Стратегические направления развития ВЭД в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследовать этапы реформирования внешнеэкономической деятельности России в конце ХХ века.
При написании данной курсовой работы, был проведен анализ таможенного законодательства, а также была изучена нормативно-правовая база и основные документы касающиеся внешнеэкономической деятельности России и стран- участниц Таможенного союза.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………………3
I Глава. Теоретические аспекты………………………………………………………………..5
1.Понятие и значение Внешнеэкономическая деятельность…….…………….5
2.Этапы развития внешнеэкономической деятельности……………………….6
3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности……………....9
4. Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности…………………..11
II Глава. Правовые аспекты……………………………………………………………………13
1. Стратегия внешнеэкономической деятельности в Российской федерации….
…………………………………………………………………………………….13
2.Направления развития внешнеэкономической деятельности……………....19
3. ТН ВЭД Таможенного союза………………………………………………...22
III Глава. Стратегическое развитие внешнеэкономической деятельности…..30
1. Формирование территориально-географических приоритетов внешнеэкономической деятельности организации……………………………30
2.Совершенствование механизма управления внешнеэкономическим комплексом……………………………………………………………………….32
3. Стратегические цели развития ВЭД России………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………….…..36

Вложенные файлы: 1 файл

ved.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Результатом реализации задач третьего этапа станет расширение границ внешнеэкономического комплекса организации, переплетение внешнеэкономических и внутренних хозяйственных взаимосвязей и ослабление влияния специфики внешнеэкономической деятельности.

Временное разграничение данных этапов во многом носит условный характер, в реальности, они могут сосуществовать и развиваться параллельно. Тем не менее, каждый период преобразования внешнеэкономического комплекса может характеризоваться преобладанием присущих ему закономерностей, что должно быть учтено при определении стратегии внешнеэкономической деятельности. [3]

 

3. Перспективы развития  внешнеэкономической деятельности

Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:

 

1. Дискриминационные ограничения  ЕС, США, Канады и других на  продукцию российского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.

2. Антидемпинговые процедуры  со стороны Комиссии ЕС, под  которые подпадает значительное  количество продукции металлургической, химической, легкой и других конкурентоспособных  отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.

3. Введение с 1997 г. импортных  пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран  ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.

4. Высокий уровень концентрации  по рынкам сбыта российского  экспорта, ограничивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран – Японии и США; около 70% лесоматериалов – Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внутренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.

Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к снижению роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрицательно на доходной части государственного бюджета.

Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее – чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки.

Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности России:

 

4. Основные цели и задачи  внешнеэкономической деятельности

 Внешнеэкономические  связи представляют собой хозяйственные, торговые, политические отношения между странами, устанавливаемые на уровне правительств тех или иных государств.

 Обозначим цели и  задачи. Цели внешнеэкономической  деятельности: ознакомление с различными  аспектами внешнеэкономической  деятельности предприятий с зарубежными  организациями и фирмами, а так же рассмотрение приемов исследования и оценки перспективных аспектов внешнеэкономической деятельности предприятия.

Основные цели внешнеэкономической деятельности:

- изменение объема экспорта и импорта;

- обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и др.);

- изменения соотношения экспортных и импортных цен.

Данные цели достигаются через решение следующих задач:

1)изучение теоретических  основ международного разделения  труда и международной торговли;

2)изучение приемов и  методов международной торговой  политики;

3)изучение методов международного  ценообразования;

4)изучение организации  и техники внешнеэкономических  операций. [3]

 

  Следует различать понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность».

  Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий) с полной самостоятельностью в выборе номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости, объема и сроков поставки.

