Структура рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Вложенные файлы: 1 файл

гос.политика.docx

— 23.22 Кб (Скачать файл)

 

Формирование организованного  рынка труда должно опираться  на следующие принципы:

 

- наличие условий для  добровольного выбора между занятостью  и незанятостью в общественном  производстве, свободного выбора  профессии, вида деятельности (кроме  тех, что могут нанести ущерб  здоровью и безопасности других  граждан) с учетом как индивидуальных интересов, так и общественных потребностей. Иными словами - свобода предложения рабочей силы;

 

- свобода найма и увольнения  всеми работодателями (в лице  государственных предприятий и  учреждений, частных предприятий  и т.д.) при обязательном соблюдении  норм трудового законодательства, защите интересов граждан и  плане гарантий занятости, условий  труда, его оплаты. Иными словами  - свобода спроса на рабочую  силу.

 

- свободное движение заработной  платы и других законных видов  доходов при соблюдении установленного  законом гарантированного минимума. Регулирование доходов должно  происходить только через налоговую  систему, основанную на прогрессивной  шкале; 

 

- свободное перемещение  рабочей силы в пределах государства  и за его пределами, для чего  необходимо создать цивилизованный  рынок жилья, отменить так называемую  «прописку».[12]

 

           Таким образом, состояние российского  рынка труда находится пока  еще в начальной стадии своего  становления и не может быть  отнесено в настоящее время  к разряду гибких, а тем более  цивилизованных и регулируемых  рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касается бирж труда (служб занятости), то они занимаются в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест (хотя в ряде городов проводятся так называемые «ярмарки» рабочих мест для молодежи, что, в общем-то, заслуживает внимания для обобщения этого опыта), регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.

 

          Развитие ситуации на рынке  труда показывает, что центры  занятости и биржи труда должны  заниматься не только перечисленными  выше проблемами, но также и  выработкой стратегии и тактики  в области занятости, прогнозирования  занятости в ее профессионально-квалификационном  срезе, регулирование процессов  подготовки и переподготовки  работников и т.д.

 

Заключение

Состояние российского рынка  труда находится пока еще в  начальной стадии своего становления  и не может быть отнесено в настоящее  время к разряду гибких, а тем  более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касается бирж труда (служб занятости), то они занимаются в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест (хотя в ряде городов проводятся так называемые «ярмарки» рабочих мест для молодежи), регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.

 

          Развитие ситуации на рынке  труда показывает, что центры  занятости и биржи труда должны  заниматься не только перечисленными  выше проблемами, но также и  выработкой стратегии и тактики  в области занятости, прогнозирования  занятости в ее профессионально-квалификационном  срезе, регулирование процессов  подготовки и переподготовки  работников и т.д. 

 

           Государственная политика в области  занятости в России призвана  охватывать регулирование заработной  платы, стимулирование создания  новых рабочих мест и развития  предпринимательства, оказание помощи  безработным в организации собственного  дела, создание сети предприятий  защищенной занятости для инвалидов,  организацию переподготовки работников, организацию общественных работ,  выплату пособий по безработице.

 

Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и  развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда  становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.

 

Политика на рынке труда  – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка  труда с целью сокращения времени  поиска работы и заполнения вакантных  рабочих мест через воздействие  на внутренние факторы функционирования рынка труда.

 

Основная цель регулирования  рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению  рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.

 

Сегодняшний российский рынок  труда характеризуется несбалансированностью  и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

 

Список используемой литературы

 

1. Буланова, В.С. Рынок труда  [Текст] / В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. – 158 с.

 

2. Виды рынка [Электронный  ресурс]. - Электронные данные [Б.м.], 2010. Режим доступа: http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=6481&Itemid=224. – Загл. с экрана.

 

3. Волгина, Н.А. Экономика  труда: социально-трудовые отношения  [Текст] / Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002. – 253 с.

 

4. Воловская, Н.М. Экономика и социология рынка труда / Н.М. Воловская. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 156 с.

 

5. Государственное  регулирование  рынка труда [Электронный ресурс]. - Электронные данные [Б.м.], 2010. –  Режим доступа:  http://www.bibliotekar.ru/biznes-41/91.htm. - Загл. с экрана.

 

6. Журавлева, Г.П. Экономика  [Текст] / Г.П.Журавлева. - М.: Юристь, 2001. -  252 с.

 

          7. Ильин, С.С. Основы экономики  / С.С. Ильин, Н.Л. Маренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 269 с.

 

8.Иохин, В.Я. Экономическая  теория [Текст] / В.Я.Иохин. - М.: Юристъ, 2000. – 324 с.

 

           9. Камаева, М. Развитие рыка труда – неотъемлемый элемент государственной политики. // Человек и труд – 2005,  - №5, с. 41-44

 

10. Кибанов, А.Я. Экономика и социология труда [Текст] / А.Я.Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 128 с.

 

11. Корнейчук, Б.В. Рынок  труда [Текст] / Б.В.Корнейчук. –  М.: Гардарика, 2007. – 152 с.

 

12. Кузьмина, Ю. Рынок труда  требует реформирования / Ю. Кузьмина // Человек и труд. – 2008. - № 6. – С. 18-22.

 

          13. Маслова, И. Особенности российского  рынка труда / И. Маслова // Человек  и труд. – 2007. - № 3. – С. 23-26.

 

14. Томилов, В.В. Маркетинг  рабочей силы [Текст] / В.В. Томилов,  Л.Н. Семеркова. - СПб., 2001. - 20 с.

 

15. Остапенко, Ю.М. Экономика труда [Текст] / Ю.М.Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 247 с.

 

16. Павленков, В.А. Рынок  труда [Текст] / В.А.Павленков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 126 с.

 

          17. Попов, А.И. Экономическая теория / А.И. Попов. – СПб.: Питер, 2006. –  454 с.

 

18. Чапек, В.Н. Рынок труда  [Текст] / В.Н.Чапек. – СПб.: Феникс, 2005.- 161 с.

 

19. Шуркалин, А.К. Основы экономической теории [Текст] / А.К.Шуркалин. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 145 с.


Информация о работе Структура рынка труда