Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:29, курсовая работа
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ, ИНЖИНИРИНГОВЫЕ УСЛУ-ГИ
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры мирового рынка инжиниринговых услуг. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи исследования:
- исследовать современную структуру инжиниринговых услуг;
- изучить исторические тенденции развития международной торговли дан-ными услугами;
- проанализировать современную динамику рынка данной отрасли;
- выявить пути и механизмы повышения эффективности функционирования инжиниринговых компаний в условиях усиления глобализации мировой экономики.
В подрядных торгах могут принимать участия любые российские и зарубежные предприятия и организации, независимо от формы собствен-ности, а если эта деятельность подлежит лицензированию – имеющие лицен-зию на право её осуществления.
Запрещается участие в данных торгах предприятий и фирм, имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства, финансового участия, холдинга и др. [4,204-207]
1.2 История инжиниринговых услуг
Стремительный рост международных операций по торговле инженерно-техническими услугами выделил их в самостоятельный вид международных коммерческих операций, что привело к образованию и развитию междуна-родного рынка инжиниринговых услуг.
Первоначально инжиниринг возник в Англии в гражданском строитель-стве и ограничивался консультационной деятельностью в области сооруже-ния дорог, мостов, портов, аэродромов, систем водо- и энергоснабжения, работ по мелиорации и др. Позднее инженерно-консультационные услуги стали предоставляться также в области промышленности. Инжиниринг в США начал развиваться также с предоставления консультационных услуг и обслуживал исключительно внутренний рынок. Толчком для распростра-нения американского инжиниринга за пределами США послужила Вторая мировая война, во время которой осуществлялись в широких масштабах работы по строительству аэродромов, дорог, портов, военных объектов в других странах. Эти работы выполнялись как частными американскими инженерными фирмами по правительственным заказам, так и специальными отделами американской армии, укомплектованными специалистами по инжи-нирингу.
Впервые послевоенные годы инжиниринг получил развитие и в других промышленно развитых странах. Этому в значительной степени способ-ствовала деятельность различных международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития, направленная на оказание технического содействия развивающимся странам.
Со второй половины 50-х
годов начался новый этап в
развитии инжиниринга и выделение
его в самостоятельную область
международной коммерческой деятельности.
Если на предыдущем этапе инжиниринг
ограничивался в основном только
предоставлением технических
Развитие инжиниринга непосредственно связано также с внешнеэконо-мической экспансией крупнейших, в первую очередь американских, ТНК в развивающихся странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных компаний стимулировало предоставление им раз-личных консультаций по строительству новых мощностей, совершенство-ванию производственных процессов и др. [4, 443-444]
Рынок инжиниринговых услуг получил свое развитие в конце 60-х гг. и развивался крайне неравномерно. В 60—70 гг. отмечался рост экспорта ин-женерно-консультационных услуг из европейских стран, что было обуслов-лено реализацией международных программ помощи развивающимся стра-нам. Спад в мировой экономике в 70—80 гг. снизил спрос на этот вид услуг. Однако во второй половине 80-х гг. вновь наблюдался рост объема услуг, особенно в Центральной и Восточной Европе. С 1987 г. стали расширяться национальные рынки инженерно-консультационных услуг, а впоследствии и рынки инженерно-строительных услуг. В развитии этих рынков определен-ную роль сыграло увеличение частных инвестиций. В 1997 г. на рынке был отмечен дальнейший подъём, чему способствовали устойчивые темпы обще-го экономического роста. Начавшийся валютно-финансовый кризис (в июле 1997 г.) не смог переломить этой тенденции. До начала 2000-х годов характерная тенденция для рынка - наличие небольших узкоспециализиро-ванных компаний при почти полном отсутствии инжиниринговых организа-ций, способных оказывать комплексные услуги. [7]
2.1 Анализ состояния рынка инжиниринговых услуг в мире
На сегодняшний день официальных
статистических данных о числе ин-женерно-
Данные приложения Б позволяют сделать вывод о том, что доля фирм, входящих в международные организации, такие как ФИДИК, достаточно нез-начительна. Например, в Канаде оперируют 8400 фирм, и только 522 из них входят в ФИДИК (6,2%). В то же время, следует отметить, что на эти 6,2% фирм приходится 3867,7 млн. долл. оборота из 6543,1 млн. долл., что состав-ляет 60%. Наиболее крупные инженерно-консультационные фирмы являются членами национальных отраслевых ассоциаций, входящих либо в ФИДИК, либо в КЕБИ [cм. приложение А]. Поэтому можно полагать, что львиная доля внешнеторговых операций в отрасли, совершается именно этими компании-ями.
