Сущность и роль малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране или региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 41.19 Кб (Скачать файл)

Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом. В то время как в нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

Малый бизнес Испании начал  формироваться и активно развиваться в 70-е годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

В Испании разработано  большое количество программ поддержки  и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов.

Как важный положительный  фактор развития малого бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию - все можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Причем это может сделать даже нерезидент страны. Настолько благоприятные условия существует даже не в каждой стране Евросоюза. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого предпринимательства и процветания малого бизнеса.

Китайское правительство  уделяет большое значение развитию малого бизнеса в стране, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису - «переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений».

Если дать качественную характеристику малого бизнеса Китая, то малый бизнес является научным двигателем страны, поскольку именно в этом секторе производится больше всего инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Именно предприятия малого бизнеса составляют экспортную основу производимой в стране продукции, поставляя свои товары на мировой рынок.

 

Глава 2. Проблемы малого бизнеса в России

 

2.1 Основной перечень  проблем развития малого бизнеса

 

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема малых предприятий – недостаточная  ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически  речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства  почти на пустом месте. В течение  десятилетий такой сектор у нас  в сколько–нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же, крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может  серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно.

Для этого требуется тщательно  выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая  предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере  обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей  раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного  спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного  кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные  с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного  развертывания предпринимательства.

 

2.2 Законодательство

 

Следующая проблема – это  та законодательная база, на которую  сейчас может опираться малое  предпринимательство. Пока она, мягко  говоря, несовершенна, а во многих очень  существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое  предпринимательство , но трудность, однако, в том, что, во–первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во–вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего  учета результатов их работы, практически  отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

 

2.3 Финансовая поддержка

 

Материально – техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

Общеизвестно, что снижение доходов населения приводит к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

Среди финансовых трудностей, возникающих на пути развития малого бизнеса, можно с определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на три основные категории. Это проблемы:

1) Материально – технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др.

2) Финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья.

3) Кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т. п.)

При отсутствии поддержки  банков, предлагающих спекулятивные  условия кредитования, независимый  малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу жесткого финансового  и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны  «теневого» капитала. Все перечисленные  выше группы проблем, естественно резко  обостряются: в период учреждения малых  предприятий и их выхода на рынок; в условиях макрофинансовых кризисов. Очевидно в том, что и в других случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных организаций.

Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса –  одно из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной  рыночной экономике. Отсутствие у малых  предприятий необходимых залоговых  возможностей, неразвитость системы  гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже столичных кредитных  организаций, спекулятивный и корпоративно – политизированный характер их рыночных стратегий, – с другой, – все  это предопределяет фактическую  отчужденность в отношениях между  сектором малых предприятий и  банковским сектором.

И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения  испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для  финансирования капиталовложений и 13,8% для кредитования оборотных средств.

 

2.4 Налогообложение

 

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к  упрощению налоговой системы. Чем  проще налоговая система, тем  проще определять экономический  результат, меньше забот при составлении  отчетных документов и большее количество времени для предпринимателя  на обдумывание того, как снизить  себестоимость продукции, сделать  свой товар конкурентоспособным  не только на внутреннем рынке, но и  возможно на внешнем. Так же при упрощении  налоговой системы задача налоговых  органов, которые призваны следить  за правильностью исчисления и уплаты налогов, значительно облегчается, что позволяет уменьшить число  работников в финансовых органах.

В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая  масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Кроме того, многие законы, в  которых установлены ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все  необходимые элементы налогов. Поэтому, спустя несколько месяцев после  опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с  разъяснениями того, как этот налог  правильно считать.

Еще один недостаток нашей  налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и очень скоро  отменяются.

Несомненно, вся эта неразбериха  с налогами приводит к нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше усугубляет экономический  кризис. Но в любой ситуации необходимо, рассматривать пути оптимизации налогообложения.

Оптимизация налогообложения  – это наилучшее решение для  предприятий различных форм собственности  для выхода из затруднительных ситуаций.

Налоговая оптимизация крайне эффективна, особенно в нестабильные, критические периоды производственно-экономической  деятельности предприятий и их продвижения  на рынке. Не менее эффективна оптимизация  налогообложения и для каждого  отдельно взятого этапа работы предприятий.

Налоговая оптимизация помогает предприятиям избежать непомерного  налогообложения и повысить собственные  прибыли. Стоит запомнить, что чем  раньше будет проведена оптимизация  налогообложения на предприятии, тем  лучше она будет действовать  на практике – к примеру, на этапе  формирования предприятий, когда еще  возможно избежать множества неправильных действий: оптимизация налогообложения  предостережет от ошибок, способных  вызвать отрицательные последствия  при предоставлении в налоговые  инстанции отчетности о проделанной  работе.

Говоря о предприятиях малого бизнеса, то тут возможно получение  максимальной выгоды из использования  специальных режимов в таком  вопросе, как оптимизация налогов  – например, УСН. Чтобы налоговая оптимизация малого бизнеса прошла как можно более успешно, необходимо учесть все факторы и заострить внимание на анализе и сопровождении сложных договоров (сделок) с точки зрения налогового планирования, отслеживании функционирования и дееспособности малого бизнеса на всех этапах работы, а также на составлении и оценивании контрактов и других документов с точки зрения налогового риска. Оптимизация налоговых платежей не позволяет упускать из внимания и экспертизу действий со стороны представителей налоговых инстанций при инспектировании объекта малого бизнеса. Она дает возможность грамотно подходить к оценке и планированию налоговых рисков для устранения возникших недостатков.

 

2.5 Государственная  поддержка малого бизнеса

 

Кризисные процессы в сфере  малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий  и занятых на них работников, в  формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления  важнейшего сектора современной  российской экономики. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов.

Информация о работе Сущность и роль малого бизнеса