Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:49, реферат
Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Введение 3
1. Рынок, рыночная среда и конкуренция как основной фактор
мотивации деятельности продавцов и покупателей 5
1.1. Рынок, функции рынка 5
1.2. Рыночная среда – среда конкуренции. Сущность конкуренции 9
2. Типы рыночных структур или формы конкуренции 12
3. Способы и виды конкуренции 24
Заключение 28
Список использованных источников 31
ПРОДАВЦЫ 1 ТИПА
Ценовая стадия
ПРОДАВЦЫ 2 ТИПА
Рис. 5. Схема (цикл) действия конкурирующих сил на рынке.
Для конкурентов первого типа таким свойством является относительно низкая цена на данный товар. С этой целью продавец должен последовательно изыскивать возможности снижения себестоимости. Первым и наиболее простым способом являются резервы экономии по отдельным статьям или элементам затрат на производство и сбыт товара. Второй способ основывается на учете закономерности: величина удельных расходов на производство единицы товара и услуги зависит от объемов выпуска продукции в натуральном выражении. В общем случае это означает: чем больше объем выпуска, тем, соответственно, ниже себестоимость единицы продукции.
Следует иметь в виду, что ценовая конкуренция объективно ограничена возможностью снижения себестоимости, поэтому рамки ее использования достаточно тесны. Резервы экономии достаточно быстро исчерпываются, а наращивание объемов выпуска жестко ограничено наличием производственных мощностей. В результате, снижение себестоимости может обернуться потерей качества продукции и проигрышем в конкурентной борьбе.
В подобной ситуации в дело вступают конкуренты второго типа. Их деятельность строится на использовании методов неценовой или монополистической конкуренции. Привлекательность своей продукции в данном случае продавец обеспечивает за счет придания ей некоторых, иногда неповторимых, отличительных свойств. В качестве примеров можно использовать самые разные товары. Так, обувь, изготовленная из одинаковых материалов, может выгодно отличаться цветом. Мыло, обладающее примерно одинаковыми гигиеническими достоинствами, обычно привлекает формой, цветом и запахом. Привлекательность того или иного предприятия сервиса в значительной мере зависит от степени комфорта для его клиентов: вежливость официанта в ресторане, предусмотрительность портье в гостинице и т.д.
Достижение относительного превосходства перед конкурентами по указанным параметрам обеспечивается на стадии создания товара и по сути своей не требует больших дополнительных затрат.
Третья стадия конкуренции связана с исчерпанием возможностей монополистической конкуренции и завершением жизненного цикла конкретного товара. Выход из положения состоит в переходе к производству и предложению на рынок новых товаров, которые смогли бы заменить устаревшие. Для достижения коммерческого успеха, т.е. победы в конкурентной борьбе, эти товары должны удовлетворять ту же потребность, что и заменяемые, новым, более эффективным способом.
Среда
и обстоятельства, в которых предприятия
действуют на рынке, являются сложными
и постоянно изменяются. При этом темп
изменений с течением времени возрастает.
Успех на рынке предполагает тщательное
изучение характера и тенденций изменений
с тем, чтобы иметь четкое представление
о возможностях и проблемах, с которыми
предприниматель может встретиться на
рынке. Своевременная реакция на происходящие
изменения позволяет органически приспособить
рыночную стратегию и тактику к постоянно
меняющимся обстоятельствам. Наблюдение
за состоянием рыночной среды имеет своей
целью выявление и характеристику влияния
различных конкурирующих сил и факторов
(как внешних, так и внутренних) на рынке.
Заключение
Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности. Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.
Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех"4. Эта война выглядит так:
Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.
Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.
Третий
фронт - это взаимодействие объединенных
продавцов с объединенными
Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.
С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.
В
рыночной конкуренции проявляется
действие закона стоимости. Под его
воздействием одни производители товаров
успешно выдерживают
Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.
Монополия
как особое состояние поставщика
товаров или услуг
В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.
Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги – земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.
Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства – техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.
Устойчивые
монополии характеризуются
Список
использованных источников:
1. Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. – М., 2003;
2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.(Фундаментальная теория экономики): Учебник. – 8-е перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003;
3. Михайлов К.Л. Основы рыночного ценообразования. – Москва – Архангельск, 2002;
4. Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. – М.: Экономика, 1995;
5. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность./ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного Государственного ун-та путей сообщения, 1999;
6. Учебник по основам экономической теории./ Под ред. Камаева В.Д. – М.: «Владос», 1999;
7. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. – М.: Логос, 1999;