Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:32, реферат
Правовые и законодательные акты европейских стран, регулирующие оплату труда, носят, главным образом, локальный характер. Ими устанавливаются ставки и оклады заработной платы, регламентируются формы и системы оплаты труда, различные поощрительные выплаты. Государством централизованно определяется заработная плата (должностные оклады) лишь для чиновников государственной службы и частично для работников бюджетных отраслей.
В большинстве европейских стран по основной части трудящихся осуществляет регулирование оплаты труда в следующих основных направлениях:
установление минимума заработной платы и определение ее структуры;
внедрение определенных форм оплаты рабочей силы;
– регулярных реверсивных бонусов, прибавляемых в течение всего срока контракта;
– специальных реверсивных бонусов, прибавляемых, время от времени, в особых случаях;
– заключительных бонусов, прибавляемых по истечении срока контракта, а также, возможно, в случае смерти или расторжения.
В Великобритании широкое
распространение получили так называемые
договоры о производительности, заключаемые
между менеджментом фирмы и профсоюзами.
Правительство способствует этому,
не ограничивая повышение
Но нужно помнить, что область применения таких систем стимулирования роста эффективности производства имеет определенные границы, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры. Так. Положительные результаты стимулирования могут складываться в обстановке общеэкономического подъема, когда нет проблем с ростом производства и реализации продукции и услуг, а значит с ростом производительности труда.
В Великобритании широко
применяется система
Системы стимулирования работников в Германии
Направленность стимулирования работников компаний смещается с ориентацией на текущие результаты деятельности к долговременной эффективности, что проявляется, в частности, в системе опционов, предусматривающей предоставление в качестве поощрения права на приобретение в будущем определенного количества акций компании по действующей на момент вознаграждения цене. Такая система целесообразна для стимулирования высшего и среднего звена руководителей, ответственных за долговременные результаты.
Значительную роль играет
премирование за рационализаторскую и
изобретательскую деятельность, которая
ведет к увеличению прибылей фирм.
Соотношение общей суммы
Стимулирование перспективных специалистов осуществляется посредством не только денежного вознаграждения, но также льгот и бесплатных услуг из фондов социального потребления. Крупные компании выплачивают своим сотрудникам премии к праздникам в размере 25-50% месячной заработной платы, 13-ю зарплату; производят выплаты к очередным отпускам; предоставляют в личное пользование автотранспорт с оплатой бензина; полностью или частично компенсируют стоимость жилья; покрывают расходы на отдых с семьей; устанавливают гибкий рабочий график. Для стимулирования талантливых специалистов применяется система ”двух направлений в карьере”: либо административно-должностной рост, либо работа в прежнем качестве с постепенным повышением оклада до уровня оплаты труда руководителей. Эти меры способствуют сохранению в компании наиболее ценных кадров.
Для немецких компаний характерны три модели стимулирования труда:
• беспремиальная (функции стимулирования труда выполняет заработная плата);
• премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия;
• премиальная, предусматривающая выплаты, размеры которых устанавливаются с учетом индивидуальных результатов труда.
Премиальные модели оплаты труда
реализуются путем привлечения
работников к участию в прибылях
(они получают дифференцированное годовое
вознаграждение из прибыли компании);
в доходах (из сумм дохода каждому
работнику выплачивается
На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация – человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.
В системе материального
стимулирования, применяемой за рубежом,
все более широкое
В литературе нередко системы
участия в прибылях отождествляют
с системами коллективного
В системах коллективного премирования начисление премий персоналу осуществляется за показатели, непосредственно связанные с результатами производственной деятельности коллектива организации, например, за рост производительности, снижение издержек и т.п. Источником премирования является добавочная внутриорганизационная прибыль или, точнее говоря, экономия, получаемая благодаря снижению издержек производства. В ФРГ в начале 60-х годов был принят закон «О содействии созданию собственности у рабочих и служащих», а в 1983 г. – «О долевом участии в капитале», расширивший возможности участия работников в прибылях.
В системах участия в прибылях вознаграждение работникам начисляется за результаты как производственной, так и коммерческой деятельности. Источником вознаграждения является общая или балансовая прибыль организации, размер которой зависит не только от производственных показателей персонала, но и от общих результатов деятельности организации, зависящих, в свою очередь, от конъюнктуры рынка, уровня цен и т.п.
Цели внедрения систем
участия в прибылях заключаются
в создании атмосферы приобщения
работников к интересам своих
компаний, улучшении социально-
Деятельность организаций
по привлечению персонала к
К началу 80-х годов в стране получило распространение следующая формы участия в собственности – «образования собственности у рабочих» путем отчислений заработной платы, рабочее накопление в акционерство персонала.
В последние время в Германии получили распространение планы рабочего накопления, предусматривающие начисление на счета рабочего определенного максимума средств, помещенных в акции компании или в различные процентные бумаги. В ФРГ рабочий имеет право на государственное субсидирование своих вкладов через премиальные выплаты. В ФРГ они составляют от 30 до 40 % годового вклада (в зависимости от числа иждивенцев). Ссуду рабочим могут выплачивать и сами предприятия, а также местные и федеральные органы власти. В рассматриваемых странах законодательно закреплены налоговые льготы для режимов участия. Во-первых, вклады рабочих в фонды полностью в ФРГ освобождаются от налогов на период блокирования.
Доли финансового участия трудящихся очень различны по предприятиям и отраслям. В ФРГ, например, в большинстве случаев процент социального капитала и суммы вкладов более высоки в мелких и средних компаниях, чем в крупных (10-20% против 5%).
Особенности организации оплаты труда государственных служащих Швеции
В шведской системе
государственного управления за прошедшие
десятилетия произошли
Важным изменением
в условиях найма госслужащих
явилась децентрализация
На протяжении истории
госслужащие в Швеции имели высокий
уровень гарантий. Однако в 1970-е годы
началось их выхолащивание. Это вызвало
необходимость создания такой системы
социального обеспечения
Общую нормативную
базу составляли, в частности, Закон
«О гарантиях наемных работников»
(LAS), Закон «Об участии наемных
работников в управлении производством»,
закон о праве на освобождение
от работы для учебы и закон, регулирующий
условия для профсоюзных
Согласно договору о социальном обеспечении госслужащие имели некоторые права сверх тех, которые следовали из общей нормативной базы, а именно:
• продленный срок предупреждения об увольнении
• право на отпуск в период действия предупреждения об увольнении
• дополнительная гарантия сохранения дохода
• выходное пособие
• пенсионное обеспечение
• социальная защита родственников покойного
Государственная система
социального обеспечения
В государственном
секторе работодатель и профсоюзы
достигли договоренности в отношении
коллективных договоров, являвшихся дополнением
к общей нормативной базе. Эти
коллективные договоры регулировали такие
вопросы, как сверхурочное время, возмещение
командировочных расходов, дата выплаты
заработной платы, нормирование рабочего
времени, отпуск, срок предупреждения
об увольнении, пенсионные правила
и государственный договор
В Швеции не существовало закона, регулировавшего заработную плату как таковую. Парламент создал нормативно-правовую базу формирования заработной платы. В ее рамках стороны на рынке труда принимали затем решение об уровне оплаты.
В государственном секторе ежегодно происходили ревизии заработной платы. Существовало три аспекта такой ревизии, важные для понимания того, как устанавливались заработные платы госслужащих: