Страховой рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного регулирования страхового рынка является одной из самых актуальных в теории и практике современного отечественного страхования. Важность ее исследования связана с тем, эта система до сих пор окончательно не сформировалась: изменяется состояние самого страхового рынка, идет постоянное совершенствование нормативной базы страхования, претерпевает изменения деятельность государственных регулирующих органов. Неустойчивость системы государственного регулирования страхового рынка вызвана не только внутренними факторами страхового рынка, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, проблем экономики в целом, а также ходом развития международных интеграционных тенденций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
1.1 Понятие и сущность страхового рынка
1.2 Регулирование страхового рынка в Республике Казахстан
1.3 Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА
2.1 Развитие и повышение эффективности страхового надзора
2.2 Совершенствование регулирования и надзора за страховой деятельностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ реферат по страховому рынку.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

По результатам исследований в странах, использующих рассматриваемую  концепцию (в частности в США), выявлено, что с помощью небольшого числа коэффициентов и соотношений (в пределах от 12 до 15) взятых в совокупности можно прогнозировать до 75% случаев  несостоятельности страховых организаций  по меньше мере за два года до того, как они стали неплатежеспособными, и предсказывать, по крайней мере, 95% случаев их несостоятельности  за один год до банкротства.

Государственное регулирование  страхового рынка в Республике Казахстан  способствуют:

- укреплению стабильности  и надежности национальной страховой  индустрии;

- развитию долгосрочной  государственной политики в области  обязательного страхования, с  учетом потребностей приоритетных  отраслей национальной экономики  и социальной поддержки населения,  что позволит построить эффективную  систему обязательного страхования; 

- созданию полноценной  инфраструктуры страхового рынка,  улучшение кадрового потенциала  в сфере страхования; 

- внедрение новых страховых  продуктов и технологий, улучшение  качества страховых услуг и  расширению его переченя;

- повышение стандартов  надзора и регулирования субъектов  страхового рынка; 

- углублению процесса  интеграции национального страхового  рынка в международные рынки  и схемы страхования (перестрахования).

Развитие национальной страховой  индустрии в целом будет способствовать созданию необходимых предпосылок  для обеспечения экономической  и социальной безопасности государства.

В рамках реализации основных задач по совершенствованию регулирования  и надзора за страховой деятельностью  необходимо осуществить экспертизу существующей законодательной базы и подзаконных нормативных правовых актов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность, осуществляемую страховыми организациями, с последующим  внесением изменений и дополнений в действующие законодательные  акты Республики Казахстан и нормативные  правовые акты уполномоченного органа.

3.2 Совершенствование  регулирования и надзора за  страховой деятельностью

В рамках реализации основных задач по совершенствованию регулирования  и надзора за страховой деятельностью  необходимо осуществить экспертизу существующей законодательной базы и подзаконных нормативных правовых актов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность, осуществляемую страховыми организациями, с последующим  внесением изменений и дополнений в действующие законодательные  акты Республики Казахстан и нормативные  правовые акты уполномоченного органа.

В частности, в этом направлении  планируется рассмотреть следующие  задачи:

обеспечение сближения национального  режима регулирования страховой  деятельности с международными принципами и стандартами с учетом необходимости  интеграции республики во Всемирную  торговую организацию, в том числе:

- путем поэтапного снижения  ограничений на иностранное присутствие; 

- усиление надзора за  перестраховочной деятельностью  страховых организаций и страховых  брокеров, в том числе путем  установления требований к обязательному  наличию у страховых брокеров  — нерезидентов Республики Казахстан  кредитных рейтингов (Credit Rating);

- уточнение правовых основ  деятельности участников страхового  рынка (аварийных комиссаров, аджастеров, андеррайтеров, сюрвейеров, диспашеров и так далее), разграничение и уточнение деятельности страховых брокеров и страховых агентов;

- дальнейшее развитие  требований к финансовой устойчивости  и платежеспособности страховых  (перестраховочных) организаций; 

- разработка руководств  по использованию деятельности  актуариев, внутренних и внешних  аудиторов, а также требований  к внутренним правилам страховой  организации, регламентирующим их  взаимоотношения с посредниками  и страховыми агентами;

