Сущность и виды международной торговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:26, реферат

Краткое описание

Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономики. Они могут привести к "торговым войнам", т.е. взаимному принятию правительствами стран мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и виды международной торговой политики.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

           Сущность  и виды международной  торговой политики

Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной  из наиболее богатых конфликтами  сфер экономики. Они могут привести к "торговым войнам", т.е. взаимному  принятию правительствами стран мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.

Развитие  внешнеэкономических связей ставит вопрос о мерах их регулирования. Государства могут придерживаться:

  • политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции;
  • торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;
  • умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Экстремальных случаев в реальном мире не встречается, хотя в разные периоды отдельные государства подходили близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия). Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

Основой хозяйственной политики многих стран  в XV-XVIII вв. являлся меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец). Меркантилисты  уделяли большое внимание внешней  торговле как источнику увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Выгода от внешней торговли связывалась с получением преимуществ данной страны за счет других стран. Для превышения поступления золота и серебра из-за границы над их оттоком использовались жесткие меры. Соответствующая экономическая политика получила название протекционизма (от лат. protectio – защита, покровительство); ее сутью является создание отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранцами. Протекционизм – это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции.

Активная  протекционистская политика отдельных  стран неизбежно вызывает аналогичную  реакцию иностранных контрагентов. Интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. принципа свободной торговли – фритредерства (от англ. free trade – свободная торговля). Соответствующая политика связана с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Экономическая аргументация против протекционизма связана с разработкой теории сравнительных преимуществ. Если страны будут придерживаться соответствующих принципов, то весь мир станет потреблять самую дешевую из возможных совокупность благ; значит, тот, кто выставляет торговые барьеры, снижает общие доходы мира.

Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII – середине XIX в. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национального хозяйства. Однако за внешним либерализмом может скрываться протекционизм долгосрочного действия. Ведь для того чтобы поставлять сукно – товар по тем временам высокого уровня технологии, Англия задолго до этого отказалась от экспорта шерсти с целью обеспечить дешевым сырьем развитие своего текстильного производства. Беспрепятственное осуществление внешнеэкономической деятельности стало средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Протекционизм в этот же период получил распространение в экономически менее развитых странах.

Экономическая мысль и хозяйственная практика XX в. развиваются в дискуссии приверженцев свободной торговли и протекционизма. Доминируют фритредерские взгляды, однако в отдельные периоды наблюдается оживление протекционистских подходов. Факторами, обусловившими их возрождение, стали экономический кризис 1929-1933 гг., Первая и Вторая мировые войны. К началу XXI в. достаточно прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Но и в наши дни торговая политика колеблется между более-менее либеральными и протекционистскими мерами. Практика демонстрирует большую или меньшую степень государственного регулирования внешней торговли. Она зависит от конкретно-исторических, экономических, политических и социальных задач в стране и обстановки в мире.

Хотя  просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др. Реально происходит изменение хозяйственных функций государства в сторону активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Либерализация внешней торговли – не самоцель, а важное средство достижения стратегических целей экономического развития.

Совокупность  мер, которые используются государствами  в сфере внешнеэкономической  деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных делах.

Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических  и политических интересов могут быть:

– государственные  органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);

– негосударственные  институты. Они представлены организациями  деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);

– субъекты международного права (иностранные  государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры;

– сами участники внешнеэкономической  деятельности.

Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических  связей. Национально-экономические  интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан.

Элементом управления внешнеэкономическими связями  является таможенная система, включающая

Таможня – это государственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов. Непосредственно на Государственной границе Российской Федерации таможенный контроль осуществляют таможни. 
 
 

                   ВТО

ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 года и вступило в силу 1 января 1948 года.

ГАТТ  положило начало либерализации торговли товарами путем снижения импортных  таможенных пошлин. На протяжении 47 лет (до создания ВТО) основной юридический текст ГАТТ оставался в том виде, в каком он был принят в 1948 году. В дополнение к нему были приняты многосторонние соглашения с ограниченным кругом участников.

Сегодня правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ/ВТО используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран. Правила ВТО являются также ориентиром для разработки и практического применения национальных законодательных и нормативных актов в области внешней торговли.

Сама  организация является форумом, на котором  в процессе коллективных обсуждений и переговоров формируются правила  международной торговли и рассматриваются  вопросы сокращения барьеров на ее пути.

Официальной датой создания ВТО является 1 января 1995 года. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО, которое было подписано 15 апреля 1994 года, странами-учредителями организации стали все договаривающиеся стороны — участники ГАТТ (на тот момент — 125 государств).

