Стратегическое и оперативное управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:30, реферат

Краткое описание

В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений.

Содержание

Глава 1 . Управление финансами в современных условиях
1.1 Понятие управления финансами
Глава 2 . Организация управления финансами в Республике Казахстан
2.1 Управление бюджетной системой
2.2 Управление налоговой системой
2.3 Управление финансами хозяйствующих объектов
Глава 3. Автоматизированная система управления финансами
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

upravlenia_finansami.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку центральным  звеном финансов является государственный  бюджет, то особое значение имеет работа Министерства финансов по составлению  проекта республиканского бюджета, обеспечение исполнения республиканского бюджета, контроля за его кассовым исполнением.

В центральном  аппарате Министерства финансов имеются  специальные подразделения с  определенными задачами и функциями, состав и структура этих подразделений  постоянно меняются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На начало 2001 года центральный аппарат Министерства финансов включал: Бюджетный департамент; Комитет казначейства; Департамент фискальной политики и прогнозов; Департамент макроэкономики и финансовой статистики; Департамент государственного заимствования; Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита; Департамент государственного долга и кредитования; Департамент кадровой и организационной работы; Административный департамент; Департамент юридической службы; РГП «Хозяйственное управление Министерства финансов Республики Казахстан»; РГП «Информационно-учетный центр»; РГП «Реабилитационный фонд»; РГП «Центр информатизации финансовых систем»; Комитет финансового контроля; Комитет государственного имущества и приватизации.

Департаменты  и комитеты состоят из управлений, а последние - из отделов; названия подразделений  характеризуют выполняемые функции  с уточнением от управления к отделу. Например, в Бюджетном департаменте имеются следующие управления:

1) Управление  разработки, отчетности и анализа  исполнения бюджета;

2) Управление методологии  бюджетных процедур;

3) Управление административных  расходов государственных органов;

4) Управление материального производства;

5) Управление образования,  науки, культуры и средств массовой  информации;

6) Управление здравоохранения  и социальной защиты населения,

7) Управление оборонного  комплекса и правоохранительных  органов.

Отделы конкретизируют функции, выполняемые управлениями, например, в Управлении разработки, отчетности и анализа исполнения бюджета имеются: отдел разработки бюджета; отдел взаимодействия с местными бюджетами; отдел анализа исполнения бюджета.

Управление методологии  бюджетных процедур включает: отдел методологии разработки бюджета; отдел методологии отчетности; отдел оценки бюджетных процедур.

Соответственно строение структуры комитетов министерства.

Бюджетный департамент организует разработку республиканского и местных  бюджетов, совершенствует формы и методы бюджетного процесса, анализирует бюджетное финансирование для повышения его эффективности, ведет отчетность по бюджету (см. вышеперечисленные задачи и функции Министерства финансов).

Департамент фискальной политики и прогнозов подготавливает мероприятия по проведению налогово-бюджетной и таможенной политики, отслеживает посредством анализа их результативность в части соответствия проводимым социально-экономическим реформам, вносит предложения по корректировке курса проводимой политики, прогнозирует поступление доходов, координирует взаимодействие с международными организациями, разрабатывает предложения по совершенствованию фискальной системы.

Организационная структура  Комитета казначейства состоит из Центрального аппарата казначейства в составе Министерства финансов и подчиненных ему территориальных подразделений по областям, городам. Органы казначейства выполняют следующие задачи и функции: организацию, осуществление кассового исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовое обслуживание местных бюджетов и контроль за исполнением государственного бюджета; управление денежными средствами на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы; ведение взаимных расчетов между республиканскими и местными бюджетами; обеспечение распределения налогов и других обязательных платежах между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты различных уровней; ведение и учет валютных операций государственных учреждений организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и использования их в оперативном управлении; прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета; осуществление перевода денег при погашении и обслуживании государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию; развитие и совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства; разработку методологических и инструктивных документов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Служащим казначейства дано право проверять финансово-бухгалтерские  службы государственных предприятий, органов государственной власти и управления, государственных банков, в которых используются государственные средства. Они имеют право требовать от должностных лиц устранения нарушений финансового законодательства. Службам казначейства дано право приостанавливать исполнение казначейских платежных операций, отзывать и запрещать расходование бюджетных денег в случае установления фактов их нецелевого использования, производить взыскание (отзыв) денег в бюджет, в подобных случаях казначейство должно способствовать экономному расходованию бюджетных средств.

Департамент макроэкономики и финансовой статистики изучает  экономику в ее взаимосвязи и  взаимодействии с финансовой системой для координации целей и задач  государственной политики в области  управления государственными финансами, участвует в разработке основных макроэкономических и бюджетных показателей, производит сбор, обработку и анализ финансовой информации на основе отчетных данных об исполнении бюджетов и реализации государственных программ, подготавливает проекты международных договоров, конвенций, соглашений (совместно с другими департаментами и ведомствами республики), направленных на осуществление и развитие межгосударственных финансовых отношений.

Специфические функции выполняют Департамент  юридической службы (ведение законопроектных работ, кодификация, правовое обеспечение деятельности финансовых органов, договорно-правовая и судебно-правовая работа), Департамент кадровой и организационной работы (организация государственной службы в финансовой системе, повышение квалификации, работа с персоналом центрального аппарата Минфина и территориальных органов).

Комитет финансового  контроля осуществляет организационно-методологическую и аналитическую работу в сфере  контроля. Его органы проводят ревизии  государственных предприятий и  организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и организаций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение законодательства по ценным бумагам.

Департамент государственного заимствования координирует поступление  и использование средств, поступающих  в порядке внешней помощи, проводит финансовую экспертизу, мониторинг проектов, закупок товаров и выплат, подготавливает предложения по займам и их реализации, содействует привлечению прямых инвестиций в экономику страны, анализирует рынок капиталов и содействует его активизации.

