Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:51, курсовая работа
Актуальность.
Экономический романтизм, как во время его появления, так и в современном мире будет актуален, так как его задачи решить самые глобальные проблемы всех времен и народов.
Цель.
Исследование основных концепций направления экономический романтизм.
Задачи.
1.Исследование истории связи экономики и политики.
2.Специфика управления экономических интересов разных классов.
3.Исследование роли государства в экономическом развитии
4.Характеристики роли личности в управлении.
Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) – французский публицист, мелкобуржуазный экономист. Родившись в Безансоне в семье бедного кустаря, он должен был с ранних лет зарабатывать себе кусок хлеба. Из-за материальных лишений не смог закончить учебу в колледже. Усердно занимался самообразованием, рассматривая овладение наукой прежде всего как способ выбиться из нужды. Он предлагал сохранить мелкое производство. Вся система взглядов Прудона проникнута реформизмом, враждебным рабочему классу. Прудон – противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы. Стачки рабочих объявлены им противозаконными. Прудон поддерживал мелкобуржуазную теорию о возможности мирного переустройства общества. Для теоретических конструкций Прудона характерны:
1) субъективизм и идеализм;
2) игнорирование объективности экономических законов;
3) эклектицизм;
4) отрыв логического от исторического;
5) наличие абстрактных конструкций, так называемых "экономических сил": разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность;
6) меновой
подход.
В политической экономии Прудон видел
науку "о вечных законах разума",
рассматривает экономические явления
сквозь призму идеалистической диалектики
немецкого философа Гегеля. Система взглядов
Прудона была подвержена разнообразному
влиянию буржуазной политэкономии, утопического
социализма, философии Платона, Канта.
Материалом для исследования у него служит
не жизнь общества, а догмы экономистов.
Прудон как эклектик стремился заимствовать
идеи различных экономистов, философов,
но в итоге оказался их "совокупной
ошибкой". Например, экономические категории
трактовались им лишь как самопроизвольные
мысли, оторванные от производственных
отношений. Прудон полагал, что нет необходимости
изменять основы экономических явлений.
Разделение труда, по Прудону, имеет две
стороны: положительную, ибо оно способствует
росту богатства, и дурную (ведет к росту
бедности, нищеты, безработицы). Задача
состоит в улучшении сторон капиталистического
товарного производства. Прудон отмечал,
что частная собственность, имеет хорошую
(обеспечивает независимость, самостоятельность,
свободу) и отрицательную (нарушает равенство)
стороны. В данном случае Прудон рекомендовал
устранить крупную собственность, но сохранить
мелкую. Прудон совершенно не понимал
диалектики мелкого товарного производства,
а именно, что простое товарное производство
является исходным пунктом возникновения
крупной капиталистической собственности.
Он резко критиковал, существующий строй,
считал своим долгом помочь практическому
решению вопросов, неожиданно поставленных
перед обществом. Прудон дал многочисленные
описания банка обмена в брошюрах, газетах,
книгах, но они были не всегда согласованными
между собой. Не очень легко определить
его подлинные идеи, и этим объясняется,
что его так часто плохо понимали.Основной
принцип, на котором покоится весь проект,
его умозаключений, следующий.Из всех
капиталов, позволяющих их владельцам
взимать с продукта трудящегося премию
под названием процента, ренты, дисконта
самым важным является денежный капитал,
потому, что все капиталы, в конце концов,
предлагаются на рынке в виде денег. Если
бы, следовательно, нам удалось уничтожить
право добычи у этой всеобщей формы капитала,
если бы, другими словами, деньги ссуживались
даром, то право добычи тотчас исчезло
бы для всех других капиталов.Таким образом,
уничтожение процента, позволяя трудящимся
занимать деньги даром, непосредственно
приобретать все полезные капиталы, вместо
того чтобы занимать их, тем самым помешает
всем держателям капитала получать нетрудовой
доход. Собственность таким образом была
бы сведена к владению. Обмен был бы отмечен
характером взаимности потому, что трудящийся
получал бы весь продукт своего труда,
не делясь им ни с кем. Экономическая справедливость
была бы наконец осуществлена. Прудон
пишет, что деньги – это боны обмена, предназначенные
исключительно для облегчения товарообмена.