В приложении Б представлены страны, рынки инжиниринговых услуг которых наиболее развиты. Данные показывают, что самые высокие показа-тели инвестиций в основной капитал в целом и в строительство, а также объ-ема внутреннего рынка инжиниринговых услуг, общего оборота и занятых в отрасли, приходятся на США, хотя Китай превосходит остальные страны по доле инвестиций в строительство. Несмотря на бурное развитие экономик стран БРИК, Бразильская отраслевая ассоциация не входит в состав ФИДИК, а показатели трех других стран уступают развитым странам с традиционно высокими передовыми технологиями в отрасли. БРИК уступают как во вну-триотраслевом торговом обороте, так и в уровне занятости в отрасли и уровне оплаты инженерно-консультационных услуг. Так, индекс заработной платы специалистов в Индии составляет 3,8, а в России и Китае немногим превышает 10, в то время как в США и Великобритании он равен около 70. И хотя китайский инжиниринговый рынок насчитывает до 328 000 работников, а США – 812 000, оборот Китая составляет 1323,7 млн. долл. против 69759,7 млн. долл. Таким образом, видно, что рынок США значительно эффективнее китайского. При этом нельзя не обратить внимание на статистику, предос-тавленную китайской стороной. Хотя сегодня показатели Китая невысокие, объем инвестирования и уровень занятости в отрасли предполагает интен-сивное развитие в будущем.
Статистика по внешнеторговым операциям показывает, что страны, в целом, активно участвуют в обмене инженерно-консультационными услу-гами. Кроме того, основные участники такого обмена имеют положительное сальдо по торговым операциям в отрасли [см. приложение В].
Все регионы мира вовлечены в международную торговлю инжини-ринговыми услугами [см. приложение В]. Наиболее активными ее участни-ками являются страны Европы, Азии и Северной Америки. Тем не менее все эти страны уступают США в объемах торговли, кроме того страна отли-чается от других еще одной особенностью, она импортирует больше услуг по строительству и инжинирингу, чем экспортирует. В то же время промыш-ленный инжиниринг выравнивает этот дисбаланс по торговым операциям, превращая США в успешного игрока на этом рынке.
Несмотря на то что в 2008 году разразился кризис на рынке недви-жимости и мировой финансовый кризис, общий объем финансовых средств, получаемых от экспорта инжиниринговых услуг и услуг по строительству, увеличился по сравнению с 2007 годом на 1166 млн. долл., а расходы на импорт услуг, связанных с промышленным инжинирингом, сократились на 136 млрд. долл. Такая ситуация может объясняться тем, что рынок еще не успел отреагировать на формировавшуюся в то время панику. Кроме того, негативные показатели конца периода могли быть скорректированы за счет позитивных тенденций в его начале. Наиболее остро кризис проявил себя в Канаде, что отразилось на статистике: значительно снизились поступления от предоставления услуг (на 12%) и уменьшился объем приобретаемых про-мышленных инжиниринговых услуг (на 37,7%). Похожая ситуация сложи-лась в Европе, где изменения составляли 10,9% и 4,3% соответственно. В Азии незначительному сокращению подверглась лишь часть отрасли, вовле-ченная в экспорт услуг промышленного инжиниринга, она снизилась на 2,8% по сравнению с предыдущим периодом.
Диаграмма 2.1 - Темпы роста экспорта инжиниринговых и проектных
Источник: [3]
Из диаграммы 2.1 видно, что в первые три квартала 2008 года, дейст-вительно, происходил рост экспорта инжиниринговых услуг, но уже в чет-вертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года тенденция сменилась, и экспорт стал снижаться быстрыми темпами 15% и 10% соответственно.