Аппарат местных  финансовых органов включает областные, городские, районные финансовые управления и отделы Они проводят работу по оперативному управлению финансами, то есть занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием экономии ресурсов во всех звеньях хозяйственного комплекса и социально-культурной сферы, осуществляют финансирование и контролируют финансовую деятельность хозорганов. Финорганы находятся в подчинении местной администрации

Структура городского финансового управления города включает: руководство (заведующий, его заместители); отдел кадров; бюджетный отдел; отдел по контролю исполнения бюджетных средств; отдел финансирования учреждений образования и культуры; отдел финансирования учреждений здравоохранения; отдел по исполнению местного бюджета; отдел прогнозирования доходов; отдел финансирования отраслей материального производства и непроизводственной сферы; отдел финансирования социальной защиты населения; отдел финансирования органов аппарата управления; отдел финансирования финорганов.

Структура областного финансового управления учитывает  специфику хозяйства областей и  несколько отличается от приведенной. В нее включается, например, отдел  финансирования аграрного сектора.

В районных финансовых отделах могут быть соответствующие подразделения по исполнении местных бюджетов. Вместо отделов могут быть инспекции, группы или отдельные специалисты (по категориям).

Основными задачами бюджетного отдела, инспекции по бюджету  являются: организация и выполнение работы по составлению бюджета города, района, по выявлению и мобилизации внутренних резервов в хозяйстве и соблюдении режима экономии; осуществление контроля за ходом выполнения бюджета города, района, подготовка совместно с другими подразделениями финансового отдела предложений по обеспечению выполнения бюджета, изысканию увеличения доходов бюджета и экономии в расходах; контроль за строгим выполнением бюджетного законодательства, постановлений правительства, решений местных органов власти и указаний вышестоящих финансовых органов по вопросам составления бюджета.

Отделы прогнозирования  и экономического анализа поступлений  доходов областных, городских финансовых управлений и районных финансовых отделов  проводят следующую работу: осуществляют прогнозирование годовых поступлений налогов и доходов в государственный бюджет и мероприятия по обеспечению поступлений этих доходов; осуществляют контроль за поступлением в бюджет налоговых и других платежей по народному хозяйству подведомственной территории и налоговых платежей населения; составляют отчетность об исполнении доходной части государственного бюджета в части, касающейся доходов, налогов и других платежей в бюджет; анализируют ход выполнения обязательств перед бюджетом, принимают оперативные меры по предотвращению недопоступления доходов в бюджет, подготавливают предложения по увеличению ресурсов бюджета; подготавливают материалы, необходимые для рассмотрения проекта бюджета и отчета об его исполнении в части государственных доходов.

Отдел финансирования материального производства и непроизводственной сферы осуществляет финансирование из бюджета предприятий, организаций и учреждений соответствующего подчинения в соответствии с утвержденным бюджетом и в меру выполнения им производственных и финансовых прогнозов, планов и показателей проводит предварительный, текущий и последующий контроль за экономным и целесообразным расходованием бюджетных средств.

В задачи местных  финансовых органов входит контроль за соблюдением государственной  финансовой дисциплины. С этой целью  они проверяют правильность и объективность разработанных хозорганами и учреждениями финансовых планов и смет, рассматривают бухгалтерские отчеты и балансы подразделений местных администраций.

 
2.2 Управление  налоговой системой

 
Важнейшие функции по мобилизации  доходов государства выполняет налоговая служба.

Налоговая служба состоит из Министерства финансов Республики Казахстан и налоговых комитетов  областей, городов, районов.

Министерство  финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, обеспечивающим сбор и государственный контроль за полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Основными задачами налоговой службы являются: обеспечение  исполнения законов республики о  налогах и других обязательных платежах в бюджет; систематическое изучение эффективности и влияния налогообложения на развитие экономики; разъяснительная работа среди налогоплательщиков по вопросам налогообложения.

Центральный аппарат  Министерства финансов включает следующие  подразделения: руководство; Департамент методологии в составе управления методологии Прямых, косвенных налогов и рентных платежей; Департамент работы с налогоплательщиками; Департамент непроизводственных платежей; Департамент крупных налогоплательщиков; Департамент анализа и прогнозирования доходов; Департамент электронного мониторинга; Управление мониторинга недропользователей; Управление мониторинга предприятий; Департамент информационных технологий и информационных систем; Юридический департамент; Департамент внутренней работы; Департамент администрирования; Департамент международного налогообложения.

Министерство  финансов включает Таможенный комитет, Комитет по контролю над производством  и оборотом подакцизной продукции, Агентство по реорганизации предприятий.

Таможенный комитет, осуществляя функции по защите экономических интересов Республики Казахстан во внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной политики, через органы таможенной службы организует взимание таможенных пошлин и платежей, составляющих значительную долю финансовых ресурсов государства.

Налоговые комитеты областей, городов состоят из следующих  основных подразделений: отдела косвенных  налогов; отдела налогового аудита по видам; отдела контроля и по работе с налогоплательщиками; отдела принудительного взимания; отдела анализа и прогнозирования; отдела администрирования; отдела информационно-технического обеспечения; бухгалтерии.

В районах и  городах областного значения с районным делением структура налоговых комитетов  включает:

Отдел по работе с налогоплательщиками в составе секторов: по работе с юридическими лицами; по работе с физическими лицами;

Отдел налогового аудита, в состав которого входят: сектор налогового аудита юридических лиц; сектор налогового аудита физических лиц; сектор неналогового аудита;

Информация о работе Стратегическое и оперативное управление финансами