Страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей развития стран с переходной экономикой и изучение их активности в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:
особенности выделения в мировом хозяйстве стран с переходной экономикой;
изучить место и роль стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве;

Вложенные файлы: 1 файл

perekhodnaya_ekonomika.docx

— 85.16 Кб (Скачать файл)

В таких условиях конкуренция для привлечения ПИИ становится более жесткой. Поэтому переходные экономики, для которых столь важна роль ПИИ в их становлении и развитии, должны совершенствовать свои политики и механизмы привлечения ПИИ.

В этом отношении ряд стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) добились определенного успеха (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия). Согласно классификации ЮНКТАД по показателям ввоза и потенциалу в области привлечения ПИИ за 2010–2012 гг., многие страны ЦВЕ вошли в группу лидеров (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и страны Балтии), т.е. имевшие высокий потенциал и реализовавшие свой потенциал.

В 2013 г. приток ПИИ в страны ЦВЕ составил почти 29 млрд. долл. США (табл. 2)3.

Таблица 2.

Притоки ПИИ в страны ЦВЕ (млн. долл. США)

 

Годы / Страна

2010

2011

2012

2013

Польша

7270

9341

5713

4119

Чехия

6310

4984

5639

9319

Венгрия

1977

1646

2440

854

Россия

3309

2714

2469

2421

Румыния

1041

1025

1157

1106

Эстония

305

387

542

307

Латвия

347

410

164

396

Литва

486

379

446

732

Словакия

390

1925

1579

4012

Остальные

3710

3562

4866

5443

Всего

25145

26373

25015

28709


 

Успех ряда стран ЦВЕ в привлечении прямого иностранного капитала обусловливается географическим фактором, наличием природных ресурсов, приватизационными процессами, а также выработкой эффективной государственной политики.

Далее перечислим важнейшие для иностранных инвесторов меры государственного воздействия, стимулирующие приток ПИИ в те страны ЦВЕ, которые добились наилучших результатов в этой области:

Венгрия

В Венгрии иностранные компании освобождаются от налога на прибыль на 10 лет при условии, что инвестиции осуществлены после 31 декабря 2006 г. и их сумма составляет не менее 33 млн .долл. США. Данная льгота действует, начиная со второго налогового года после открытия предприятия, где должны работать не менее 500 человек, и будет иметь силу до 2015 г. включительно.

Вышеуказанная льгота может быть продлена до срока ее действия, если компания, оцениваемая в не менее 33 млн. долл. США, осуществляет инвестиции еще на сумму не менее 180 млн. долл. США. Если иностранная компания зарегистрирована или находится в слаборазвитых, экономически и социально отсталых территориях Венгрии, то данная льгота приобретает другие параметры. В таких случаях минимально требуемая сумма первоначальных инвестиций составляет 10 млн. долл. США, а численность занятых – 100.

В Венгрии стимулируется также R&D (research and development) деятельность. Налоговая база уменьшается на полную сумму тех расходов, которые осуществлены в этой области (зарплата, материалы, патенты, лицензии, ноу-хау, консультационные издержки и т. д.).

Чехия

В Чехии меры государственного воздействия продуманы таким образом, чтобы иметь существенное влияние на инвестиционные проекты на ранних стадиях их развития, когда финансовые льготы имеют максимальный эффект.

Льготы действуют, если:

– инвестиции осуществляются в обрабатывающем секторе экономики, где минимум 50% инвестиционных расходов тратится на приобретение высокотехнологических машин и оборудования;

– инвестиции осуществляются для приобретения или строительства новых заводов, для расширения или модернизации существующих производственных мощностей;

– минимальная сумма инвестиций составляет 10 млн долл. США: данная сумма уменьшается до 3 млн долл. США при инвестировании на экономически отсталых территориях Чехии;

– предложенные проекты соответствуют всем требованиям охраны окружающей среды.

Новые компании, инвестиции которых соответствуют вышеуказанным критериям, получают 10-летнее 100%-ное освобождение от налога на прибыль, а уже существующие компании – 5-летнее частичное освобождение. Кроме того, данные предприятия могут получить правительственные гранты на создание новых рабочих мест (от 2000 до 6000 долл. США на место), на повышение квалификации своих служащих (до 35% расходов на человека). Правительству Чехии также поручается предоставлять данным компаниям свою землю и промышленное имущество по дисконтным ставкам. 5 июня 2002 г. Правительство Чехии представило проекты двух программ: Программа поддержки проектов стратегических услуг и Программа поддержки создания и расширения технологических центров. Эти программы предлагают следующие мероприятия, стимулирующие ПИИ:

– субсидии, покрывающие до 50% приемлемых расходов (например, оплата труда в течение первых двух лет, до 25% капитальных расходов на приобретение зданий, оборудования, интеллектуальной собственности и т. д.);

– субсидии, покрывающие до 35% расходов на специальное обучение на человека и до 60% расходов на общее обучение: специальным считается обучение, когда работник приобретает знания и умения, трудно передаваемые другим работникам и используемые в рамках только данного проекта; общим считается обучение, когда приобретенные знания и умения могут быть легко использованы и вне данного проекта.

Проектами стратегических услуг считаются, например, центры развития программного обеспечения, центры технического обслуживания высокотехнологического оборудования и т. д. Условиями приемлемости для проектов стратегических услуг являются следующие:

  • сумма инвестиций должна быть не менее 1,5 млн долл. США для проектов развития программного обеспечения или 750 тыс. долл. США для проектов в слаборазвитых регионах страны;
  • инвестиции должны создать минимум 50 новых рабочих мест;
  • минимум 25% инвестиций должны быть покрыты активами инвестора;
  • минимум 50% продукции и услуг должны быть экспортированы;
  • машины и оборудование должны быть современными;
  • продолжительность проекта должна быть не менее 5 лет;
  • предложенные проекты должны соответствовать всем требованиям охраны окружающей среды Чехии.