    В данной главе шла речь о том, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II    Глава. Правовые аспекты

1. Стратегия внешнеэкономической  деятельности в Российской федерации

 В настоящее время  в числе наиболее перспективных  сценариев развития России в  посткризисный период активно  обсуждается стратегия модернизации. Представители экономических и политических кругов в рамках дискуссии по данной проблеме согласны с тем, что основными целями социально-экономического развития России являются, в том числе, обеспечение высокого качества жизни в стране и поддержание ее высокого престижа в мире. При этом эффективная стратегия достижения этих целей должна предусматривать: расширение частной инициативы и конкуренции; эффективную социальную и промышленную политику; налаженное взаимодействие бизнеса, государства и общества; сильное (при сохранении рыночных принципов) государство; повышение качества институциональной среды (защита прав собственности, снижение уровня коррупции, укрепление законности, улучшение качества государственного управления); обеспечение высокого уровня человеческого капитала; создание инновационной экономики [8].

Как показывает мировая практика, эффективные модернизационные проекты – результат целенаправленной политики государства и мобилизации внутреннего экономического потенциала. При этом программы и проекты модернизации осуществляются с учетом внешних факторов, связанных с интенсификацией процессов глобализации: изменения в глобальной архитектуре, пространственной конфигурации, отраслевой и технологической структуре мирового хозяйства, структуре и географии международной торговли и инвестирования; повышение трансграничной мобильности капитала и растущая интернационализация производственно-сбытовых цепочек; появление новых стран-лидеров; расширение и углубление региональных интеграционных процессов; увеличение числа региональных торговых соглашений; возросшая политизация международных экономических отношений. В одних странах они играют вспомогательную роль, в других – ключевую [9].

Представляется, что модернизационный сценарий во внешнеэкономической стратегии отражает современный характер внешнеэкономических связей России, их особенности на региональном и отраслевом уровнях, опираются на интеллект и инновационный потенциал страны, а также результаты сотрудничества в данной области с другими странами, международными организациями и стратегическими альянсами.

С учетом широко дискутируемых положений очевидно, что в стране должна быть разработана и реализована научно обоснованная стратегия внешнеэкономического развития, активно способствующая модернизационным процессам за счет эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей России. Задача становится более актуальной в условиях посткризисной неопределенности в системе мирохозяйственных отношений, а также под влиянием инновационных процессов, приобретающих глобальный размах. Разработка внешнеэкономической стратегии предполагает оптимальный (с учетом возможностей внутреннего потенциала и целей международного позиционирования страны) выбор между альтернативными вариантами развития внешнеэкономических связей. Оптимальный вариант развития страны формируется в результате комбинации целей и интересов всех групп хозяйствующих субъектов.

Определяющее значение для решения указанных проблем имеет повышение международной конкурентоспособности российской экономики. Формирование стратегии в рамках «высокого пути конкурентоспособности» для России должно предусматривать тесную взаимосвязь сырья и инноваций. Дело в том, что в последние годы именно сырьевой сектор выступает инициатором научно-технических инноваций. Развивая и модернизируя сырьевой сектор (с огромным платежеспособным спросом) одновременно будет формироваться большой рынок для инноваций, которые в дальнейшем найдут спрос на азиатских рынках, так как эти инновации касаются, прежде всего, ресурсосбережения. Очевидно, что с этих позиций идея необходимости установления высоких налогов на сырьевой сектор и создания особой системы перераспределения средств в высокотехнологичные направления представляется ограниченной [5] .

Внешнеэкономическая стратегия Россия должна ориентироваться на обеспечение условий для улучшения положения страны в системе международного разделения труда. Такая стратегия призвана стать одним из важнейших средств формирования внутренних источников накопления, решения проблем повышения конкурентоспособности, модернизации и обеспечения экономического роста. Ее задача состоит в формировании и реализации последовательного стимулирования развития различных форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в определенных территориальных (страна, регион) и временных рамках. Реализация этой задачи на практике предполагает разработку соответствующих программ по каждой форме ВЭД и комплексной программы, определяющих мероприятия, исполнителей, ответственных за их реализацию, источники финансирования, ожидаемые результаты.