- разработка требований  к системам корпоративного управления  и управления рисками, в том  числе к наличию четкой регламентации,  осуществляемых операций;

- совершенствование системы  бухгалтерского учета страховых  операций и повышение прозрачности  финансовой отчетности;

- установление требований  к порядку расчета страховых  тарифов; 

- унификация и стандартизация  требований, определяемых при создании, лицензировании, согласовании профессиональных  участников страхового рынка  с требованиями, предъявляемыми  к другим финансовым организациям;

- проведение тестов раннего  предупреждения рисков, основанных  на системе оценки рисков;

- автоматизация системы  сбора и обработки данных.

Перед уполномоченным органом  по регулированию и надзору за деятельностью субъектов страхового рынка в целях дальнейшего  стимулирования развития страхования  жизни стоит задача по пересмотру отдельных требований законодательства Республики Казахстан, в том числе  по соблюдению пруденциальных нормативов и иных, обязательных к соблюдению норм и лимитов для страховых организаций по «страхованию жизни» и в целом, разделению подходов к осуществлению надзора за страховыми организациями, осуществляющими деятельность в различных отраслях страхового бизнеса («общее страхование» и «страхование жизни»).

Необходимо отметить, что  определяющим фактором развития страховых  организаций, осуществляющих деятельность в отрасли «страхование жизни», является наличие полноценного отечественного рынка долгосрочных ценных бумаг.

Эта проблема является частной  в одной из общих проблем, связанных  с развитием долгосрочных финансовых инструментов, крайне важных для страховых  организаций, осуществляющих деятельность в отрасли «страхование жизни», которая  должна решаться целым комплексом мероприятий, в том числе с участием Правительства  страны.

Реализация государственного регулирования страхового рынка  будет способствовать:

- обеспечению сближения  национального режима регулирования  страховой деятельности с международными  принципами и стандартами с  учетом необходимости интеграции  республики во Всемирную торговую  организацию, в том числе путем  поэтапного снижения ограничений  на иностранное присутствие; 

- усилению надзора за  перестраховочной деятельностью  страховых организаций и страховых  брокеров, в том числе путем  установления требований к обязательному  наличию у страховых брокеров  — нерезидентов Республики Казахстан  кредитных рейтингов (Credit Rating);

- уточнению правовых основ  деятельности участников страхового  рынка (аварийных комиссаров, аджастеров, андеррайтеров, сюрвейеров, диспашеров и так далее), разграничение и уточнение деятельности страховых брокеров и страховых агентов;

- дальнейшее развитие  требований к финансовой устойчивости  и платежеспособности страховых  (перестраховочных) организаций; 

- разработке руководств  по использованию деятельности  актуариев, внутренних и внешних  аудиторов, а также требований  к внутренним правилам страховой  организации, регламентирующим их  взаимоотношения с посредниками  и страховыми агентами;

- разработке требований  к системам корпоративного управления  и управления рисками, в том  числе к наличию четкой регламентации,  осуществляемых операций;

- совершенствованию системы  бухгалтерского учета страховых  операций и повышение прозрачности  финансовой отчетности;

- установлению требований  к порядку расчета страховых  тарифов; 

- унификации и стандартизации  требований, определяемых при создании, лицензировании, согласовании профессиональных  участников страхового рынка  с требованиями, предъявляемыми  к другим финансовым организациям;

- проведению тестов раннего  предупреждения рисков, основанных  на системе оценки рисков;

- автоматизации системы  сбора и обработки данных.

В заключение следует сделать  вывод о том, что несмотря на то, что в целом в Республике Казахстан сформировалась стандартная для мировой практики система государственного регулирования страхового рынка, процесс этот рано считать окончательно завершенным. Становление и совершенствование системы - продолжается, а разнообразие форм взаимоотношений государства и страхового сообщества и их содержание - постоянно видоизменяется.

При этом не следует фаталистически смотреть на вектор развития этих отношений  как на исключительную волю государства - от действий самих страховщиков зависит  тоже очень многое. От того, какую  обратную связь получает государство  и экономика от страхового рынка, во многом зависит и характер принимаемых  регулирующих решений. Если на западных рынках на формирование этих отношений уходили годы и десятилетия, то для Казахстана все же стоит делать поправку на относительную молодость рынка.