На 1 января 2009 года полноправными участниками ВТО являлись 153 государства. Еще 27 государств имеют статус наблюдателя ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь ведут переговоры о присоединении к данной организации.

Переговоры  по присоединению  страны-кандидата к ВТО ведутся по 4-м направлениям:

1) приведение  законодательства в соответствие  с многосторонними соглашениями  ВТО;

2) доступ  на рынок товаров;

3) доступ  на рынок услуг;

4) государственная  поддержка сельского хозяйства.

Приведение  законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО

Вступление  в ВТО требует от страны-кандидата  имплементации в национальное законодательство и, тем самым, выполнения ряда системных  правил, обязательных для всех стран  – членов организации.

Рассмотрение  вопросов о соответствии национального законодательства системным правилам ВТО осуществляется в ходе многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь (далее – Рабочая группа). По результатам заседания Рабочей группы страны-члены могут принять решение о переходе к очередному этапу переговоров исходя из достигнутых результатов по приведению национального законодательства присоединяющейся страны в соответствие с системными правилами ВТО. Этапы переговоров на данном направлении предусмотрены процедурой ВТО и представляют собой определенную последовательность принятия документов (Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы).

На настоящий  момент состоялось 7 формальных заседаний  Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси (соответственно 5 июня 1997 г., 28 апреля 1998 г., 5 марта 2001 г., 24 января 2003 г., 30 января 2004 г., 30 сентября 2004 г., 24 мая 2005 г. с неформальным продолжением 24 октября 2005 г.). В результате белорусской стороне удалось пройти следующие этапы переговорного процесса. В 1996 г. распространен Меморандум о внешнеторговом режиме. По итогам 4-го заседания Рабочей группы принято решение о подготовке Контрольного списка. На 5-м заседании Рабочей группы страны-члены одобрили начало подготовки Сводного отчета. Основным итогом 6-го заседания Рабочей группы ВТО стало решение о подготовке второй редакции Сводного отчета. Рассмотрение данного документа начато на 7-м заседании Рабочей группы ВТО и было продолжено на неформальном заседании. Однако по итогам двух последних заседаний из-за позиции некоторых членов не удалось добиться решения Рабочей группы о переходе к следующему этапу переговоров – подготовке проекта Доклада Рабочей группы (Draft Report of the Working Party) – итогового документа, содержащего пакет обязательств Республики Беларусь, как члена ВТО.

При этом, в качестве основных проблемных вопросов были обозначены институт «золотой акции» и исполнение таможенного законодательства (в части конфискации товаров  белорусскими таможенными органами). После предоставления белорусской стороной исчерпывающей дополнительной информации по поднятым вопросам неожиданно было заявлено о наличии ряда других проблем в белорусском внешнеторговом режиме без уточнения, каких именно. Данный предлог использован для переноса на более поздние сроки очередного заседания Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь.

Взаимодействие  в рамках региональных интеграционных объединений по вопросам присоединения  к ВТО

В ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 г. (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация) подписано Совместное заявление Президента Республики Беларусь и Президента Российской Федерации о взаимопонимании по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию. Совместное заявление направлено на обеспечение взаимных гарантий субъектам хозяйствования Беларуси и России в части неухудшения условий торговли, а также создание основы для будущего отстаивания интересов Союзного государства в ВТО.

9 июня  2009 года главами Правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации принято решение о вступлении во Всемирную торговую организацию единым блоком, т.е. таможенным союзом. Стратегия и тактика по реализации этого решения согласованы на заседании Комиссии таможенного союза 25 сентября 2009 года, на котором утверждены следующие документы:

состав  единой переговорной делегации Республики Беларусь, Республики Казахстан и  Российской Федерации по вопросам присоединения  к ВТО;

график  работы единой переговорной делегации;

директивы (регламент) единой переговорной делегации  на проведение переговоров по присоединению  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации к ВТО.

Переговоры  по доступу на рынок товаров и  услуг

Переговоры  по доступу на рынки товаров и  услуг проводятся на двусторонней основе с заинтересованными странами-членами  Рабочей группы. В ходе переговоров  по доступу на рынок товаров согласовываются  максимальные ставки таможенного тарифа, которые присоединяющаяся страна не сможет превышать после вступления в ВТО. Переговоры по доступу на рынок услуг проводятся с целью определить максимальные уровни ограничений по доступу на рынок и изъятий из национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг, которые нельзя будет превышать после вступления в ВТО.

Информация о работе Сущность и виды международной торговой политики