Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 21:25, реферат
Изучением и исследованием механизма использования франчайзинга занимались многие ученые - экономисты, однако из-за разнообразия его видов и типов изучение особенностей франчайзинга остается неполным. Все это и предопределяет необходимость и целесообразность изучения данной темы.
Объектом исследования является сущность франчайзинга его типы и механизм применения, а предметом - франчайзинговые отношения конкретных отечественных и зарубежных предприятий.
Введение 3
Суть франчайзинга как особой формы организации бизнеса 4
Виды франчайзинга 8
Развитие франчайзинга в Украине 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях усиления конкуренции на внутренних рынках и ограниченности финансовых возможностей для предприятий важным и эффективным шагом является использование франчайзинговых отношений. Это объясняется тем, что основой рыночной экономики, с одной стороны, являются крупные предприятия, которые придают ей стабильности и управляемости и определяют уровень научно - технического и производственного потенциала, с другой - малый бизнес, который формирует конкурентную среду и характеризуется высокой мобильностью и обеспечивает самостоятельность предпринимательской инициативы. Для экономики Украины характерна активизация малого бизнеса в последнее время. Но, несмотря на значительные возможности малого бизнеса в процессе становления и функционирования рыночной экономической системы, он имеет свои слабые стороны, связанные прежде всего с финансированием. Поэтому одним из путей решения данной проблемы является развитие франчайзинга в Украине.
Изучением и исследованием
механизма использования
Объектом исследования является сущность франчайзинга его типы и механизм применения, а предметом - франчайзинговые отношения конкретных отечественных и зарубежных предприятий.
Таким образом, в данном реферате
основное внимание сосредоточено на
особенностях использования франчайзинга
и его необходимости для
1. СУТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
В современных условиях каждое
предприятие, чтобы не потерять свои
позиции на рынке, вынуждено искать
новые формы организации
Суть данной формы организации бизнеса заключается в том, что хорошо известна на рынке фирма (франчайзер) продает свою торговую марку или технологию производства другой малоизвестной фирме (франчайзи), что обеспечивает рост объема реализации для обоих предприятий и роста эффективности деятельности франчайзи в результате использования новой для нее технологии производства. За право заниматься бизнесом его получатель (франчайзи) платит часть полученного дохода в соответствии с заключенным соглашением.
В основе франчайзинга лежит ряд определений:
Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Основными участники франчайзинга являются:
1) Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает вправо пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы за определённую плату.
Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнесконцепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.
2) Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора.
Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору [4].
В основе франчайзинга как особой формы организации бизнеса могут лежать принципы маркетинга или распределения товаров. В таком случае "родительская компания" обычно предоставляет индивиду или другой компании право или привилегия осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствующей форме в определенный период и в определенном месте. Например, по общему согласию или на основе заключенного соглашения физическое или юридическое лицо обязуется принять партию товара и за определенный период реализовать этот товар на соответствующей территории. За это предоставляются определенные привилегии, льготы в виде снижения цены на указанный товар и уплаты минимального процента от полученной прибыли за реализованный товар [5, с. 56].
С одной стороны, франчайзинговая система помогает малым предприятиям избежать ряда препятствий с образованием и функционированием собственного бизнеса, с другой - как корпоративная структура она ограничивает деятельность франчайзи. Но для мелких предпринимателей преимущества от использования франчайзинга преобладают над недостатками.
Следует отделить преимущества системы для франчайзи, которые заключаются в том, что:
- За определенную фиксированную плату франчайзи имеет возможность научиться эффективных методов управления, повысить свой профессионализм и компетентность;
- Пользуясь разработками материнской компании, франчайзи идут в ногу с потребительским спросом;
- Владелец малого предприятия
имеет возможность
- Конкуренция относительно невелика (франшиза снижает остроту конкуренции на определенном сегменте рынка).
К числу недостатков следует отнести:
- Ограниченность
- Объемы продаж устанавливаются
владельцу франшизы в
- Опасность краха в
случае банкротства или
- Проблемы преемственности дела: в случае смерти лица, на которое оформлена франшиза, у родственников могут возникнуть проблемы с наследством, если франшизой предусмотрено обязательную продажу дела в случае смерти франчайзи.
Для франчайзера преимуществами считаются:
- Увеличение рынка сбыта при минимальных вложениях;
- Экономия на материальном поощрении наемных работников: франчайзи как владелец предприятия имеет личный стимул к максимизации прибыли;
- Получение дополнительной
прибыли путем поставок
- Франчайзи, находясь непосредственно у потребителя, точнее чувствуют его настроения, колебания спроса и условия конкуренции для франчайзера является продуктивным источником новаторских идей.
Также существует и ряд недостатков:
- Снижение гибкости системы управления, сложность в перемещении точки;
- Невозможность замены " нежелательного " франчайзи, даже если он неумело управляет точкой, пока не нарушены им условия франшизs, он " неприкасаемый ";
- Проблемы с учетом и отчетностью: франчайзер не может быть уверен в том, что получает от франчайзи правдивый отчет о деятельности;
- Сложность проведения контроля: определенная репутация одной франчайзи способна запятнать репутацию всей сети, бросить тень на торговую марку. Именно из-за недобросовестной деятельности франчайзи, прекратила свою деятельность российская компания "Дока Пицца". С 16 пиццерий лишь две изготавливали качественную пиццу и соблюдали рецептуры головной компании.
Отечественным предпринимателям франчайзинг известен благодаря таким компаниям, как " Макдональд ", "Холидей Инн", которые имеют международные франчайзинговые сети. Так, американская корпорация " быстрой еды " " Макдональдс " уже сегодня охватывает больше чем 21 тыс. ресторанов в 101 стране мира, обслуживая ежедневно почти 30 млн. клиентов. Около 66 % всех ресторанов корпорации руководствуются 4500 франчайзинговым агентами, которые одновременно являются и независимыми предпринимателями и членами единой команды [4].
Перспективность применения франчайзинга подтверждают следующие данные: в США в конце пятого года существования банкротами стали лишь 14 % франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых молодых фирм этот показатель составлять более 65 %.
Следует отметить, что состояние рыночной среды развитых стран существенно отличается от экономики Украины. Основными отличиями являются наличие постоянных рыночных отношений, действенность и стабильность законодательства, информационная открытость, развитая рыночная инфраструктура, финансовая стабильность, официально минимальная тенизация.
2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
Сущность франчайзинга как
формы организации бизнеса
1. Товарный франчайзинг - представляет
собой продажу товаров,
Данный вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера[5].
Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора.
2. Производственный франчайзинг
- это франчайзинг на
Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.
Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков [6].
3. Деловой франчайзинг «
Информация о работе Суть франчайзинга как особой формы организации бизнеса