Сущность и содержание понятия «экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, лекция

Краткое описание

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 652.00 Кб (Скачать файл)

1. Измерительная  функция - измеряются относительные  ценности ресурсов и товаров,  результаты коммерческой деятельности фирмы.

2. Регулирующая  функция – проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров  и услуг между экономическими  субъектами.

3. Стимулирующая  функция – проявляется в увеличении  объема производства и увеличении  объема потребления. При увеличении  объема потребления цена  растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.

4. Ориентирующая  функция – выражается в том,  что отражает изменения спроса  на те или иные товары в  связи с изменением потребности  и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.

Существует множество  видов цен. Это обусловлено особенностями  отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки результатов  сделок и затрат используют различные виды цен.

I. По характеру  обслуживания оборота цены: 

- оптовые цены - считается цена, по которой предприятия  реализуют произведенную продукцию  другим предприятиям, сбытовым организациям  и обычно реализуется оптом  или крупными партиями

- Розничные цены  – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС.

II. В зависимости  от государственного воздействия  и регулирования и степени  конкуренции на рынке: 

- Свободные цены  – это цены, устанавливаемые производителями  продукции и услуг на основе  спроса и предложения на данном рынке.

- Регулируемые  цены – это цены, устанавливаемые  соответственными органами управления  РФ или органами местного самоуправления.

Ш. По способу  установления фиксации:

- Твердые цены  – это постоянные цены, которые  устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту.

- Подвижная цена  – это цена, которая фиксирована  в момент заключения договора, но может быть пересмотрена  в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу.

- Скользящая  цена – цена, исчисляемая в  момент исполнения договора путем  пересмотра первоначальной договорной  цены с учетом изменения в  издержках производства за период  времени, необходимый для изготовления  этой продукции.

IV. Цены различаются  по способу получения информации.

- Публикуемые  цены – это цены, которые сообщаются  из специальных источников информации.

- Расчетные цены  применяются в договорах или  контрактах на нестандартное  оборудование, которое производится по индивидуальным заказам.

V. В зависимости  от вида рынка:

- Цены товарных аукционов  – это цена публичной продажи  по максимально предложенному  уровню на предварительно осмотренную  покупателем партию товаров. 

- Биржевые котировки –  это цена реальных контрактов, которые заключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах.

- Цена торгов – это  цены особой формы специализированной  торговли, которая основана на  выдачу заказов на поставку  товаров или получение подрядов  по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

VI.В зависимости от временного  фактора: 

- Постоянные цены –  цена, срок действия, которой заранее  не определен.

- Сезонная цена – срок  действия, которой определен каким-то  определенным временем.

- Ступенчатая цена –  ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени.

VII. Внутрифирменные цены.

- трансфертные цены –  это цены, применяемые внутри  фирмы при реализации продукции  между подразделениями данного  предприятия

VIII.По условиям  поставки и продажи:

- Цена нетто  – цена на месте купли-продажи. 

- Цена брутто - определяется с учетом условий  купли-продажи, но учитывается  наличие и уровень скидок вид-франко  и условий страховки. 
Виды рыночного равновесия. Функции рыночного механизма.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой  нет тенденции к изменению  рыночной цены или объема продаваемых  благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем  спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной  цены, образуется дефицит (иногда его  называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные  уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения  превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис.

Выделяют  четыре варианта влияния сдвигов  кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

Увеличение  спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

Уменьшение  спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

Увеличение  предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

Уменьшение  предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Дефицит и излишки  являются не желательными на рынке. К  негативным последствиям дефицита относятся: невозможность полного удовлетворения потребностей, появление <черного> рынка, появление очередей в магазинах, карточная систем распределения товаров и услуг. Появление товарных излишков приводят к убыткам производителей, дополнительных расходов государственного бюджета на возмещение убытков производителей, невозможность полного удовлетворения потребностей. Эти нежелательные явления также могут быть спровоцированы действиями правительства в процессе прямого регулирования цен.

Функции Рынка

Исходное звено  общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.

В свою очередь, рынок оказывает обратное явление  на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.

1. рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

2. рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей.

3. важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, то, что тебе нужно…” . Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.  

 

Влияние государства на механизм рыночного  ценообразования

Контроль государства  над ценами – вмешательство государства  в ценовую политику нарушает механизм рыночного ценообразования, при этом нарушается закон спроса и предложения. Такие вмешательства могут блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами может разрушить рыночную систему. Государственное вмешательство сводится к принудительному установлению цена на уровне ниже рыночной.

Мотивы вмешательства:

- ограниченный  доступ к ресурсам или потребительским  благам;

- неравенство  в доходах (очень большой разрыв  между нижней и высшей планкой).

Государственное вмешательство не решает ни социальных, ни экономических проблем общества. Последствия этого шага обнаруживаются в товарном дефиците, что приводит к сокращению производства на отдельных предприятиях, возникновению теневой экономики, социальной напряженности.

Государственное влияние проявляется как в прямом установлении фиксированных цен на товары и  услуги, так и косвенно через акцизы и субсидии, означает снижение цен в форме социальных доплат производителю или потребителю. Применяется также налог на добавленную стоимость, который входя в цену формирует и изменяет ее.

 

Сущность,виды конкуренции и социально-экономические  последствия.

Конкуренция (лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

а) по масштабам  развития;

б) по своему характеру 

в)по методам  соперничества.

По  масштабам развития конкуренция  может быть:

индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» —  выбрать наилучшие условия купли-продажи  товаров и услуг);

1.местной (ведется  среди товаровладельцев какой-то  территорий);

2.отраслевой (в  одной из отраслей рынка идет  борьба за получение наибольшего дохода);

3. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

4.национальной (состязание отечественных товаровладельцев  внутри данной страны);

5.глобальной (борьба  предприятий, хозяйственных объединений  и государств разных стран  на мировом рынке).

По  характеру развития конкуренция  подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По  методам ведения рыночное соперничество  делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

 

Теперь подробнее  рассмотрим характер развития рыночного  противоборства.

Свободная конкуренция  означает, во-первых, что на рынке  имеется множество независимых  товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких  количествах. Во-вторых, никем и ничем  не ограничен доступ на рынок и  такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит" свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

 

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду  классического капитализма. В более  полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров. 

Признаки свободного рынка (совершенная конкуренция)

Совершенная (чистая) конкуренция – состояние рынка, на котором имеется большое число  покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю рынка и не может  диктовать условия продажи или покупки товаров.

Информация о работе Сущность и содержание понятия «экономика»