Сущность и содержание понятия «экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, лекция

Краткое описание

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 652.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Кривая предложения.

 

Факторы, влияющие на предложение:

1. Цена на  товар.

2. Себестоимость  продукции (чем себестоимость  выше, тем менее выгоднее производить данный Т)

3. Налоги.

4. Изменение  технологии.

5. Перспективные  ожидания.

6. Цены на  ресурсы.

 

 

 

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

Изучение взаимодействия спроса и предложения позволяет  понять механизм установления рыночной цены. Если совместить на одном графике кривые спроса и предложения, то можно увидеть, что эти кривые пересекаются в одной точке, которая называется точкой равновесия.  

 

Только в точке  равновесия величина спроса и величина предложения равны друг другу. Это  означает, что на рынке наступило рыночное равновесие. Цена, при которой величины спроса и предложения равны друг другу, называется равновесной или рыночной ценой . Равновесную цену также называют справедливой, в том смысле, что эта цена удовлетворяет одновременно и продавцов, и покупателей.

Установление  рыночной цены происходит постепенно в процессе купли-продажи товара при сопоставлении интересов продавцов и покупателей. Наконец, возникает равновесная цена, которая приносит одновременно обеим сторонам выгоду.

 

В обществе всегда находятся силы, которые хотели бы повлиять на цену неэкономическими методами.

Допустим, равновесная  цена товара увеличилась. Потребителям приходится сократить свои покупки и надеяться лишь на то, что со временем цена снизится. Но есть и другой путь, иллюзорная простота которого весьма обманчива, запретить продавцам повышать цены. Ввести максимальную цену - и все проблемы решены

Посмотрим теперь на проблему максимальной цены с точки  зрения экономической науки. Очевидно, что при любой цене, отличающейся от равновесной, объем спроса не равен  объему предложения (рис.7). Наверняка, если вводится максимальная цена, то она  ниже равновесной, следовательно, при этой цене объем спроса выше объема предложения. Везде и всегда, где вводилась максимальная цена, можно наблюдать одни и те же сопутствующие ей фигуры. Это покупатель, которому не досталось, продавец, который не хочет продавать, а также продавец и покупатель, совершившие полюбовную сделку по более высокой цене. Нетрудно понять, к каким последствиям в социальных отношениях приводит такая ситуация.

Последствия введения максимальной цены. 
PE - цена равновесия, которая установилась бы на рынке без вмешательства государства. Если вводится максимальная цена Рmax, которая меньше цены равновесия, то при этой цене производители предлагают на рынке QS единиц товара, а покупатели предлагают QD единиц. Причем QD > QS. Таким образом, товар становится дефицитным.

Особенно часто  максимальная цена вводится в период сильного подорожания совершенно необходимых  для массы населения продуктов, которые не могут быть ничем заменены (например, хлеба).

Возможно, сложилось  не совсем правильное представление о том, что регулирование цен - это всегда установление максимальной цены, т.е. цены, призванной, вроде бы, защищать интересы потребителей того или иного товара. Это далеко не так. Во многих случаях вводились минимальные цены, призванные защищать интересы производителей (рис. 8). Именно на этом принципе основано, в частности, регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию в США.

Последствия введения минимальной цены.

PE равновесная  цена, которая установилась бы  на рынке. Если устанавливается  минимальная цена Pmin, которая выше равновесной цены, то объем предложения при этой минимальной цене будет превышать объем спроса (QS > QD). У продавцов возникают сложности с реализацией товара.

Совершенно ясно, что минимальные цены ограничивают доступность товара для потребителей, за счет которых производители стремятся таким способом увеличить свои доходы, и в то же время ставят перед производителями весьма острые вопросы: кому реализовать некоторый излишне произведенный объем продукции?

  
Эластичность спроса и эластичность предложения.

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чувствительность величины спроса и предложения товаров  к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.

Закон спроса устанавливает  характер связи между объемом  спроса и ценой. Но в практике встречаются  различные по степени взаимодействия спроса и цены. Например, увеличение цены на 10% на хлеб и легковые автомобили приводят к уменьшению спроса на оба товара. Но покупатели по-разному отреагируют на изменение цен. Скорее всего, потребление хлеба уменьшится незначительно. А на рынке автомобилей может привести к большому сокращению спроса. Величина, характеризующая степень реагирования спроса в зависимости от цены называется ценовая эластичность спроса (ЦЭС). Измерить ценовую эластичность спроса можно при помощи коэффициента эластичности. Важно оценить изменение объема спроса и цены в %, а не в абсолютных величинах (рублях, штуках, килограммах и т.д.). Так как увеличение цены 10 рублей на хлеб или телевизор несоизмеримы и не могут сравниваться с точки зрения экономических последствий.  