Деньги сами по себе бесполезны. Их берут
только для того, чтобы расходовать, их
не потребляют и не разводят. Это агент
обмена, и процент, который уплачивается
за них, оплачивает именно эту их функцию.
Организуется банк без капитала, который
подобно Французскому банку будет дисконтировать
векселя с помощью билетов, бон обращения
или бон обмена, но билеты эти не будут
обмениваться на металлические деньги,
и, следовательно, деньги почти ничего
не будут стоить банку, коль скоро у него
не будет основного капитала, за который
нужно было бы уплачивать процент.Чтобы
эти билеты циркулировали, достаточно
всем членам нового банка согласиться
принимать их в платеж за свои товары.
Благодаря этому держатель их всегда будет
уверен в том, что он сможет обменять их
все равно как металлические деньги.Последствия
такой реформы будут неисчислимы. Благодаря
капиталам, предоставляемым даром в распоряжение
всех и каждого, не только осуществится
"слияние классов", потому что останутся
только трудящиеся, обменивающиеся продуктами
по своей цене, но и правительство станет
бесполезным. Ибо правительство постольку
необходимо, поскольку существуют притеснители
и притесняемые, сильные и слабые.Проект
Прудона не увидел света. "Даровой кредит",
равно как и "право на труд", "организация
труда", "рабочая ассоциация", оставили
о себе лишь горечь воспоминания о шумном
их провале. 31 января 1849 г. Прудон учредил
нотариальным актом под названием "Банк
народа" общество, задавшееся целью
доказать практическую осуществимость
дарового кредита. Уже в организации его
можно констатировать значительные расхождения
с теоретическим планом банка обмена.Его
теоретическая ошибка состояла в том,
что он рассматривал деньги по преимуществу
капитала и как простые боны обмена без
своей ценности. Он не брал во внимание,
что деньги желательны не только как посредник
обмена, но и как орудие накопления сокровищ
и сбережения, как резерв ценности, и что
если боны обмена могут заменить деньги
в одной функции, то они не могут сделать
это относительно других функций. Из ложной
идеи о даровом кредите можно выявить
правильную идею о взаимном кредите. Французский
банк – это общество капиталистов, которому
публика, принимая его банковские билеты,
оказывает доверие, и который потом кредитует
эту же публику. Гарантия банковского
билета (Прудон это хорошо понимал) находится
на самом деле в руках публики, так как
обеспечение ценности билета создается
векселедателями, без платежеспособности
которых банк не вернул бы своих выдач.Французский
мелкобуржуазный экономист и социолог
Прудон выражал интересы мелких производителей.
Система взглядов Прудона – прудонизм
– отличается от сисмондизма.Во-первых,
Прудон защищал интересы мелких производителей
во второй половине ХIХ в., когда сложились
в своей основе капиталистические производственные
отношения, определилась классовая структура
капитализма, а мелкая буржуазия заняла
промежуточное положение, когда жизнь
доказала невозможность осуществления
идеалов экономического романтизма, возврата
от романтизма к патриархальщине. Во-вторых,
если Сисмонди был завершителем классической
школы во Франции, то Прудон – одним из
родоначальников анархизма и реформизма.
Вся система взглядов Прудона была проникнута
реформизмом, анархизмом, вульгаризмом.
Это объясняется классовой позицией Прудона,
природой мелкой буржуазии. Прудонизм
– это отражение двойственности, противоречивости
взглядов мелких собственников. В-третьих,
подобно Сисмонди, Прудон хотел лишь подправить,
улучшить капитализм. Однако Прудон выражал
интересы мелкой буржуазии в иной период
времени, когда история доказала несостоятельность
мелкобуржуазных утопий. Стало быть, прудонизм
по своей сущности имеет более реакционную
направленность. В-четвертых, Прудон, так
же как Сисмонди, является представителем
мелкобуржуазного социализма.Первоначально
Прудон выступил как критик капитализма.
