Субъекты мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

В прошлом внешнеэкономической деятельностью той или иной страны занимались преимущественно те национальные формы, для которых рынок их стран оставался главным. В последние десятилетия многие из них превратились в транснациональные корпорации (ТНК), для которых полем деятельности (торговой, промышленной, финансовой) является весь мир. В результате ТНК стали важной частью механизма мирового хозяйства. Причем их интересы не всегда совпадают с интересами национальных экономик, включая страны и их происхождение.
Все больше сращиваясь, экономики многих соседних стран образуют региональные интеграционные объединения. Они существуют в разных частях света. Подобные образования стали заметной частью механизма мирового хозяйства, а некоторые интеграционные объединения вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1. Понятие мирового хозяйства…………………………………………………………………3
2. Субъекты мирового хозяйства………………………………………………………………..6
2.1. Субъекты мирового хозяйства на микроэкономическом уровне………………………...7
2.2. Государства как субъекты мирового хозяйства. Основные черты и особенности……12
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

 В условиях плановой  экономики основная цель предприятия  заключалась в выпуске продукции  определенной номенклатуры и  ассортимента исходя из годового  плана, который, в свою очередь,  вытекал из пятилетнего плана.

Под этот план предприятию  доводились необходимые ресурсы  и конкретные поставщики, а также  указывались и потребители продукции, т.е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их получат  и в какой срок. Заранее они  знали, куда сбывать свою продукцию  и по каким ценам.

Типология фирм может основываться на разных критериях - размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Исходя из целей нашего анализа, определим  типы фирм в зависимости от рыночного  поведения.

Предпринимательская фирма  представляет собою образование, которое  принадлежит одному владельцу. Обычным  для нее является объединение  функций управления и собственности  и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными  по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых  в наибольшей степени соответствует  конкурентным признакам.

Капиталистическая фирма - это  принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную  структуру.  Существующая в виде акционерного общества,  она представляет собою крайнюю форму отделения  собственности от управления. Целевые  устремления таких фирм обычно трудно выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность  целей. Для фирм капиталистического типа характерно стремление к закреплению  и расширению своей доли рынка, и  поиск оптимального соотношения  между уровнем капитализации  прибыли и дохода на капитал. Поэтому  именно в таких фирмах проблема «принципал-агент» проявляется наиболее остро. Рыночное поведение капиталистической фирмы  будет зависеть как от внешних  условий функционирования, так и  способности обеспечить координацию  долгосрочных целей ее участников.

Самоуправляющаяся фирма  представляет собою образование, принадлежащее  коллективу работников. Как само это  явление, так и рыночное поведение  самоуправляющихся фирм пока мало исследованы. Теоретически, принимая в качестве такой цели такой фирмы максимизацию трудового дохода, можно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся  фирмы будет иметь отрицательный  наклон. Это обусловлено тем обстоятельством, что при росте предельного  продукта труда повышение рыночной цены продукции будет поощрять фирму  к использованию большого количества труда, так как это способствует максимизации трудового дохода. В  итоге предложение фирмы будет  увеличиваться по мере роста цены. Напротив, если предельный продукт  труда снижается, стремясь достигнуть поставленной цели, фирма будет сокращать  занятость, а значит и предложение. Учитывая, что рост предельного продукта чаще всего характерен для сравнительно малых значений переменного ресурса  и имеет узкие рамки, уместно  предположить, что кривая предложения  самоуправляющейся фирмы будет  иметь отрицательный наклон.

Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая  государству. Более точно ее можно  определить как фирму, в которой  определяющие решения в отношении  ее деятельности принимаются государством или его органами. Обычно государственные  фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых за счет общества и действующих вне конкурентного  поля общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных выгод. Данная трактовка  вполне отвечает значительной части  государственных фирм, целевые ориентиры  которых устанавливаются государством, а их функционирование носит характер естественных монополий, когда объем  предложения и цена регулируются государственными органами. Однако она  отнюдь не правомерна к той части  государственных фирм, которые действуют  в качестве предпринимательских  предприятий. Поведение таких фирм, при всех особенностях управления ими, вполне согласуется с рыночными  требованиями. Особо следует отметить, что в последние годы все большая  часть государственных фирм трансформируется в структуры предпринимательской  типа при сохранении за ними статуса  государственной собственности.