                     Изменение объема спроса в % Коэффициент ЦЭС = -----------------------------------  

                            Изменение цены в %  

 

Можно записать коэффициент  ЦЭС иначе:

Поскольку коэффициент  эластичности всегда будет отрицательной  величиной, то его запись осуществляется по модулю. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов  изменится объем спроса, если цена изменяется на 1%. По значению коэффициента эластичности можно судить о степени эластичности спроса:

если Е ЦЭС >1, спрос является эластичным;

если Е ЦЭС <1, спрос является не эластичным;

если Е ЦЭС =0, спрос является абсолютно эластичным;

если Е ЦЭС = ОО, спрос является абсолютно эластичным;

если Е ЦЭС =1, спрос характеризуется единичной  эластичностью.

Эластичность  спроса можно увидеть наглядно на графике кривой спроса. При эластичном спросе угол наклона кривой спроса более пологий (кривая D1) на рис. 6.7. Неэластичный спрос изображается более крутой кривой, приближающейся к вертикальной линии (кривая D2) на рис. 6.7.

 

Эластичность  спроса по цене у разных товаров может значительно различаться. Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания, обувь) неэластичен, поскольку они необходимы для жизни и, несмотря на повышение цены, отказаться от их потребления нельзя. Предметы роскоши, наоборот, имеют более высокую эластичность к изменению цены.

 

К факторам ценовой эластичности спроса относятся:

1. Принадлежность  товара к группе товаров первой  необходимости или предметам  роскоши. Ценовая эластичность  на хлеб, спички, молоко, лекарства  ниже, чем на такие товары как автомобили, меха, золото. Действительно, рост цены на товары первой необходимости приведет к незначительному уменьшению спроса на них, так как они удовлетворяют настоятельную потребность.

2. Количество  заменителей у товара. Чем больше  заменителей имеет товар, тем выше эластичность спроса на него, и наоборот. Как бы ни росла цена на инсулин, спрос на него будет стабильным, так как его нечем заменить.

3. Доля в бюджете  домохозяйства, расходуемая на  приобретение товара. Если на  покупку какого-то товара семья тратит немного денег, то изменение цены на него не приведет к серьезным последствиям для бюджета. Следовательно, люди не будут сильно реагировать на изменения цены данного товара.

Помимо эластичности спроса, существует характеристика эластичности предложения. Ценовая эластичность предложения (ЦЭП) - интенсивность реагирования предложения на изменение цены. Измерить ЦЭП можно при помощи коэффициента эластичности.  

  

                  Изменение объема предложения в %

Коэффициент ЦЭП = -------------------------------------------  

                            Изменение цены в %  

 

Можно записать коэффициент ЦЭП иначе:  

 

Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменится объем предложения, если цена изменяется на 1%.

эластичность  предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

Основным  фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют  три временных периода:

текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;

короткий  период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;

долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

По значению коэффициента эластичности можно судить о степени эластичности предложения:

Различают следующие  формы эластичности предложения:

эластичное  предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;

неэластичное  предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;

абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;

абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Эластичное и  неэластичное предложение по цене иллюстрируются на рис.

 

 

Эластичность  предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение

 

Понятие "эластичное предложение" применимо к таким  переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.

Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения  по отношению к ценам на сырье  отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.

 

Эластичность  предложения зависит от многих факторов:

1. возможности  длительного хранения и стоимости  хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

2. специфики  производственного процесса. В том  случае, когда производитель товара  может или увеличить его выпуск  при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

3. фактора времени.  Производитель не может быстро  реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное  время на найм дополнительных  работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

5. цены других  благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

6. степени достигнутого  применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов  нет, то реакция предложения  на эластичность очень мала.

 

 

Функции и виды цен.

В любой экономической  системе цена является регулятором  отношений экономических субъектов, и она выполняет ряд функций, таких как:

Информация о работе Сущность и содержание понятия «экономика»