Таблица 2.2 - Международная торговля инжиниринговыми и проектны-ми услугами по регионам в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %)
Объем |
Доля |
Ежегодные изменения доли | |||||
2008 |
2000 |
2008 |
2000-08 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Экспорт | |||||||
Мир |
1935 |
100,0 |
100,0 |
14 |
17 |
22 |
11 |
Северная Америка |
336 |
23,4 |
17,4 |
10 |
17 |
17 |
6 |
Южная и Центральная Америка |
41 |
2,0 |
2,1 |
15 |
20 |
27 |
20 |
Европа |
1043 |
50,3 |
53,9 |
15 |
15 |
24 |
10 |
ЕС |
958 |
45,0 |
49,5 |
16 |
15 |
24 |
10 |
СНГ |
32 |
0,6 |
1,6 |
29 |
31 |
36 |
34 |
Африка |
22 |
1,4 |
1,1 |
9 |
25 |
25 | |
Ближний Восток |
44 |
2,0 |
2,3 |
16 |
24 |
12 |
21 |
Азия |
417 |
20,3 |
21,5 |
15 |
21 |
22 |
13 |
Импорт | |||||||
Мир |
1595 |
100,0 |
100,0 |
13 |
14 |
20 |
12 |
Северная Америка |
230 |
17,5 |
14,4 |
10 |
18 |
13 |
1 |
Южная и Центральная Америка |
45 |
3,2 |
2,8 |
11 |
14 |
17 |
20 |
Европа |
801 |
48,3 |
50,2 |
13 |
11 |
21 |
10 |
ЕС |
758 |
46,0 |
47,6 |
13 |
12 |
21 |
10 |
СНГ |
56 |
1,5 |
3,5 |
26 |
19 |
36 |
29 |
Африка |
47 |
2,6 |
2,9 |
14 |
34 |
15 | |
Ближний Восток |
53 |
2,5 |
3,3 |
17 |
24 |
34 |
18 |
Азия |
363 |
24,4 |
22,8 |
12 |
16 |
19 |
14 |
Источник: [3]
По данным ВТО, Европа является самым крупным регионом – экспор-тером (53,9%) и импортером (50,2%) инжиниринговых услуг [табл. 2.2]. Кроме того со временем ее доля растет, за восемь лет экспорт увеличился на 3,6% (37,5 млрд. долл.), а импорт вырос на 1,9% (15 млрд. долл.). Другими важными центрами международной торговли услугами типа инжиниринг являются Северная Америка и Азия.
Данные таблицы наглядно демонстрируют спад в международной тор-говле в отрасли, произошедший в 2008 г. В связи с кризисом в этот период темпы роста значительно снизились, хотя в предыдущие годы преимущест-венно наблюдались повышательные тенденции на рынке.
Таблица 2.3 - Основные экспортеры и импортеры инжиниринговых и проектных услуг в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %).
Объем |
Доля |
Ежегодные изменения доли | |||||
2008 |
2000 |
2008 |
2000-08 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Экспортеры | |||||||
ЕС |
958,1 |
45,0 |
49,5 |
16 |
15 |
24 |
10 |
США |
295,6 |
19,6 |
15,3 |
11 |
18 |
18 |
7 |
Япония |
88,8 |
6,0 |
4,6 |
11 |
16 |
10 |
17 |
Индия |
79,7 |
4,1 |
40 |
24 |
18 | ||
Китай |
67,2 |
1,6 |
3,5 |
27 |
25 |
46 |
27 |
Швейцария |
54,3 |
2,8 |
2,8 |
15 |
13 |
23 |
15 |
Гонк Конг, Китай |
48,7 |
3,3 |
2,5 |
11 |
17 |
17 |
7 |
Сингапур |
43,5 |
1,7 |
2,2 |
18 |
22 |
27 |
1 |
Канада |
37,6 |
3,2 |
1,9 |
8 |
9 |
10 |
2 |
РФ |
23,7 |
0,4 |
1,2 |
32 |
35 |
34 |
34 |
Республика Корея |
21,5 |
1,4 |
1,2 |
11 |
20 |
31 |
-3 |
Тайбей, Китай |
213 |
1,8 |
1,1 |
7 |
19 |
9 |
12 |
Норвегия |
19,3 |
0,9 |
1,0 |
16 |
34 |
27 |
13 |
Бразилия |
17,6 |
0,9 |
0,9 |
15 |
30 |
33 |
30 |
Израиль |
14,8 |
1,3 |
0,8 |
7 |
17 |
6 |
10 |
15 вышеперечисленных |
1790 |
91,4 |
92,6 |
||||
Импортеры | |||||||
ЕС |
756,2 |
46,0 |
47,6 |
13 |
12 |
21 |
10 |
США |
177,8 |
12,4 |
11,2 |
11 |
22 |
14 |
8 |
Япония |
85,6 |
8,0 |
5,4 |
7 |
17 |
14 |
17 |
Китай |
71,5 |
2,0 |
4,5 |
25 |
26 |
35 |
27 |
Канада |
39,0 |
3,6 |
2,4 |
8 |
8 |
10 |
1 |
Информация о работе Структура мирового рынка инжиниринговых услуг