Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики в аграрной сфере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка.
2. Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: элементы, связи, функции рынка и основные принципы перехода к рынку.
3. Изучить структуру рынка.
4. Рассмотреть государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.
Исследование проводилось на основании журнальных статей, научной литературы, а так же авторских лекционных курсов методом анализа исследуемой литературы.
Государственное регулирование в смешанной экономике, с одной стороны, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. С другой стороны, государственное регулирование экономики - это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы [11, с. 240].
Под государственным регулированием агропромышленного производства понимается воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Оно предполагает юридическую, организационную, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, направлена на содействие эффективному функционированию АПК, создание условий для продовольственной безопасности России, повышение общественного благосостояния [1, c. 257].
Анализ экономической ситуации в России показывает, что на первом этапе реформы преобладала тенденция уменьшения степени государственного вмешательства в экономические процессы, что отрицательно сказалось на экономическом развитии России. Выбранная без достаточного научного обоснования либерально-монетаристская концепция рынка и «шоковая терапия», осуществляемая с января 1992 г. в России, связанная с либерализацией цен, ускоренной приватизацией, децентрализацией, снижением возможностей государства к принуждению, привела к обвальному спаду, производства во всех отраслях острому финансовому кризису, обнищанию большинства населения и негативным явлениям именно потому, что правительство не имело веткой позиции по роли государства в переходный период к рынку: уменьшить ли его влияние на экономику или, наоборот, сделать особо жестким; как одновременно решать две взаимосвязанные задачи по созданию рыночной среды и преобразованию функций самого государства. В ходе реформирования народного хозяйства страны должно происходить, во-первых, реформирование всех производственных отношений и, во-вторых, реформирование непосредственно самой системы государственного регулирования. При этом экономические реформы, безусловно, происходят при направляющей и контролирующей роли государства, т. е. являются объектом государственного регулирования.
Развитие рыночных отношений формирует совокупность требований к системе государственного регулирования. В частности:
недопустимость ослабления рыночных связей и замены рыночных регуляторов государственными;
влияние на рыночную систему преимущественно экономическими методами и недопустимость воздействия политическими рычагами;
полная ответственность за действия по регулированию рыночных процессов и постоянный контроль за их реализацией;
оказание помощи тем сферам и видам деятельности, где в случае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств произошла потеря материальных ценностей, основного капитала отдельными субъектами рыночных отношений [2, c. 68].
Таким образом, регулирование экономики - это способ управления экономикой, при котором имеются стимулы, сохраняющие движение экономической системы в нужном направлении.
Главной экономической целью государства является стремление к максимизации удовлетворения потребностей, т.е. обеспечение экономического роста, эффективности производства, полной занятости, экономической выгоды и социально-экономической стабильности. Эти цели по-разному реализуются в разных экономических системах. Целью же развития аграрной реформы являются: вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села.
Исходя из целей, можно определить задачи государственного регулирования АПК, в частности: стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [1, c. 259].
Основные направления государственного регулирования классифицируют по отдельным признакам.
1. По признаку взаимодействия с окружающей средой: регулирование производства; регулирование социальной сферы; регулирование отношений агросервисными отраслями и поставщиками средств производства; регулирование отношений с наемными работниками и т. д.
2. По отраслевому признаку: регулирование рынка зерна; регулирование рынка картофеля, овощей, плодов, ягод, фруктов; регулирование рынка сахара; регулирование рынка мяса и молока и т. д.
3. По организационному признаку: регулирование положения мелких семейных ферм; регулирование соложения па рынке крупных корпораций регулирование деятельности акционерных обществ, производственной кооперации, производственных комплексов и т. д.
4. По территориальному признаку: регулирование сельхозпроизводства в отдельных регионах, в частности в регионах с неблагоприятными природно-климатическими и экономическими условиями и т. д.
5. По характеру финансовых потоков: регулирование цен; регулирование доходов; налоговое регулирование; регулирование кредита; регулирование инвестиций и т. д.
6. По рыночному признаку: регулирование внутреннего спроса; регулирование экспорта; регулирование внутреннего предложения; регулирование импорта.
7. По проблемному признаку: регулирование процессов научно-технического прогресса; регулирование охраны окружающей среды; регулирование контроля качества продукции; регулирование охраны внутреннего рынка и т. д.
8. Смешанный (комбинированный) подход, когда используются одновременно все подходы к регулированию (производственный, продуктовый и т. д.). Примером комбинированного подхода к определению основных направлений государственного регулирования является Федеральный Закон от 19.07.96 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства». К ним, в частности, отнесены следующие: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных производителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством Российской Федерации [11, c. 274].
