Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, лекция
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
То же самое
произойдет с линией бюджетных ограничений
в случае соответственно снижения или роста цен на продовольствие
и неизменных ценах на одежду. В частности,
снижение цен сместит линию ограничений
вправо вверх вдоль оси Y (продукты); рост
этих цен вызовет смещение бюджетной линии
вниз вдоль оси Y, означая снижение возможностей
закупок продуктов.
Эффект замещения и эффект дохода.
Эффект дохода определяется как изменение реального дохода потребителя при изменении цен на товары. Если цена снижается, то покупательная способность дохода потребителя увеличивается. Другими словами, более низкая цена позволит потребителю приобретать большее количество данного товара при прежнем уровне денежного дохода.
Эффект замещения состоит в том, что снижение цены на товар относительно удорожает другие товары. Люди стремятся заменить подешевевшим благом другие, относительно дорогие товары. Например, снизившаяся цена картофеля при неизменности цен на другие товары будет более привлекательна для покупателей, и они увеличат потребление картофеля, заменяя им другие продукты, например крупы.
Эффект дохода и эффект замещения взаимодействуют и дополняют друг друга, вызывая расширение объемов потребления нормальных товаров и услуг при снижении цен.
Следовательно, эффект замещения и эффект дохода касаются изменения покупательского спроса, но у каждого из них своя мера влияния на его структуру. Не только теоретически, но и в практическом ценообразовании следует разграничивать воздействие этих эффектов на нормальные, т.е. высококачественные товары и товары низшего порядка (менее ценные).
Рассмотрим на графике эффект замещения и эффект дохода применительно к стандартному товару (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Эффект замещения и эффект дохода (стандартный товар)
Наш график на рис.
6,6 построен с помощью кривых безразличия
и кривых бюджетных ограничений, совмещенных
так, чтобы показать интересующие нас
эффекты. Они отражают одновременные изменения
от понижения цен: рост покупательной
способности (эффект дохода) и замещение
большим количеством подешевевшего товара
— меньшего количества тех, чьи цены не
менялись (эффект замещения). Первоначальная
бюджетная линия соответствует сформировавшемуся
потребительскому спросу на два товара
(например, продукты и одежду). Равновесие
установилось в точке А, где произошло
касание бюджетной линии и кривой безразличия
1. При любом снижении цен эффект дохода
сместит вправо вверх всю линию бюджетных
ограничений и покупательское равновесие
установится на более высоком уровне (в
точке В) по касанию кривых бюджетного
ограничения и безразличия 2. Если произошло
снижение цен, например, только на одежду,
то линия бюджетных ограничений (пунктирная)
“разделит” эффект дохода, указывая величину
замещения продуктов с неизменными ценами
(по оси Y) на возросшее количество одежды
по снизившимся ценам (по оси X). Кривая
безразличия 3, установившая потребительское
равновесие в точке С, покажет общее изменение
в потреблении как продуктов с неизменной
ценой, так и одежды после снижения ее
цен. Эффекты дохода и замещения в этом
случае суммированы в совокупном эффекте,
а величина каждого из них показана отрезками
вдоль оси X. Отрезки, “отсекаемые” линией
бюджетных ограничений и точками потребительского
равновесия, спроецированы на осях продуктов
и одежды и соответствуют величине тех
изменений в спросе, которые соответствуют
эффектам замещения и дохода.
Потребительское поведение в категориях кривых безразличия. Максимизация полезности и точка потребительского равновесия.
Систему потребительских предпочтений можно представить в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф.Эджуорт в 1881 г., построив кривые безразличия.
Кривая безразличия – геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия – это особая комбинация двух таких товаров. Если у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия. Характер наклона кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой. Предельная норма замещения – это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара. Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага. Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителей, так как на индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителей, зависящая в свою очередь от бюджета потребителя и уровня цен. Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетной линией. Она строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, который можно приобрести при условии полного расхода бюджета.
Удовлетворение
любых потребностей всегда ограничено
возможностями, поэтому, чтобы найти
наилучший вариант
Оптимальная комбинация должна:
а) находиться на
бюджетной линии, так как слева
находится область
б) находиться на кривой безразличия как можно дальше от начала координат, обеспечивая максимизацию пользы.
Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена c помощью кривых безразличия. Этот “инструмент” анализа используют в теории для изучения ранжирования субъективных предпочтений потребителей, имеющих ограниченный личный бюджет. Каждая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы “безразлично”, какой из них выбрать.
Например, покупатель имеет выбор из четырех вариантов, составленных двумя группами товаров: продовольствием и одеждой.