Директорская фирма представляет собою тип фирмы, ключевые решения  в которой принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются  размытостью прав собственности  и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами.

 

  •  

  •  

  •  

  • 2.2. Государства как субъекты мирового хозяйства. Основные черты и особенности.
  •  

    Современный мир представляет собой многообразную, сложную и  противоречивую в экономическом  и политическом отношении систему, включает множество государств, зависимых  территорий и международных экономических  организаций. Все эти государства  связаны между собой многочисленными  и разнообразными политическими  и экономическими связями. Все они  входят в систему мирового хозяйства, выступают субъектами мирового хозяйства. На современном этапе экономики  отдельных суверенных государств стали  настолько взаимосвязанными и переплетенными между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, практически  невозможно.

    Государство представляет собой  форму политической и экономической  организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс превращает собственные  интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной  и хозяйственной деятельности. Это  предполагает приведение экономических  субъектов к определенному политическому  единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над  обществом, но и представляет его  интересы, что придает ему определенную самостоятельность.

    Развитие государства  тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика  обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому  государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь  создавать структурообразующие  производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры  экономики и повышению ее эффективности.

    Экономику государства упрощенно  можно рассматривать, как совокупность всевозможных предприятий, находящихся  в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи  между собой и государством.

    Среди значительного количества государств с разнообразными показателями экономического развития принято выделять следующие группы стран: экономически развитые страны, страны с переходной экономикой (бывшие страны социалистического  лагеря) и развивающиеся страны.

    Промышленно развитые капиталистические  страны занимают господствующее положение  в мировом хозяйстве. К ним  относятся 24 государства, входящих в  ОЭСР. Все они, за исключением Японии, являются европейскими или производными от Западной Европы. Их отличает единый в социально-экономическом плане  интенсивный тип развития экономики, высокий уровень развития производительных сил. В странах этой подсистемы проживает 15,6 % населения мира, но она сосредотачивает  подавляющую часть экономического и научно-технического потенциала мира3. Хозяйственное развитие стран Запада, их внутриэкономическая и внешнеэкономическая политика предопределяют основные направления научно-технических сдвигов и структурной перестройки в мировом хозяйстве, состояние мирового рынка.

    Промышленно развитые страны играют ведущую роль в мировом  хозяйстве, так как капитал не может функционировать, не расширяя границ своих внутренних рынков.

    В последнее время наблюдаются  следующие тенденции развития промышленно  развитых стран: возросла интеграция хозяйства  промышленно развитых стран; резко  увеличился положительный эффект внешнеэкономических  связей; все обмены в основном происходят внутри самой подсистемы промышленно  развитых стран, она воспроизводит  сама себя, использует другие подсистемы для сохранения своего лидирующего  положения.

    С окончанием социалистической эпохи в Восточной Европе открылась  возможность трансформации централизованно-плановой экономики в рыночную. В результате рыночной трансформации в странах  региона достигнуты серьезные результаты. Полностью демонтированы механизмы  командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно  расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная инициатива людей, происходит относительно быстрое  становление предпринимательского класса, формирующего основу будущего благополучия своих стран. Кроме  того, можно говорить о значительных достижениях в области приватизации предприятий и реструктуризация материального производства, стабилизация денежно-кредитных и финансовых отношений.

    Экономическая ситуация стран  Восточной Европы в настоящее  время лучше, чем когда-либо после 1991 г. Рост экономики государств Восточной  Европы, ускоряется. Лидерами региона  являются Венгрия и Польша. Основным источником экономического оживления  в рассматриваемых государствах выступила промышленность.

    В мировом хозяйстве страны группы переходного периода играют не очень заметную роль. В мировой  торговле они либо участвуют либо топливно-сырьевым экспортом, либо промышленными  товарами ограниченного ассортимента и низкого качества.

