Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и практики разработки стратегии развития на уровне муниципального образования.
Основные задачи:
- изучение сущности и специфики стратегии муниципального образования;
- рассмотрение основных методик разработки стратегии, используемых на практике;
- характеристика этапов разработки стратегии
Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоритические аспекты развития муниципального образования……
1.1. Понятие стратегии развития муниципального образования...............
1.2. Методика разработки СРМО……………………………………………
1.3. Основные этапы процесса разработки СРМО……………………….….
Глава 2. Стратегический план социально-экономического развития Шатковского района Нижегородской области на период 2015 года………
2.1. Современная социально-экономическая ситуация в районе……….
2.2. Стратегические цели социально-экономического развития района…..
2.3. Стратегии социально-экономического развития района……………
2.4. Оценка ресурсов, необходимых для реализации стратегического плана….
2.5. Этапы и итоги реализации стратегического плана……………………
Заключение……………………………………………………………...
Источники и литература………………………………………….
- низкая конкурентоспособность продукции
Проблемы в социальной среде:
- углубление социального расслоения и высокого уровня бедности
- проблема низкого уровня жизни - покупательская способность среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.
- недостаточность жилья для малообеспеченных категорий населения и особенно молодых семей.
- высокая степень изношенности инженерно-технических сетей ЖКХ при невозможности возложения издержек, связанных с восстановлением этих сетей, на население из-за низкого уровня дохода значительной части населения.
- высокий уровень распространения заболеваний, отсутствие прозрачных государственных гарантий медицинской помощи
- низкий уровень общей культуры
- высокий уровень угрозы личной безопасности граждан
Проблемы управления:
- ограниченные возможности органов власти района влиять на ход социально-экономических процессов в интересах населения района.
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития района.
Стратегия развития Шатковского района Нижегородской области - «Все для человека, ради его достойной жизни». Главное средство ее достижения - формирование новой наукоемкой экономики, экономики знаний при эффективном использовании потенциала индустриальной экономики.
Конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятиями района может быть обеспечена за счет низких издержек производства на основе использования уникальных отечественных научно-технических достижений.
Нужно выделить в качестве приоритетных производства, которые базируются на местном сырье, способные удовлетворять потребности населения.
Важную роль в формировании новой экономики играет развитие человека. Только свободный и гармонично развитый человек способен быть «творцом».
Для свободного развития человека, формирования современной экономики необходим свободный доступ всех категорий населения к информации, образованию, лучшим достижениям культуры, здоровая духовная жизнь.
Взаимосвязанные ценности свободы, справедливости
и солидарности должны лежать в основе
развития экономики и социально- духовной
области. Только в этом случае район может
достичь общей стратегической цели - стать
передовым промышленно-
Стратегическая цель развития в экономической сфере - выход Шатковского района к 2015 г. на путь устойчивого экономического роста.
Принятые оценочные показатели реализации этой цели:
- увеличение к 2015г. ВП в два раза по сравнению с 2003г.
- доведение доли продукции собственных товаропроизводителей на рынке до 30%
Стратегическая цель развития в социальной сфере - существенное повышение качества жизни населения, уровня социальной безопасности и личной безопасности граждан при сокращении социальной дифференциации.
Оценочные показатели реализации цели:
- улучшение к 2015г. демографической ситуации;
- увеличение реальных доходов в 1,5- 1,8 раза;
- снижение уровня преступности в 1,3 раза;
- обеспечение положительной динамики показателей здоровья населения на основе улучшения всего комплекса условий жизнедеятельности населения;
- сокращение темпов распределения социально значимых заболеваний;
- приоритетное развитие образования и культуры;
- обеспечение населения гарантированным объемом качественных социальных услуг.
Миссия органов власти района заключается в создании необходимых административных , экономических , правовых и информационных условий для обеспечения устойчивого развития экономики района, повышения качества жизни населения, расширения возможностей для свободного развития личности, всех предприятий и организаций, способствующих развитию района, а также региональной безопасности граждан на основе формирования баланса интересов разных групп населения района и бизнеса и координации их деятельности.
2.3 Стратегия социально-экономического развития района.
Из анализа существующих проблем социально- экономического развития района вытекает система основных стратегий (стратегических направлений развития района), обеспечивающих их комплексное решение и достижение общих стратегических целей.
Стратегия 1 - Развитие человека через развитие и эффективное использование информационного, образовательного и культурного потенциала района.
Стратегия 2 - Реализация социальной политики, направленной на сближение социальных интересов, и борьба с бедностью.
Стратегия 3 - Повышение эффективности использования ресурсов района.
Стратегия 4 - Развитие и совершенствование районной рыночной инфраструктуры.
Стратегия 5 - Совершенствование развития поселений.
Стратегия 6 - Комплексное развитие сельских территорий.
Стратегия 7 - (Общая стратегия управления социально-экономическими процессами в районе) - Повышение качества управления.
Стратегия 1. Развитие человека через развитие и эффективное использование информационного, образовательного и культурного потенциала района.