Громкую известность ему принесла работа
"Что такое собственность” (1840), которая
является его лучшей работой. В ней Прудон
бросил вызов буржуазии, сделав вывод,
что "Собственность – это кража".
В ней Прудон выступает как критик капиталистической
собственности. Мелкобуржуазная природа
прудонизма в полной мере проявилась в
его главном труде "Система экономических
противоречий или Философия нищеты"
(1846). В этой работе отчетливо проявляются
реакционно-утопическая и реформистская
сущность прудонизма. В последующих трудах:
"Решение социальной проблемы" (1848),
"Исповедь революционера" (1849), "Теория
налога" (1861) и других Прудон пытался
разработать практическую программу реформирования
капитализма, обосновать анархические
взгляды на ненужность политической борьбы
и ненадобность государственной власти,
стремился убедить правителей Франции
в своей политической лояльности.Выдвигая
свою мелкобуржуазную концепцию, Прудон
излагает взгляды по широкому кругу вопросов.
Разделение труда, свойства товара, заработную
плату, собственность, капитал, прибыль,
процент, стоимость и другие проблемы
он активно исследует с позиций экономического
романтизма. С таких же позиций Прудон
"исследует" свойства товара. По его
мнению, существует вечная идея стоимости,
которая раздваивается на потребительную
и меновую стоимости. Первая определяется
спросом и редкостью, вторая – предложением
и изобилием. В борьбе между спросом и
предложением устанавливается стоимость
или цена товара.Прудон не понял сущности
денег, противоречия между товарами и
деньгами. Он предлагал реорганизовать
обмен, выдвинув утопический проект безденежного
товарного хозяйства. Прудон идеализировал
мелкое товарное хозяйство, однако выступал
против денег, против "дурной стороны"
товарного хозяйства. Проект организации
товарного обмена без денег – это утопия,
так как Прудон хотел сохранить товарное
хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль,
но без денег, и в данном случае задача,
подлежащая разрешению, по мнению Прудона,
сводится к тому, чтобы сохранить хорошую
сторону, устраняя дурную. Прудон выдвинул
идею обменного (народного) банка, который
принимал бы от товаропроизводителей
товары, выдавал взамен удостоверения
– трудовые талоны, указывающие количество
труда, затраченное на производство того
или иного товара – "рабочие деньги".
За каждым признается то количество труда,
которое затрачено на производство товара.
По этим трудовым талонам обменный банк
должен был отпускать товары. Прудон рассчитывал
ликвидировать таким образом нетрудовые
доходы, утвердить в обществе равенство
и справедливость. Он полагал, что отмена
денег исключит капитал и эксплуатацию.Идея
"рабочих денег" принадлежит английским
социалистам-утопистам. Утопичность проекта
Прудона заключается в том, что он не понял
сущности, роли денег кредита и прибыли.
Он совершенно не понимал природы промышленной
прибыли, рассматривая ее как своеобразную
форму зарплаты.Исключительно как юридическую
категорию рассматривает Прудон собственность.
Она также имеет две стороны: положительную
– обеспечивает независимость, свободу,
самостоятельность; отрицательную – нарушает
равенство. Прудон, не признавая производственные
отношения, утверждал, что в происхождении
собственности есть нечто мистическое
и таинственное. Здесь просматривается,
прежде всего, мелкобуржуазная сущность
учения Прудона, который в частной собственности
усматривал залог свободы и независимости,
а также игнорировал объективное содержание
экономических категорий.Заблуждения
взглядов Прудона нашли свое концентрированное
выражение в его теории стоимости. Идею
"конституированной стоимости" Прудон
считал краеугольным камнем всей своей
экономической системы. Формально он пытался
дать диалектическую трактовку проблемы
стоимости. Прудон претендовал на открытие
"конституированной" стоимости. В
этом проявилось не только тайное желание
превзойти классическую школу, но и определить
пути социальных преобразований. В товарном
производстве Прудон видел вершину человеческой
свободы и личной независимости каждого.