В целом научно обоснованная внешнеэкономическая стратегия развития России основывается на определенных принципах, в числе которых: системность предлагаемых мер и инструментов; целенаправленность государственного регулирования; взаимосвязь и взаимная поддержка различных стратегических направлений и обеспечивающих их стратегических действий; принцип диверсификации как на уровне ВЭД в целом, так и применительно к отдельным ее формам и составляющим (экспорт, импорт, инвестиционное, производственное, технологическое сотрудничество и т.д.); равнозначность всех стратегических направлений развития ВЭД (выделение какого-либо одного направления представляется неприемлемым для российской экономики, поскольку неизбежно приведет лишь к консервации имеющихся ограничений как на уровне внутренних связей, так и внешних условий развития) [9] .

В основу стратегии внешнеэкономического развития страны и ее регионов должна быть положена современная парадигма развития, позволяющая определить горизонты освоения мирового пространства и повышения экспортного потенциала российских предприятий. В качестве такой парадигмы в российской науке рассматривается геоэкономический (воспроизводственный) подход, формирующий механизмы конкурентоспособности национальной экономики и выступающий как техника национального оперирования в геоэкономическом пространстве в целях своевременной перегруппировки сил для выхода на наиболее благоприятные условия формирования и перераспределения мирового дохода. Современное понимание геоэкономического (производственно-инвестиционного) пути развития базируются на факторе инноваций: повышение конкурентоспособности страны преимущественно связано с инновациями. Важный вопрос во внешнеэкономическом развитии стран – поиск необходимых ресурсов для обеспечения конкурентоспособности. В условиях глобализации ресурсы интернационализируются и именно на консолидированном (свободном и взаимно согласованном) доступе к этим ресурсам в целях национального развития и выстраивается геоэкономическая модель [10].

В рамках геоэкономического подхода к числу конкретных направлений внешнеэкономической стратегии развития России отнесем следующие:

– эффективная интеграция страны в мировой инновационный процесс, в том числе за счет диверсификации экспорта и оптимизации импорта;

– усиление позиций России в наиболее динамичных и перспективных сегментах мирового рынка услуг (транзит, связь, туризм, образование, программные продукты и др.);

– включение российских компаний в международные производственно-сбытовые цепочки, расширение на этой основе возможностей для получения иностранных технологий и дефицитных бизнескомпетенций;

– транснационализация российской экономики на пути формирования международной конкурентоспособности: создание стратегических межфирменных альянсов, приобретение совместимых или конкурирующих иностранных предприятий, выстраивание собственных международных производственно-сбытовых цепочек;

– развитие внешнеэкономических связей страны в формирующихся центрах производства развивающихся стран (ЮВА, Латинской Америки, Азии);

– развитие инфраструктуры внешней торговли (логистические центры, транспорт, электронные системы оформления грузов и др.);

– эффективное геоэкономическое и торгово-политическое позиционирование России на международной арене, формирование имиджа страны в мировой экономике, упрощающих доступ на внешние рынки. [11]

У России имеются определенные преимущества, позволяющие ей принять тенденции глобального развития в рамках геоэкономического подхода, в их числе: высокий уровень образования; значительные запасы сырья; научно-технологические достижения в бывшем оборонном комплексе, космонавтике; преимущества развития и торговли ресурсосберегающими технологиями; уникальное географическое положение; огромная территория и емкий внутренний рынок; наличие собственных научных школ. Вместе с тем в отечественной экономике сохраняется ряд ограничений для дальнейшего внешнеэкономического развития страны на базе инновационных факторов: недостаточное финансирование активных компаний; ограниченное банковское кредитование; неравномерность территориального развития; неразвитость транспортной инфраструктуры; изношенность энергетической инфраструктуры; ограничения национальной экспортной политики; проблемы защиты интеллектуальной собственности.

В последние годы в России предприняты конкретные действия по разработке и реализации внешнеэкономической стратегии развития страны. Так, в октябре 2008 г. правительство одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 г., подготовленную Минэкономразвития при активном участии бизнеса. В стратегии зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики во время переходного периода к инновационному типу экономического роста. Согласно положениям стратегии, долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих мировых экономических держав XXI в. [9]

Информация о работе Стратегические направления развития ВЭД в России