Проблемы, мешающие всестороннему и гармоничному развитию человека:
- обострение демографической ситуации ( устойчивое сокращение численности населения, сокращение продолжительности жизни, разрушение института семьи);
- ухудшение состояния здоровья населения, быстрые темпы распространения социально - опасных заболеваний;
- снижение доступности социальных услуг для отдельных групп населения, особенно в сельской местности, разрушением материально- технической базы учреждений и организаций, нарастание проблем кадрового обеспечения;
- детская безнадзорность и беспризорность;
- возрастание угрозы личной и общественной безопасности, низкий уровень раскрываемой преступности;
- низкий уровень патриотизма среди молодежи.
Данная стратегия основана на том, что развитие человеческих качеств в человеке и солидарности между людьми могут в современных условиях обеспечить быстрое развитие экономики района, области и страны в целом. Актуальной задачей при проведении экономических преобразований является создание, сбережение, воспроизводство физического, духовного и интеллектуального потенциала населения района.
Цели:
1.1. Объединение и развитие образовательного, интеллектуального, культурного и духовного потенциалов района.
Действия:
- сохранять и развивать имидж Шатковского района как культурного и образовательного центра
- совершенствовать районный образовательный комплекс в направлении соответствия профессиональных образовательных программ потребностям в квалифицированных кадрах
- обеспечить рациональное функционирование государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории района
- обеспечить восстановление и эффективное использование всего культурного потенциала района путем восстановления памятников истории и культуры, пропаганда культурного наследия, поддержки народного творчества;
- поддерживать развитие культуры на селе на основе создания социально- культурных центров , клубных централизованных систем, образовательно-культурных центров на базе общеобразовательных школ;
- поддерживать национальные культуры народов, проживающих на территории района;
- создать благоприятные условия для устойчивого развития спонсорства в сфере культуры и образования
- стимулировать деятельность СМИ
1.2. Улучшение демографической ситуации и стимулирование здорового образа жизни
Действия:
- обеспечить доступность и качество медицинской помощи для широких слоев населения
- сформировать систему профилактики и предотвращения распространения социально опасных заболеваний
- разработать программу поддержки молодых семей, включая содействие в трудоустройстве, организации бизнеса, решении жилищных проблем (на основе долгосрочного кредитования, развития ипотеки и др.), оказание психолого-педагогической поддержки семьям (уделяя особое внимание молодым и многодетным семьям)
- сформировать комфортную среду жизнедеятельности пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, организовать в лечебных учреждениях отделение для пожилых и престарелых граждан и т.д.
- повысить эффективность пропаганды здорового образа жизни, создать условия для развития массового спорта
- создать систему контроля за качеством предоставляемых медицинских услуг, фармацевтической продукции
1.3. Формирование активной районной идеологии
Концепция районной идеологии должна базироваться на сохранении российских традиций и ценностей, целостности Российской Федерации.
Действия:
- обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение достоверной информации о происходящих в мире, стране, области и районе событиях.
1.4. Создание условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления молодого поколения
Целью молодежной политики Шатковского района является формирование активной творческой личности молодого человека - патриота района и России в целом.
Действия:
- создание и поддержка деятельности патриотических объединений, молодежных и детских общественных объединений, клубов по интересам
- обеспечение поддержки талантливой молодежи (организация молодежных и детских фестивалей, конкурсов, олимпиад, конференций)
- развитие системы профориентации и занятости молодежи, направленные на адаптацию выпускников учебных заведений к рынку труда
- поддержка развития массового детского и молодежного спорта и туризма
- содействие объединению возможностей семьи, образовательных учреждений, СМИ с целью воспитания у молодежи чувства патриотизма, любви к Шатковскому району, Нижегородской земле, России.
Оценочные показатели реализации стратегии:
- уровень потребления населением основных продуктов питания
- уровень занятости населения, общий уровень безработицы, уровни скрытой, молодежной, женской безработицы
- уровень обеспеченности благоустроенным жильем по группам населения с разными доходами
- уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (культуры, искусства, спорта, образования, здравоохранения), в том числе , в сельской местности
- средняя продолжительность жизни
- уровень образования населения района
- уровень младенческой , детской, материнской смертности
- уровень детской и подростковой преступности
- уровень инвалидизации населения
- уровень производственного травматизма
- динамика социально опасных заболеваний.
Риски:
- «старение» населения района, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население
- увеличение удельного веса нетрудоспособных граждан в сельских администрациях
- деформация ценностных ориентаций населения, в том числе, молодежи
- разрушение материально-технической базы объектов социальной инфраструктуры
- расширение процесса коммерциализации социальной сферы, сокращение доступности социальных услуг для большинства населения района
- низкая санитарная грамотность населения
- низкая правовая грамотность населения
- утрата национальных традиций народов, проживающих на территории района
Стратегия 2. Реализация социальной политики, направленной на сближение социальных интересов,
и борьба с бедностью
Основным содержанием стратегии является создание условий комфортной и безопасной жизнедеятельности граждан, сокращение дифференциации в доходах, преодоление бедности.
Наиболее серьезные проблемы:
- углубление социального расслоения общества
- высокая межотраслевая дифференциация в заработной плате сохранение задолженности по заработной плате
- высокая дифференциация покупательной способности работающих граждан и пенсионеров
- низкие темпы снижения уровня бедности, особенно в сельской местности
- наличие финансовых проблем в управлении системой социальной защиты населения
- возрастание угрозы личной и общественной безопасности