    Большинство государств группы развивающихся стран образовались в результате национально-освободительной войны, распада колониальной системы в 50—60-е гг. прошлого века. Их особенность состоит в том, что наряду с индустриальными существуют доиндустриальные типы производственных сил — многоукладность социально-экономической структуры. Слаборазвитость и отсталость стран обуславливает низкий уровень развития производительных сил. Существует внешнеэкономическая ориентация на промышленно развитые страны — аграрно-сырьевая специализация производительных сил.

    Развивающиеся страны обладают богатейшими природными и людскими ресурсами, однако ресурсы распределены неравномерно: 45 стран обладают преобладающей  частью ресурсов всех развивающихся  стран. В 2/3 развивающихся стран вообще нет значительных запасов минерального и энергетического сырья4.

    Около пятой части совокупного  ВВП развивающихся стран реализовывается  за рубежом. В воспроизводстве основного  капитала в современных секторах и в потреблении высших по доходу слоев общества высок импортный  компонент. О высокой зависимости  развивающихся стран от внешнеэкономических  связей свидетельствует отношение  внешнеэкономического оборота у  ВВП или коэффициент открытости экономики. Наибольшая открытость экономики  характерна для стран Африки и  Ближнего Востока.

    Центральное место во внешнеэкономических  отношениях развивающихся стран  принадлежит внешней торговле. Развитие ее происходит неравномерно, так в 1980-х  гг. темпы прироста экспорта были ниже в сравнении с промышленно  развитыми странами, однако со второй половины 1980-х гг. произошло увеличение вывоза товаров из развивающихся  стран, что свидетельствует об углублении процесса индустриализации (прежде всего  в НИС — новых индустриальных странах). Произошли изменения в  ассортименте экспорта и импорта: с  развитием отраслей обрабатывающей промышленности экспорт готовых  изделий из развивающихся стран  в 60—70-е гг. приобрел существенные масштабы. Темпы вывоза обрабатываемых изделий  обгоняли товарный экспорт, с 1988 г. продукция обрабатывающей промышленности заняла основное место в экспорте развивающихся стран.

    Для современного мирового хозяйства очень актуальны проблемы глобализации экономики. Так, сейчас проблема территориальной целостности суверенных государств все более отчетливо  экономический аспект, который обусловлен процессами образования единого  экономического пространства, объективным  следствием которых и, так сказать, их оборотной стороной является разрушение внутренних национальных рынков. Снижение эффективности государственного регулирования  интенсифицировало тенденции к  децентрализации, и суверенитет  государств страдает не только от расширения прерогатив наднациональных, надгосударственных организаций, но и усиления отдельных  регионов.

    В результате даже возникло мнение о том, что к середине нашего столетия такие государства, как  Германия, Италия, Соединенные Штаты, Япония, не будут более цельными социоэкономическими и политическими  образованиями. Вместо них на экономической  и политической сцене будут выступать  отдельные регионы, такие, как графство Орандж в Калифорнии, Осака в Японии, район Лиона во Франции, Рур в  Германии, целостность которых будет  основываться на хозяйственных связях и экономической целесообразности.

    Сужая сферу деятельности национальных правительств, глобальный рынок подтачивает основы государственного суверенитета. Благодаря прогрессирующему размыванию границ между национальными  экономиками проблемы, ранее считавшиеся  исключительно внешнеполитическими, все больше приобретают международно-политический характер. Действия правительства одного государства способны повлечь за собой самые серьезные последствия  на другом конце земного шара. В  этих условиях становится очевидной  необходимость согласования ответственных  решений, а, следовательно, и создания соответствующих политических механизмов. И процесс создания подобных механизмов идет весьма интенсивно. Если в 1909 году было 37 межгосударственных международных  организаций, то в конце прошлого века их стало уже 260. Такие организации, как G-7(8), ЕС, МВФ, ОПЕК, ВТО, МЕРКОСУР и  ряд других, принимая на себя некоторые  функции, делегируемые им отдельными государствами, фактически ограничивают их суверенитет.

    Так, например, государства  — члены Европейского Союза передают часть своих суверенных прав наднациональным  органам управления. Раньше это касалось экономических вопросов, теперь —  валютно-финансовых (как пример можно  привести ввод евро в странах «еврозоны»), в перспективе — вопросов внешней  политики и обороны.

    Роль государства в  экономике проявляется, прежде всего, в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.

    Информация о работе Субъекты мирового хозяйства