Как мелкобуржуазный идеолог, он признавал
некоторые негативные моменты рыночного
механизма: затоваривание, диспропорции,
разорение и т.п. Согласно Прудону,
стоимость – вечная абстрактная категория,
включающая две противоположные идеи:
идею потребительной стоимости и идею
меновой стоимости, потребительная стоимость
и меновая стоимость противоположны друг
другу, они выражают две противоположные
тенденции – изобилие и редкость. Такое
надуманное противоречие может быть устранено
путем установления эквивалентного обмена,
т. е. "конституированной стоимости".В
качестве первых товаров, имеющих "конституированную"
стоимость, Прудон называет золото и серебро.Прудон
в своей теории "конституированной
стоимости" стремился устранить противоречия
капиталистического товарного производства,
превратить все товары в деньги. Эта концепция
концентрировала в себе все методические
пороки прудонизма. Она была основана
на ложном представлении о том, что можно
сохранить товарное производство ("хорошие
стороны") и устранить противоречия
("дурные стороны"). Прудон пытался
сочетать меновую концепцию себестоимости
с теорией трудовой стоимости. Источником
стоимости он считал обмен и труд.Произведение,
быстро сделавшее Прудона известным, появилось
в 1840 г. под заглавием "Qu est-ce que la propriti?"
("Что такое собственность?"). Оригинальность
книги заключается не столько в идеях,
сколько в блестящем изложении, запальчивости
его стиля и в пламенности его полемики
против устаревших аргументов тех, кто
основывает собственность нынешнего времени
на труде, или на естественном праве, или
на завладении.С первой же страницы он
бросает своим читателям знаменитую фразу,
резюмирующую всю книгу: "собственность
– это кража".Прудон признает производительным
только труд. Без труда и земля, и капиталы
остаются непроизводительными. "Собственник,
требующий премии за свои орудия труда
и за продуктивную силу своей земли, предполагает
наличие абсолютно неправильного положения,
что капиталы сами могут чтo-нибyдь производить, и, заставляя
других вносить ему этот воображаемый
продукт, он буквально получает кое-что
за ничто".Вот в чем заключается кража,
поэтому Прудон определяет собственность
как "право по своей воле пользоваться
и распоряжаться благом других, плодом
ремесла и труда других".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Капиталисты
стpемятся получить максимальную пpибыль
а экономический pост общества нельзя
измеpять лишь pасшиpением и укpупнением
капитала, поэтому в пpотивоpечии между
минимальной заpплатой и увеличением выпуска
кpоется постоянная возможность кpизиса.
2. Мелкие торговцы и мелкие промышленники
исчезают, их заменяет один крупный предприниматель.
Может все вместе они не были так богаты
как он, тем не менее они были лучшими потребителями,
чем он. Его роскошь дает государству меньше,
чем умеренное довольство тех ста человек,
которых он заменил.
Таким образом все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.История экономических
учений /Под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
Н. Макашевой
2.Образ будущего в русской социально-экономической
мысли конца XIX - начала XX
в. М., 1994. Раздел первый.
3.Революционная традиция в России. М.,
1986. Гл. 5-7. Пантин И.К., Плимак Е.Б., Хорос
В.Г.
4.Политико-экономические прогнозы в истории
России, 1993. Гл. I. Рачков М.П.
5.Экономическое развитие России, 1998. Гл.
111. Туган-Барановский М.И., Рязанов В.Т.
8.Юность науки. Политиздат, 1985. Жид Ш.
10.История экономических учений. Перспектива,
2004. Рыжов И. В.
11.История экономических учений, 2000. Ядгаров
Я. С.
12.Политическая экономия современного
монополистического капитализма, под
ред. Н. Н. Иноземцева и др., т. 2. М., 1970
Информация о работе Сущность и причины возникновения экономического романтизма