Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, лекция
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
1. Измерительная
функция - измеряются относительные
ценности ресурсов и товаров,
результаты коммерческой
2. Регулирующая
функция – проявляется в
3. Стимулирующая
функция – проявляется в
4. Ориентирующая
функция – выражается в том,
что отражает изменения спроса
на те или иные товары в
связи с изменением
Существует множество видов цен. Это обусловлено особенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используют различные виды цен.
I. По характеру обслуживания оборота цены:
- оптовые цены
- считается цена, по которой предприятия
реализуют произведенную
- Розничные цены
– это цены продажи
II. В зависимости
от государственного
- Свободные цены
– это цены, устанавливаемые
- Регулируемые
цены – это цены, устанавливаемые
соответственными органами
Ш. По способу установления фиксации:
- Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту.
- Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу.
- Скользящая
цена – цена, исчисляемая в
момент исполнения договора
IV. Цены различаются
по способу получения
- Публикуемые
цены – это цены, которые сообщаются
из специальных источников
- Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование, которое производится по индивидуальным заказам.
V. В зависимости от вида рынка:
- Цены товарных аукционов
– это цена публичной продажи
по максимально предложенному
уровню на предварительно
- Биржевые котировки – это цена реальных контрактов, которые заключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах.
- Цена торгов – это
цены особой формы
VI.В зависимости от
- Постоянные цены – цена, срок действия, которой заранее не определен.
- Сезонная цена – срок действия, которой определен каким-то определенным временем.
- Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени.
VII. Внутрифирменные цены.
- трансфертные цены –
это цены, применяемые внутри
фирмы при реализации
VIII.По условиям поставки и продажи:
- Цена нетто
– цена на месте купли-продажи.
- Цена брутто
- определяется с учетом условий
купли-продажи, но учитывается
наличие и уровень скидок вид-
Виды рыночного равновесия. Функции
рыночного механизма.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис.
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.
Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.
Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.
Дефицит и излишки являются не желательными на рынке. К негативным последствиям дефицита относятся: невозможность полного удовлетворения потребностей, появление <черного> рынка, появление очередей в магазинах, карточная систем распределения товаров и услуг. Появление товарных излишков приводят к убыткам производителей, дополнительных расходов государственного бюджета на возмещение убытков производителей, невозможность полного удовлетворения потребностей. Эти нежелательные явления также могут быть спровоцированы действиями правительства в процессе прямого регулирования цен.
Функции Рынка
Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.
1. рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
2. рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей.
3. важная функция
рынка проявляется в том, что рыночный
обмен служит способом осуществления
экономических интересов продавцов и
покупателей. Взаимосвязь этих интересов
строится на принципе, который сформулировал
А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты
получишь, то, что тебе нужно…” . Это предполагает:
а) обмен нужными друг другу полезностями
и б) эквивалентность рыночной сделки.
Влияние государства на механизм рыночного ценообразования
Контроль государства над ценами – вмешательство государства в ценовую политику нарушает механизм рыночного ценообразования, при этом нарушается закон спроса и предложения. Такие вмешательства могут блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами может разрушить рыночную систему. Государственное вмешательство сводится к принудительному установлению цена на уровне ниже рыночной.
Мотивы вмешательства:
- ограниченный
доступ к ресурсам или
- неравенство
в доходах (очень большой
Государственное вмешательство не решает ни социальных, ни экономических проблем общества. Последствия этого шага обнаруживаются в товарном дефиците, что приводит к сокращению производства на отдельных предприятиях, возникновению теневой экономики, социальной напряженности.
Государственное влияние проявляется как в прямом установлении фиксированных цен на товары и услуги, так и косвенно через акцизы и субсидии, означает снижение цен в форме социальных доплат производителю или потребителю. Применяется также налог на добавленную стоимость, который входя в цену формирует и изменяет ее.
Сущность,виды конкуренции и социально-
Конкуренция (лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) по масштабам развития;
б) по своему характеру
в)по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
индивидуальной
(один участник рынка стремится занять
«свое место под солнцем» —
выбрать наилучшие условия
1.местной (ведется
среди товаровладельцев какой-
2.отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
3. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
4.национальной
(состязание отечественных
5.глобальной (борьба
предприятий, хозяйственных
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит" свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция,
естественно, соответствует периоду
классического капитализма. В более
полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь
в XIX в. Свободное соперничество в современных
условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых
странах такое явление можно обнаружить,
например, на рынке ценных бумаг и на поприще
рыночного состязания фермеров.
Признаки свободного рынка (совершенная конкуренция)
Совершенная (чистая) конкуренция – состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю рынка и не может диктовать условия продажи или покупки товаров.
Информация о работе Сущность и содержание понятия «экономика»