Предпочтения
субъективны и некоторые
Рис. 6.4. Варианты и наборы безразличия. Карта безразличия
Вид кривой с набором безразличия напоминает хорошо известную нам кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных кривых безразличия формируется общая кривая спроса покупателей на товары. Свойства кривых безразличия по существу и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей кривых безразличия относятся следующие. Во-первых, кривые безразличия покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров. Различные точки на одной и той же кривой безразличия — это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов, которые могут быть ранжированы лишь по предпочтениям.
Во-вторых, наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности “ассортимента” набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие — на вертикальной оси. Например, на нашем графике между точками С и D наклон кривой равен примерно 2. (Знак “минус” здесь существенного значения не имеет, сравниваем лишь абсолютные величины.) Это означает, что предельная полезность товара на горизонтальной оси примерно в 2 раза выше товара, отмеченного на вертикальной оси. Но суммарный объем полезности не выходит за пределы сопоставимых вариантов С и D, следовательно, потребитель ничего не теряет и не выигрывает. Меньшее количество одного товара компенсируется большим количеством другого товара, уравновешивая общую полезность и потребительский эффект. Другими словами, отказ от 2 ед. одного товара ради 1 ед. другого товара — это уже известная нам предельная норма замещения, но здесь она выражена категориями безразличия.
В-третьих, наклон кривой безразличия в различных точках неодинаков. Каждая точка на кривой — это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений. Соответственно предельная норма замещения одного товара другим определяет крутизну кривой безразличия на различных ее участках. Более пологий вид кривой по мере ее движения вниз и вправо означает ее выпуклость. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.
В-четвертых, каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов. Любая другая кривая безразличия может быть построена только в соответствии с каким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжировать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Каждый вариант может представлять различную комбинацию товаров в наборе, но все они принадлежат одной кривой безразличия. Так что потребители, переместившись на иной уровень потребления, будут находиться на новой кривой безразличия, ранжируя различные варианты иного уровня. Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая кривая безразличия— 2, сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, что, с точки зрения предельной полезности и потребительского эффекта, возможно лишь при более высоком доходе и бюджете. Если уровень потребления еще возрастет, то его можно показать лишь с помощью еще более сместившейся вправо и вверх кривой безразличия— 3. Это вариант с еще большим количеством товаров, сочетающихся так, чтобы иметь суммарную полезность и потребительский эффект, отвечающий возросшему покупательскому уровню дохода и бюджетных возможностей. Следовательно, кривые безразличия —1,2,3, отражающие возрастающий уровень потребления, представляют собой карту безразличия.
При снижающемся уровне потребления каждая кривая будет смещаться влево вниз, “представляя” принадлежащие ей точки с вариантами наборов одинаковых предельных полезностей более низкого уровня потребления.
В-пятых, тот
факт, что с помощью карты
Факторы производства. Спрос и предложение на производственные факторы.
Факторы производства – это часть экономических ресурсов, которые реально вовлечены в производство экономических благ.
Существует 4 фактора производства:
Под землей как производственным фактором обычно понимаются естественные природные ресурсы, необходимые для производства экономических благ. Является практически невоспроизводимым средством производства.
Под трудом понимается целесообразная деятельность человека, направленная на создание экономических благ. Представляет собой процесс реализации способности людей к производительной деятельности.
Капитал – это совокупность основного и оборотного капиталов. Основной капитал – это часть производственного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товаров, переносит свою стоимость на готовый продукт в течение ряда лет (здание, сооружение, оборудование). Оборотный капитал – это часть производственного капитала, стоимость которого полностью переносится на производственный товар, возвращается в денежной форме после его реализации (дебиторская задолженность, готовая продукция, незавершенного производство).
Предпринимательство как фактор производства играет специфическую роль – ресурсную. Предприниматель берет на себя: 1) инициативу соединения всех 3-х факторов (земля, капитал, труд) в единый процесс производства; 2) задачу принятия решений в процессе производства экономических благ; 3) риски рыночного функционирования.
Спрос на факторы производства является вторичным. Его предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. При организации производственного процесса требуются многие факторы, но и они могут в большей или меньшей степени могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми: живой труд может быть заменен техникой, природные материалы – искусственными. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый ресурс, но и на все остальные ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из компонентов. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Эластичность спроса на факторы производства изменяется в зависимости от: - уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию; - возможность взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов; - наличие рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам; - стремление к новациям. Особенностью предложения на факторы производства становится редкость или ограниченность экономических ресурсов. Прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые, ресурсы сырья и продукты их переработки.
Фактор труда.
Под трудом понимается целесообразная деятельность человека, направленная на создание экономических благ. «Труд» как фактор производства представляет собой процесс реализации способности людей к производительной деятельности. При этом они затрачивают физические и интеллектуальные усилия, чтобы привести в действие другие факторы производства. Человек приводит в движение средства производства, он оживляет их, без него они мертвы. Труд в процессе производства характеризуется:
Информация о работе Сущность и содержание понятия «экономика»