Формы государственного регулирования представляют собой воздействие на производство либо силой приказа, принуждения (административное и правовое регулирование), либо через экономический интерес (экономическое регулирование - прямое и косвенное). С формами государственного регулирования связаны методы регулирования, под которыми понимается совокупность конкретных способов и приемов достижения высокоэффективного функционирования хозяйствующих субъектов.
Методы государственного регулирования в рыночной экономике подразделяются на две основные группы в зависимости от того, на какие элементы человеческой деятельности они опираются:
административные
(правовые, юридические, организационно-
экономические (финансовые).
Сущность административных методов государственного регулирования заключается в организационном и распорядительном регулировании производства, деятельности хозяйствующих субъектов, различных рынков (товарного, финансового, фондового, рынка труда и т. д.). Они являются методами прямого действия и базируются на принятом в стране законодательстве (законах, постановлениях, инструкциях, нормах и нормативах, стандартах и т. д.).
Экономические методы (индикативные, рекомендательные) государственного регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на экономику хозяйствующих субъектов, обеспечивающих реализацию их экономического интереса, предпринимательской выгоды, свободу экономического выбора и маневра, инициативу и самостоятельность, создание условий для их нормальной конкуренции. С помощью экономических методов государство привлекает хозяйствующие субъекты к выполнению своих решений на основе их собственной заинтересованности.
Формы и методы государственного регулирования имеют либо федеральный, либо региональный (местный) характер [1, c. 258].
В конечном счете, основные направления, формы и методы государственного регулирования являются способом увязки частных и государственный интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, функционирование современной экономики немыслимо без использования рыночных механизмов. В экономической литературе существует много определений рынка; главное в них - рынок является определенной формой взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Так же необходимо отметить, что в экономической теории выделяют следующие преимущества рынка: рынок обеспечивает свободу действий потребителей и предпринимателей, эффективное распределение ресурсов, более полное удовлетворение потребностей общества, а также, в том, что рыночный механизм содержит встроенные стимулы к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Вместе с тем рынок имеет и негативные стороны: потенциальное социальное расслоение, инфляция, рост цен, жесткость конкурентной борьбы, неизбежность безработицы и др.
Во-вторых, основными элементами рыночного механизма являются объект купли-продажи, цена, спрос и предложение. Функционирование рыночного механизма осуществляется в условиях сложных взаимосвязей между его составными элементами и прежде всего тех отношений, которые складываются между спросом и предложением. Наш рынок формируется в рамках плановой системы хозяйства и может регулироваться, имея для этого все необходимые рычаги - планово-финансовые, кредитные, налоговую систему, трудовое законодательство, цены, систему дотаций и социальной защиты человека. Его границы и размеры могут расширяться или суживаться в зависимости от главной цели - обеспечения полной эффективности производства.
В-третьих, развитие рыночных отношений в АПК в значительной степени определяется структурой рынка. Рынок АПК, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную структуру и охватывает все сферы агропромышленного комплекса. Он включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений.
В-четвертых, для устранения негативных аспектов рынка необходимо вмешательство государства. Государственным регулированием агропромышленного производства представляет собой воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Оно предполагает юридическую, организационную, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, направлена на содействие эффективному функционированию АПК, создание условий для продовольственной безопасности России, повышение общественного благосостояния. Для достижения этих целей государством могут быть использованы две группы методов: административные и экономические.
Подводя общий итог необходимо сказать, что в современных условиях функционирования рынка сельскохозяйственной продукции товаропроизводитель обладает правом самостоятельно планировать производство и распоряжаться выращенной продукцией, выбирая каналы сбыта, его формы и партнеров. Произошло качественное изменение экономических взаимоотношений товаропроизводителей с системой заготовок, государством и другими рыночными субъектами одним из слабых звеньев формирующегося рыночного механизма остается неразвитость инфраструктуры, которая обеспечивает движение продукции от производителя потребителю, финансовое и информационное поле. Основными причинами, препятствующими формированию и развитию рыночной инфраструктуры сельскохозяйственной продукции в современных условиях, являются: отсутствие действенной политики государства; недостаток финансовых средств для структурных преобразований; противодействие субъектов теневого рынка. Таким образом, проведение мероприятий по формированию рыночной инфраструктуры будет способствовать быстрейшей стабилизации и последующему развитию агропромышленного сектора экономики.