения вероятности ошибок и нарушений.

     Основные задачи внешнего и внутреннего аудита взаимосвязаны. Внешний аудит путем проведения обязательной аудиторской проверки: регулирует отношения между собственниками предприятия и его администрацией; подтверждает соответствие параметров деятельности предприятия требованиям российского законодательства. Внутренний аудит позволяет руководству удостовериться, что деятельность предприятия находится в соответствии с принятой политикой развития, директивно-нормативными документами предприятия, требованиями законодательства. Он также обеспечивает и обратную связь с различными сферами деятельности и подразделениями.

     С возникновением рыночной конкуренции перед российскими коммерческими организациями встает задача структурной перестройки системы корпоративного управления в целях обеспечения конкурентоспособности, эффективного функционирования и развития организации в перманентно меняющихся условиях хозяйствования. Одним из главных элементов системы управления организацией является система внутреннего контроля (СВК). В настоящее время внутренний (внутрихозяйственный) контроль в российских организациях приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ). В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективная СВК является одним из главных условий успешной деятельности коммерческой организации.

1. Этапы внутреннего контроля

Организация эффективно функционирующей  системы внутреннего контроля —  это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

Критический анализ и сопоставление  определенных для прежних условий  хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса  действий, стратегии и тактики  с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

Разработка и документальное закрепление  новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции  организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она  может, в какой области имеет  конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса  мероприятий, способного привести эту  деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение  об организационной структуре, в  котором должны быть описаны все  организационные звенья с указанием  административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т. д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

Разработка формальных типовых  процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это  позволит упорядочить взаимоотношения  работников по поводу контроля финансово-хозяйственной  деятельности, эффективно управлять  ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного  контрольного подразделения).

При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к  эффективности его функционирования.

Может быть и большее количество этапов оценки системы контроля в зависимости от индивидуальных особенностей экономического субъекта, подвергнутого проверке.

Общее знакомство с системой внутреннего  контроля включает получение информации о специфике и масштабах деятельности субъекта, представление о системе  его бухгалтерского учета. Итоги  первоначального знакомства позволяют принять решение о возможности использования в проверке системы внутреннего контроля. Если контролер-ревизор не может полагаться на систему внутреннего контроля, он должен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его не основывались на доверии к этой системе. Низкая эффективность системы внутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы  системы внутреннего контроля

Критерием эффективности системы  внутреннего контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.

    1. Принцип ответственности.
    2. Принцип сбалансированности (сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения).
    3. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.
    4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
    5. Принцип ущемления интересов (необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем).
    6. Принцип интеграции (при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников функциональных различных направлений).
    7. Принцип заинтересованности администрации.
    8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Принцип компетентности состоит в проявлении контролером высокого уровня знаний при контроле финансово-хозяйственной деятельности, а также предполагает обязательное пополнение багажа знаний через курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, необходимо постоянно быть в курсе всех последних изменений в законодательстве, изучать опыт и новые методы контроля, стремиться к повышению профессионализма.
    9. Принцип соответствия (степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы).
    10. Принцип постоянства (адекватное постоянное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений).
    11. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля (означает целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов).
    12. Принцип непрерывности развития и совершенствования (со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают).
    13. Принцип приоритетности (абсолютный контроль над обычными незначительными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач).
    14. Принцип комплексности (нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов).
    15. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.
    16. Принцип оптимальной централизации (динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации).
    17. Принцип единичной ответственности (во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрами ответственности).
    18. Принцип функциональных потенциальных имитаций (временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольных процессов).
    19. Принцип регламента (эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации).
    20. Принцип разделения обязанностей.
    21. Принцип разрешения и одобрения.
    22. Принцип взаимодействия и координации. Важным аспектом функционирования системы внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Совокупность указанных принципов  является основанием эффективности  системы внутреннего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

3. Составляющие  системы внутреннего контроля

Система внутреннего контроля состоит  непосредственно из органов контроля, т. е. органов, учрежденных в организации  в целях осуществления внутренних проверок, ревизий. Это могут быть службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионный  отдел, инвентаризационное бюро или  даже сторонняя организация, призванная осуществлять постоянный внутренний контроль на фирме на договорных началах.

Объекты внутреннего контроля —  это предметы контроля, т. е. активы и обязательства, источники средств, капиталы, резервы, виды проводимых операций (по заготовке, снабжению, сбыту, инвестициям, производству и т. д.), центры ответственности  по затратам, прибыли, финансовым вложениям, доходам и т. д.

Контроль должен осуществляться набором  средств, в первую очередь это  технические средства в виде помещений, наборов измерительных, контрольных  инструментов, систем обработки полученной информации (ЭВМ); финансовые средства — это зарплата, к ней система  штрафов и надбавок, финансовые ресурсы; процедуры и методы (приемы) контроля — это те мероприятия, с помощью которых обеспечивается надежный и эффективный контроль (тесты, прослеживание, инвентаризация, опрос, наблюдение, анализ, сверка и т. д.). Одна из важных составляющих системы внутреннего контроля — база показателей, это могут быть нормативные, статистические, справочные данные, плановые показатели, отраслевые показатели прошлых периодов. Также должны быть положения о службе внутреннего контроля с описанием порядка взаимодействия между подразделениями и отделами субъекта, по обмену информацией. Еще одна составляющая системы — документация. Разрабатывается самостоятельно экономическим субъектом. Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:

  • надлежащую систему бухгалтерского учета;
  • контрольную среду;
  • отдельные средства контроля.

Система внутреннего контроля может  с определенной степенью вероятности  подтвердить, что цели, ради которых  она была создана, достигнуты. Причиной этого являются следующие неизбежные ограничения системы внутреннего  контроля:

  • естественное требование руководством экономического субъекта того, чтобы затраты на осуществление контрольных мероприятий были меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий;
  • тот факт, что большинство средств контроля имеет своей целью выявление нежелательных хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными;
  • свойство человека делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов;
  • умышленное нарушение системы контроля в результате сговора сотрудников экономического субъекта как с другими сотрудниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами;
  • нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля;
  • распространенная практика существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать выполнять свои функции.

Средства контроля экономического субъекта должны использоваться с учетом следующего:

  • хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;
  • все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени;
  • доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;
  • соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классификация  системы внутреннего контроля

Поскольку система контроля является важной составляющей управленческого  контроля в целом, для раскрытия  механизмов функционирования данной системы  необходимо изучить особенности  ее составных элементов, а для  этого необходимо ее классифицировать по разным признаками.

Систему внутреннего контроля классифицируют по форме внутреннего контроля, который  зависит от особенностей организационной  и правовой структуры субъекта; видов  и масштабов финансово-хозяйственной  деятельности субъекта; рациональности и целесообразности охвата контролем  сфер деятельности субъекта; отношения  руководства организации и ведению  контроля.

Информация о работе Статистические приемы оценки эффективности системы внутреннего контроля