Тем не менее, страховой рынок  Республики Казахстан большинством специалистов признается достаточно перспективным, а в какой степени потенциал  рынка будет использован - зависит  от слаженности и грамотности  государственных решений и регулирующих действий на нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировой финансовый кризис, вызванный нарастанием рисков при  финансовых операциях и банкротством крупнейших мировых финансовых институтов, спровоцировавший усиление волатильности на фондовых, товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказал негативное влияние на все сегменты финансового сектора Казахстана, ключевые показатели, развития которых продемонстрировали низкие темпы роста.

Страховой сектор Казахстана, стремительно развивавшийся в последние  годы в условиях бурного роста  других сегментов финансового сектора, в особенности банковского сектора  как основного потребителя страховых  услуг, в 2008 году также демонстрировал замедление темпов своего развития. При  этом страховой рынок оказался менее  уязвимым к влиянию мирового финансового  кризиса, чем другие секторы финансового  рынка. Снижение биржевых котировок  несущественно отразилось на показателях  рентабельности страховых (перестраховочных) организаций, поскольку основным источником дохода являются доходы от основной деятельности - страхования. Наиболее чувствительным к снижению инвестиционных доходов являются накопительные виды страхования, которые в настоящее время не получили всеобщего распространения.

Полагаем, что основными  факторами риска для страхового сектора на ближайшую перспективу  станут инвестиционные риски и риски  снижения объема продаж.

Отрицательное воздействие, связанное со снижением спроса на страховые продукты, может оказать  сокращение объемов производства и  повышение уровня безработицы. Меры, предпринимаемые Правительством Республики Казахстан, позволят сгладить этот эффект.

Финансовые показатели страхового рынка демонстрируют относительную  стабильность и устойчивость. На 1 января 2009 года собственный капитал составил 166 млрд. тенге, увеличившись на 31 процент, активы - 269 млрд. тенге, увеличившись на 20 процентов. За прошедшую пятилетку  активы и собственный капитал  увеличились более чем в 5 раз. Бурному росту активов способствовали такие факторы, как низкие показатели убыточности, поэтапное повышение  требований по капитализации, появление  новых игроков, в том числе  с иностранным участием, аккумуляция прибыли для развития страховой деятельности.

Рассматривая структуру  поступления страховых премий, можно  увидеть снижение объемов поступлений  по некоторым видам имущественного страхования. Во многом это связано  со снижением объемов банковского  кредитования. Ни для кого не секрет, что банки устанавливают требование по наличию договора страхования  для лиц, желающих получить займ в этом банке.

В сегменте обязательного  и личного страхования, напротив, наблюдается рост, обусловленный  расширением охвата обязательным страхованием и повышением тарифов. Влияние кризиса  и снижение объемов банковского  кредитования несущественно отразится  на данных сегментах страхования  в 2009 году.

Общий объем страховых  выплат, произведенных за 2008 год, увеличился на 13,6 %, составив 56 млрд тенге. При этом доля страховых выплат по обязательному страхованию составила 16 %, по добровольному личному страхованию - 15 %, а по добровольному имущественному страхованию - 69 %.

Для поддержания роста  страхового рынка в среднесрочной  перспективе страховым организациям необходимо привлекать новых клиентов и развивать деятельность в других секторах экономики. Интересным и многообещающим представляется страхование субъектов  малого и среднего предпринимательства, медицинское страхование и страхование  имущества домовладельцев. В настоящее  время добровольным страхованием охвачена лишь незначительная часть населения.

Для сохранения и расширения клиентской базы в условиях адекватной финансовой устойчивости и платежеспособности страховые организации могут  предпринять ряд мер, направленных на стимулирование и развитие страховой  культуры населения. Возможно, следует  пересмотреть свою политику установления тарифов. При установлении страхового тарифа необходимо принимать во внимание уровень доходов населения, оптимально балансируя между риском и доходностью.

Информация о работе Страховой рынок РК