Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:01, курсовая работа
Стратегия Государственной молодежной политики (далее – Стратегия) призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обес-печитобеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия рассчитана на десять лет и предполагает достижение своей цели к 2016 году. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики может быть основан только на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России, выявленных на основании анализа официальных отчетов и документов.
1. СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3
1.1. Введение 3
1.2. Цель и приоритеты государственной молодежной политики 8
2. ПРИНЦИПЫ И МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 12
2.1. Принципы реализации государственной молодежной политики 12
2.2. Меры реализации стратегии государственной молодежной политики 12
2.3. Механизмы и инструменты реализации Стратегии 25
2.4. Условия, необходимые для реализации Стратегии 29
2.4.1. Организационно-правовые 29
2.4.2. Материально-финансовые 30
3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 33
3.1. Ожидаемые результаты 33
3.2. Создание системы измерителей и оценки эффективности 33
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
2. Негосударственная сеть
организации работы с
Подобный механизм реализации молодежной политики создан в странах с рыночной экономикой и либеральной идеологией, таких как США или Великобритания. В этих странах велика роль самоорганизованных негосударственных объединений, которые традиционно несут ответственность перед обществом за реализацию молодежной политики, привлекая на эти цели значительные ресурсы из негосударственных источников. При этом государство, как один из возможных инвесторов, направляет ресурсы на решение тех проблем, которые в данный момент считает приоритетными, предоставляя гранты негосударственным
организациям и их объединениям. Такая система обеспечивает оперативное и эффективное решение актуальных для государства проблем. Однако, применение такого механизма реализации государственной молодежной политики, возможно только в условиях существования развитых и самодостаточных институтов гражданского общества.
3. Общественно-государственная система интеграции ресурсов работы с молодежью.
Такой подход характерен для объединенной Германии. Он базируется на точном разделении функций воспитания и помощи молодежи между семьей и государством. Государство обеспечивает свою роль в воспитании молодежи посредством выплаты целевого пособия на воспитание детей в объемах, достаточных для реализации функций воспитания семьей. Эта выплата не зависит от материального положения семьи. При этом государство осуществляет контроль целевого использования семьей этих средств, оказывает помощь в воспитании семьям и молодежи, испытывающим проблемы. Формирует систему управления молодежной политикой в соответствии с федеральным законодательством о молодежи. Привлекает к реализации функций и задач государственной политики как государственные, так и негосударственные организации на условиях софинансирования и соблюдения требований профессионализма в работе с молодыми людьми. Применение подобного механизма реализации молодежной политики обеспечивает мобилизацию как государственных, так и общественных ресурсов для решения социально-значимых задач. К недостаткам подобной системы следует отнести необходимость сложной, комплексной регламентации процедур совместной деятельности и долгосрочного детального планирования, что часто приводит к потере актуальности запланированных действий.
Стратегия предлагает использовать для реализации государственной молодежной политики механизмы, интегрирующие ресурсы государства и общества, доказавшие свою эффективность в мировой практике и наиболее приемлемые в условиях Российской Федерации. Соответственно, общенациональные проекты, а также комплекс мер по их обеспечению составят содержание федеральной целевой программы «Молодежь России». Общая методология их разработки, единство и прозрачность управления, ресурсного обеспечения, создадут необходимые условия для взаимного усиления проектов и достижения системного эффекта в России.
Для осуществления этих проектов предлагается создать схему управления, которая позволит сделать эти проекты действительно общенациональными, массовыми и оказывающими системный эффект на всей территории страны. Общее руководство всем ходом выполнения Стратегии будет выполнять общественно-государственный Совет по реализации Стратегии. В него, кроме представителей государства, войдут видные общественные деятели, представители социально-ответственного бизнеса, общественных организаций, в том числе молодежных, представители Федерального Собрания Российской Федерации. Основные функции общественно-государственного Совета по реализации Стратегии:
• Анализ положения молодежи в стране;
• Разработка и утверждение концепций, технических заданий общенациональных проектов;
• Разработка и утверждение критериев отбора операторов и оценщиков;
• Проведение конкурсного отбора операторов общенациональных проектов;
• Проведение конкурсного отбора независимых оценщиков реализации проектов.
• Оценка результатов их реализации;
Операторы общенациональных проектов обеспечивают системную реализацию проектов на территории Российской Федерации и несут совместную ответственность с региональными операторами за достижение целей проектов. Их основные функции:
• Проведение конкурсного отбора региональных операторов общенациональных проектов на территориях;
• Координация деятельности региональных операторов;
• Организация и привлечение дополнительных ресурсов от общественных организаций и бизнес структур, разделяющих цели проекта;
Региональные операторы общенациональных проектов несут непосредственную ответственность за успех его реализации на местах. Функции региональных операторов:
• Разработка и согласование конкретных схем реализации проектов на местах;
• Привлечение общественных ресурсов;
• Обеспечение качества проводимых работ;
• Информирование местных сообществ о ходе реализации общенациональных проектов.
Важнейшим компонентом формируемого механизма реализации всех общенациональных проектов станет институт независимых оценщиков общенациональных проектов. Независимые оценщики будут отобраны на конкурсной основе. Их главная задача – мониторинг хода выполнения проектов и предоставление объективной информации общественно-государственному Совету и операторам.
2.4. Условия, необходимые для реализации Стратегии
Для реализации общенациональных проектов, определенных в Стратегии, требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых условий.
2.4.1. Организационно-правовые
Обновление государственных образовательных стандартов с учетом необходимости формирования ключевых компетентностей и ведущих
социальных навыков, необходимых молодежи для успешной жизни в современном обществе.
Формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций, что предполагает:
• внесение изменений в государственные образовательные стандарты по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику;
• пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики;
Внесение изменений в законодательство РФ в части:
• улучшения возможностей проведения государственной молодежной политики на региональном и местном уровнях;
• установления порядка предоставления государственных грантов в сфере государственной молодежной политики.
Модернизация государственной статистики в области государственной молодежной политики. Разработка и пересмотр сложившихся требований и параметров сбора, обработки и представления широкой общественности информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической жизни России.
Научное обеспечение государственной молодежной политики. Выявление и исследование доминирующих тенденций в молодежной среде, оперативной выработки подходов к решению вновь возникающих проблем, оценка результатов и прогнозирования возможных изменений, разработка государственных образовательных стандартов и квалификационных требований, по специальностям, представленным в сфере государственной молодежной политики.
2.4.2. Материально-финансовые
В соответствии с заявленными приоритетами Стратегия рассматривает государственную молодежную политику в качестве инвестиционного проекта по развитию человеческого капитала в России. Оценка расходов, необходимых на осуществление этого проекта, базируется на анализе эффективных проектов молодежной политики, а также современных маркетинговых методиках.
Количество молодых людей в возрасте 14 – 30 лет, проживающих в России, составит в ближайшее десятилетие примерно 30 миллионов человек. В соответствии с приоритетами Стратегии до 80% ресурсов должно быть направлено на реализацию проектов, связанных с развитием инновационной активности молодых и созданием условий для интеграции в жизнь общества молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Опыт реализации эффективных государственных и негосударственных программ и проектов для молодежи показывает, что сумма затрат на одного участника в таких проектах составляет от 2400 до 4000 рублей в год. Причем конкретные затраты безусловно зависят и от содержания проекта и от географии его реализации и от опыта организаторов. Прогнозируется, что доля молодых людей, вовлеченных в инновационные проекты, составит примерно 10%, а доля молодых людей – участников интеграционных проектов - около 20% от общего числа молодых жителей страны. Проекты, направленные на информирование и вовлечение в социальные практики, не так затратны и требуют от 100 до 400 рублей в год на одного участника. Эти цифры получены в результате анализа эффективности реализации широкомасштабных молодежных проектов, поддержанными как в рамках государственных программ, так и негосударственными донорами. Опираясь на эти экспертные данные, можно будет провести и предварительную оценку эффективности предлагаемых к реализации общенациональных проектов, которые будут представлены федеральной целевой программой «Молодежь России». Успех этой программы обеспечит не только формирование человеческого капитала, необходимого для развития России, но и укрепит отношения между обществом и молодым человеком, в которых будет доминировать не потребительский мотив, а закономерная потребность молодого человека возвратить обществу заботу и участие, вложенные в него.
3.
Результаты реализации и
3.1. Ожидаемые результаты
Главным результатом реализации Стратегии должно стать повышение вклада молодых людей в развитие страны и улучшение положения молодежи в обществе.
Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по трем основным группам результатов.
Первая группа результатов должна характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое развитие страны.
Вторая группа результатов должна характеризовать изменения в положении молодежи в обществе.
Третью группу составят результаты комплексной и независимой оценки эффективности реализации общенациональных проектов государственной молодежной политики.
3.2. Создание системы измерителей и оценки эффективности
Для оценки эффективности реализации Стратегии будет создана система измерителей, в состав которой войдут статистические показатели, система прямых и косвенных индикаторов, а также результаты социологических замеров. В результате будет создана независимая от органов управления система измерения эффективности реализации молодежной политики.
Целевые индикаторы и показатели для оценки реализации целей Стратегии будут разработаны исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с международной статистикой и определения на этой основе целевых показателей, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития.
Поскольку стратегия носит
комплексный характер, ориентируется
на развитие социальной сферы в отдельном
возрастном сегменте, то создание системы
измерителей, несомненно, должно коррелировать
и с общими показателями развития ситуации.
Проблемой в данном случае может быть
вычленение эффекта реализации CтратегииСтратегии
от эффектов, полученных при реализации
других социальных программ. Для снятия
данной проблемы будет проведена предварительная,
предпроектная работа как в системе управления
государственной молодежной политикой,
органах государственной статистики,
так и создание инструментария независимых
социологических исследований и оценок.
Система измерителей даст возможность не только судить о ситуации в молодежной среде, но и давать прогноз ее развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Индикаторы и показатели достижения целей будут построены в иерархической системе: основной общий показатель, показатели достижения цели государственной молодежной политики и, наконец, показатели достижения общенациональных проектов.
Общий основной показатель достижения цели и стратегических задач Стратегии – Индекс развития молодежи – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни.
При расчете индекса здоровья используются данные о количестве умерших молодых людей по различным причинам смерти, при этом все причины сгруппированы по двум категориям: различные болезни и несчастные случаи.
Для расчета индекса образования анализируются данные о доле грамотных среди молодежи, об охвате населения в возрасте от 16 до 24 лет образованием различного уровня, а также о качестве полученного ими образования. Оценка качества полученного молодежью образования производится на основании данных о результатах единого государственного экзамена по русскому языку и математике. Единый государственный экзамен является в настоящее время в России единственной массовой независимой оценкой качества знаний выпускников средних школ и его результаты могут использоваться для сравнения качества образования в большинстве субъектов Российской Федерации.
Последняя составляющая Индекса развития молодежи - индекс дохода, входящий в состав обобщающего показателя индекса развития человеческого потенциала по субъектам Российской Федерации12. Он позволяет комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения13
12 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002 / 2003 годы / Под общей ред. С.Н. Бобылева. – М.: Весь Мир, 2003.
13 Положение молодежи в России, аналитический доклад – М., 2005 год.
.
4. Заключение
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного и сетевого подхода, формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи станут механизмы грантовой поддержки. Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий.
Информация о работе Стратегия государственной молодежной политики и развитие