Стратегия взаимодействия государства и бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:34, реферат

Краткое описание

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

497908.rtf

— 5.89 Мб (Скачать файл)

СПБГУКИТ

Вечернее отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По макроэкономике

На тему: Стратегия взаимодействия государства и бизнеса

 

 

 

Подготовил: Москвин Н. К.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

Россия

 

Механизм ГЧП

 

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

· сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

· взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

· взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

· ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

· в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

· финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях. (2)

Формы государственно-частного партнёрства.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

· любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

· государственные контракты;

· арендные отношения;

· финансовую аренду (лизинг);

· государственно-частные предприятия;

· соглашения о разделе продукции (СРП);

· концессионные соглашения(3)

Государственно-частное партнёрство в России.

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует. Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 45 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2011 года). В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

· Инвестиционный фонд;

· Банк развития;

· другие государственные корпорации;

· особые экономические зоны;

· Российская венчурная компания;

· концессии. (6)

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге.

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".(7)

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».

В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. В том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве».

Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах"»(1)

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге.

марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

· строительство Дворца искусств на Васильевском острове

· создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр"

· реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды(8)

 

Малый бизнес

 

Основную долю в экономике многих развитых стран занимают предприятия малого бизнеса. Небольшие предприятия создают не только рабочие места, но и приносят значительные доходы государству. Рост малого бизнеса и ВВП тесно связаны между собой, так как частные предприятия производят товары и услуги, которые необходимы различным слоям населения. По данным статистики, рост ВВП в России за 2000-2006 годы составил 194 %, в то время, как рост объема выпуска продукции малыми предприятиями составил 342 %.

Правительство Российской Федерации принимает ряд мер для помощи малому бизнесу, что должно привести к росту ВВП. В настоящее время значительно сокращена бюрократическая волокита, которая сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Несмотря на все старания, малый бизнес в ВВП России составляет около 30 %, что довольно мало для такой страны, как Россия.(9)

Малые предприятия не выдерживают конкуренции с крупными и средними. Впрочем, в большинстве отраслей действуют весьма эффективно, сотрудничая, а не конкурируя с крупными предприятиями. Эффективно действующие мелкие предприниматели не нуждаются в государственных дотациях и субсидиях.

Почему же тогда во многих развитых странах провозглашена поддержка малого предпринимательства? Почему выдаются субсидии, беспроцентные кредиты? Почему снижаются налоги (чем по сути дискриминируются крупные предприятия, для которых налоги остаются прежними), искусственно занижая себестоимость производимой мелкими предприятиями продукции?

С точки зрения экономической эффективности этому сложно найти объяснение. Примечательно, что подобная политика проводится только в странах с высоким уровнем жизни, в период общего роста экономики. Если мы посмотрим на экономическую политику Франции, но 60-х годов прошлого века (период послевоенного восстановления), то мы обнаружим, что во время кризиса, ни о какой поддержке малого предпринимательства не было и речи. «Создание в каждой отрасли (или укрепление, если они уже существуют) небольшого числа компаний или групп международного масштаба, способных безбоязненно встречать иностранную конкуренцию. В большей части крупнейших секторов промышленности (алюминий, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, автомобильная, авиационная промышленность, химия и фармацевтика) число этих групп должно быть ограничено и часто составлять одну или две» (V План экономического развития на 1966-1970 гг.). В 1966 году в списке крупнейших корпораций мира не было ни одной французской компании. А уже в 1970 в список вошли 4 промышленные группы - «Рено», «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен», «Пешине-Южин».

 

Средний и крупный бизнес

 

Механизм взаимодействия бизнеса и власти в России характеризуется структурами двух типов. Во-первых, подобными коммуникациями занимаются организации, исходной и единственной целью образования которых не было политическое представительство интересов. Такие организации создавались для выполнения широкого круга задач, одной из которых было представительство интересов своих членов в органах государственной власти, то есть лоббизм. К таким организациям относятся в первую очередь различные предпринимательские ассоциации, союзы, объединения, фонды поддержки предпринимательства. Теоретически наиболее активными корпоративными объединениями бизнеса являются Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).

Во-вторых, 2001 г. появились две новые ассоциации, специализирующиеся на представительстве интересов мелкого и среднего бизнеса. Депутатское объединение «Деловая Россия» было преобразовано в одноименную организацию, представляющую интересы среднего бизнеса. В это же время по инициативе пятидесяти предпринимательских организаций было учреждено объединение «ОПОРА», представляющее интересы малого бизнеса. Активную деятельность ведут отраслевые организации предпринимателей, например Союз нефтепромышленников и Российское газовое общество. Хотя организации предпринимателей декларируют защиту интересов мелкого и среднего бизнеса, реальность такова, что они не всегда следуют этим заявлениям. Будучи фактически отстраненными от управления в этих организациях, предприятия мелкого и среднего бизнеса оказываются выключенными из системы представительства.

Следует также отметить разносторонний подход крупных бизнес-структур в сфере формирования департаментов по коммуникациям с государственной властью. Так, в компании «ТНК-ВР» взаимодействием с властью заняты сразу три департамента в общей структуре GR-управления (government relations - отношения бизнеса с органами государства): по региональной политике, по взаимодействию с федеральными органами власти и по законотворческой деятельности. Все подразделения работают в тесной связке, но обязанности четко распределены во избежание дублирования и параллелизма функций. Основная задача департамента по региональной политике - взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, а также с территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств.

В ОАО «НК «Роснефть» взаимодействием с властью занимаются два управления в составе департамента по работе с органами государственной власти: по работе с федеральными органами власти и по работе с региональными органами власти и протокола. В НК «ЛУКОЙЛ» эти функции переданы в отдел по связям с госорганами, входящий в департамент по связям с общественностью.

Средний бизнес также заинтересован в позитивных отношениях с региональными властями. Даже на уровне малого бизнеса выстраивается работа с муниципальными органами власти. Власть и сама ищет адекватных партнеров для реализации глобальных проектов, которые без бизнеса просто не могут быть реализованы. На Западе механизмы государственно-частного партнерства функционируют на протяжении длительного времени. В России они только внедряются - так что, можно надеяться, наиболее активный период формирования подобных отношений еще впереди.

Поддержка государства.

Не понятно, какие субъекты малого предпринимательства должно поддерживать государство. Большинство малых предпринимателей торгуют низкокачественной продукцией на вещевых и продовольственных рынках. Их бизнес тем прибыльней, чем хуже общая экономическая ситуация. Как показывает практика, как только уровень жизни возрастает, люди предпочитают покупать продукты в крупных супермаркетах, а не на открытых рынках. Платя большие деньги за более высокое качество товаров и обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При проведении государственной экономической политики также необходимо учитывать сложившуюся структуру экономики. В России созданы крупнейшие производства. Многие крупные предприятия являются градообразующими. Если кто и нуждается в государственной поддержке, так именно эти предприятия. Банкротство любого из подобных предприятий тут же приводит к потере средств существования у десятков, а то и сотен тысяч людей, без возможности устроиться на другую работу. Размениваясь по мелочам, государство не сможет оказать поддержку даже тем, кому она действительно необходима.

Границы вмешательства государства в регулирование предпринимательства всегда вызывали массу споров. 13-30 сентября 2010 г. компания HeadHunter провела исследование специально для журнала «Коммерсант-Власть», опросив представителей 162 российских компаний, чтобы выяснить, как сказывается государственное вмешательство на развитии их бизнеса.

Государство в нашей стране выступает в качестве своеобразной «невидимой руки рынка». Почти 2/3 опрошенных компаний признали, что государство вмешивается в регулирование сферы их бизнеса. Треть респондентов, однако, не видят или не хотят видеть, чтобы государство как-либо влияло на их предпринимательскую деятельность.

Большинство респондентов, бизнес которых регулируется государством, считают, что это создает проблемы и мешает развитию бизнеса. Что касается компаний, не испытывающих влияния со стороны государства, то половине из них от этого ни тепло ни холодно. Треть считают невмешательство государства большим плюсом. И лишь в пятой части компаний были бы рады помощи государства.

Информация о работе Стратегия взаимодействия государства и бизнеса