Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:26, реферат
Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономики. Они могут привести к "торговым войнам", т.е. взаимному принятию правительствами стран мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.
Сущность и виды международной торговой политики
Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономики. Они могут привести к "торговым войнам", т.е. взаимному принятию правительствами стран мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.
Развитие
внешнеэкономических связей ставит
вопрос о мерах их регулирования.
Государства могут
Экстремальных случаев в реальном мире не встречается, хотя в разные периоды отдельные государства подходили близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия). Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.
Основой хозяйственной политики многих стран в XV-XVIII вв. являлся меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец). Меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле как источнику увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Выгода от внешней торговли связывалась с получением преимуществ данной страны за счет других стран. Для превышения поступления золота и серебра из-за границы над их оттоком использовались жесткие меры. Соответствующая экономическая политика получила название протекционизма (от лат. protectio – защита, покровительство); ее сутью является создание отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранцами. Протекционизм – это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции.
Активная
протекционистская политика отдельных
стран неизбежно вызывает аналогичную
реакцию иностранных
Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII – середине XIX в. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национального хозяйства. Однако за внешним либерализмом может скрываться протекционизм долгосрочного действия. Ведь для того чтобы поставлять сукно – товар по тем временам высокого уровня технологии, Англия задолго до этого отказалась от экспорта шерсти с целью обеспечить дешевым сырьем развитие своего текстильного производства. Беспрепятственное осуществление внешнеэкономической деятельности стало средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Протекционизм в этот же период получил распространение в экономически менее развитых странах.
Экономическая
мысль и хозяйственная практика
XX в. развиваются в дискуссии
Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др. Реально происходит изменение хозяйственных функций государства в сторону активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Либерализация внешней торговли – не самоцель, а важное средство достижения стратегических целей экономического развития.
Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных делах.
Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть:
– государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);
– негосударственные институты. Они представлены организациями деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);
– субъекты
международного права (иностранные
государства, международные организации),
принимающие участие в
– сами участники внешнеэкономической деятельности.
Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических связей. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан.
Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая
Таможня
– это государственный орган, осуществляющий
контроль за перемещением грузов через
таможенную границу, их учет и взимание
установленных таможенных пошлин и таможенных
сборов. Непосредственно на Государственной
границе Российской Федерации таможенный
контроль осуществляют таможни.
ВТО
ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 года и вступило в силу 1 января 1948 года.
ГАТТ положило начало либерализации торговли товарами путем снижения импортных таможенных пошлин. На протяжении 47 лет (до создания ВТО) основной юридический текст ГАТТ оставался в том виде, в каком он был принят в 1948 году. В дополнение к нему были приняты многосторонние соглашения с ограниченным кругом участников.
Сегодня правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ/ВТО используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран. Правила ВТО являются также ориентиром для разработки и практического применения национальных законодательных и нормативных актов в области внешней торговли.
Сама
организация является форумом, на котором
в процессе коллективных обсуждений
и переговоров формируются
Официальной датой создания ВТО является 1 января 1995 года. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО, которое было подписано 15 апреля 1994 года, странами-учредителями организации стали все договаривающиеся стороны — участники ГАТТ (на тот момент — 125 государств).
На 1 января 2009 года полноправными участниками ВТО являлись 153 государства. Еще 27 государств имеют статус наблюдателя ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь ведут переговоры о присоединении к данной организации.
Переговоры по присоединению страны-кандидата к ВТО ведутся по 4-м направлениям:
1) приведение
законодательства в
2) доступ на рынок товаров;
3) доступ на рынок услуг;
4) государственная поддержка сельского хозяйства.
Приведение законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО
Вступление в ВТО требует от страны-кандидата имплементации в национальное законодательство и, тем самым, выполнения ряда системных правил, обязательных для всех стран – членов организации.
Рассмотрение вопросов о соответствии национального законодательства системным правилам ВТО осуществляется в ходе многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь (далее – Рабочая группа). По результатам заседания Рабочей группы страны-члены могут принять решение о переходе к очередному этапу переговоров исходя из достигнутых результатов по приведению национального законодательства присоединяющейся страны в соответствие с системными правилами ВТО. Этапы переговоров на данном направлении предусмотрены процедурой ВТО и представляют собой определенную последовательность принятия документов (Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы).
На настоящий момент состоялось 7 формальных заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси (соответственно 5 июня 1997 г., 28 апреля 1998 г., 5 марта 2001 г., 24 января 2003 г., 30 января 2004 г., 30 сентября 2004 г., 24 мая 2005 г. с неформальным продолжением 24 октября 2005 г.). В результате белорусской стороне удалось пройти следующие этапы переговорного процесса. В 1996 г. распространен Меморандум о внешнеторговом режиме. По итогам 4-го заседания Рабочей группы принято решение о подготовке Контрольного списка. На 5-м заседании Рабочей группы страны-члены одобрили начало подготовки Сводного отчета. Основным итогом 6-го заседания Рабочей группы ВТО стало решение о подготовке второй редакции Сводного отчета. Рассмотрение данного документа начато на 7-м заседании Рабочей группы ВТО и было продолжено на неформальном заседании. Однако по итогам двух последних заседаний из-за позиции некоторых членов не удалось добиться решения Рабочей группы о переходе к следующему этапу переговоров – подготовке проекта Доклада Рабочей группы (Draft Report of the Working Party) – итогового документа, содержащего пакет обязательств Республики Беларусь, как члена ВТО.
При этом, в качестве основных проблемных вопросов были обозначены институт «золотой акции» и исполнение таможенного законодательства (в части конфискации товаров белорусскими таможенными органами). После предоставления белорусской стороной исчерпывающей дополнительной информации по поднятым вопросам неожиданно было заявлено о наличии ряда других проблем в белорусском внешнеторговом режиме без уточнения, каких именно. Данный предлог использован для переноса на более поздние сроки очередного заседания Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь.
Взаимодействие в рамках региональных интеграционных объединений по вопросам присоединения к ВТО
В ходе
заседания Высшего
9 июня 2009 года главами Правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации принято решение о вступлении во Всемирную торговую организацию единым блоком, т.е. таможенным союзом. Стратегия и тактика по реализации этого решения согласованы на заседании Комиссии таможенного союза 25 сентября 2009 года, на котором утверждены следующие документы:
состав единой переговорной делегации Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по вопросам присоединения к ВТО;
график работы единой переговорной делегации;
директивы (регламент) единой переговорной делегации на проведение переговоров по присоединению Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации к ВТО.
Переговоры по доступу на рынок товаров и услуг
Переговоры
по доступу на рынки товаров и
услуг проводятся на двусторонней основе
с заинтересованными странами-
Информация о работе Сущность и виды международной торговой политики