Технологические центры включают центры инновационной деятельности, которые связаны с производством. Типичный технологический центр должен, например, развивать товары, производственные линии и процессы и т. д., которые приведут к развитию. Но они никак не должны быть связаны с военной промышленностью. Условиями приемлемости для проектов развития технологических центров являются:

  • сумма инвестиций должна быть не менее 450 тыс. долл. США;
  • инвестиции должны создать минимум 15 новых рабочих мест;
  • минимум 25% инвестиций должны быть покрыты активами инвестора;
  • минимум 50% продукции и услуг должны быть экспортированы;
  • доля работающих иностранных специалистов в технологическом центре не должна превышать 40% от общего числа специалистов;
  • машины и оборудование должны быть современными;
  • продолжительность проекта должна быть не менее 5 лет;
  • результаты работы технологического центра должны быть внедрены в серийное производство в течение 3 лет;
  • предложенные проекты должны соответствовать всем требованиям охраны окружающей среды Чехии.

Польша

В Польше существуют следующие меры привлечения для иностранных инвесторов:

  • инвестиционные гранты, которые закрывают до 25% инвестиционных расходов;

  • гранты занятости – до 4000 евро за каждое созданное рабочее место. Но общая помощь ограничена до суммы двухлетней зарплаты новых рабочих;

  • гранты на обучение – до 1150 евро на рабочего;

  • гранты на развитие инфраструктуры, которые обеспечивают местные власти для улучшения инвестиционной инфраструктуры (до 50% расходов).

Инвесторы, которые пользуются грантами, могут также получать другие льготы, например налоговые льготы в Специальных Экономических Зонах (СЭЗ), местные налоговые льготы и т. д. Тем не менее общая стоимость грантов и другой помощи инвестору не может превышать 50% общих инвестиционных расходов.

Инвестиционные расходы, подлежащие возмещению, включают:

  1. Приобретение земли (максимум 5% инвестиционной стоимости).
  2. Строительство или приобретение зданий (максимум 40% инвестиционной стоимости).
  3. Стоимость оборудования (максимум 70% инвестиционной стоимости).
  4. Стоимость нематериальных активов (максимум 25% инвестиционной стоимости).

Гранты могут быть предложены инвесторам, которые:

  • инвестировали более 10 млн. евро;
  • инвестировали 500 тыс. евро, которые привели к развитию или модернизации компании и создали не менее 100 новых рабочих мест минимум на 5 лет;
  • создали не менее 20 новых рабочих мест минимум на 5 лет;
  • представили новые технологии.

При инвестировании в СЭЗ компании освобождаются от подоходного налога. При крупномасштабной деятельности инвестор может получать до 50% налоговых льгот. Критерием для получения налоговых льгот является или размер инвестиций, или количество созданных новых рабочих мест.

Словакия

В Словакии инвестиционные стимулы имеют некоторую специфику по сравнению с другими странами ЦВЕ.

Компании, которые имеют постоянное местонахождение в Республике Словакия, могут получать так называемый налоговый кредит. Начиная с первого налогового периода после декларирования налогов, компании получают 100%-ный возврат декларированных налогов на пять лет. Условия получения налогового кредита заключаются в следующем:

1. Налогоплательщиком является  компания, чей вклад наличных  денег в регистрированный капитал  составляет не менее:

  • 4,5 млн. евро в секторе обрабатывающей промышленности;
  • 2 млн. евро в секторе определенных услуг (туризм, услуги программирования и т. д.).

2. Иностранная доля в  компании составляет не менее 60%.

Налогоплательщик может продлить свои налоговые каникулы еще на пять лет (с 50%-ной льготой), если увеличивает свои капитальные вложения с иностранных средств еще на 3–4,5 млн. евро.

Кроме налогового кредита, в Словакии существует нулевая пошлина на импорт: беспошлинный импорт на машины и оборудование, которые специфицированы в Таможенном кодексе.

Компании могут также получать помощь, если вкладывают средства в создание новых рабочих мест. Такая помощь носит дискреционный характер и обговаривается на основе конкретного случая с региональными представительствами занятости. Поддержка предпринимателям имеет две формы:

  • возмещаемые вклады, обговариваемые с региональным офисом занятости. Возмещение предоставляется тем компаниям, которые создали не менее 100 новых рабочих мест или сократили безработицу минимум на 300 мест;

  • не возмещаемые вклады, обговариваемые с районным офисом занятости, которые предоставляются сотрудникам компании в 12-месячном периоде.

В обоих случаях помощь предоставляется в виде заработной платы, страхования, пенсий, помещений, командировочных и других расходов.

Заметим, что все перечисленные методы и инструменты инвестиционной политики, применяемые в вышеуказанных государствах и направленные на активизацию процесса привлечения прямого иностранного капитала, имеют стратегические цели. Льготные условия предоставляются именно тем инвестициям, которые имеют реальный вклад в национальную экономику и направлены на решение многих стратегических задач (завершение рыночной реструктуризации, приобретение новейших производственных технологий, сокращение безработицы, обеспечение непрерывного экономического роста, интеграция в мировую экономику и т.д.), которые пока невозможно одолеть собственными силами.

Таким образом, изучение опыта стимулирования иностранных инвестиций ряда стран ЦВЕ, имевших значительный успех в привлечении иностранного капитала, играет важную роль в разработке эффективной и дееспособной политики привлечения ПИИ в переходные экономики, особенно для России и других стран бывшего Советского Союза, которые по своим социально-экономическим, политическим и географическим характеристикам достаточно близки к государствам ЦВЕ и не реализуют имевший высокий потенциал привлечения ПИИ4.

Информация о работе Страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве