Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, лекция
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Основные характеристики совершенной конкуренции:
- на рынке
большое количество
- тождественная,
стандартизированная продукция,
- свободный доступ
к рынкам новых продавцов и
возможность такого же
- наличие полной и доступной информации об участниках обмена, о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
К совершенной (чистой) конкуренции относятся:
- внутриотраслевая
конкуренция – между
- межотраслевая
конкуренция – между
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным делом. В России функционирует Антимонопольный комитет, призванный обеспечить соблюдение правил игры на свободном рынке.
Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – складывается на рынке, с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии предлагаемых товаров, продаваемых по разным ценам. Для подавления конкуренции со сторон других фирм используются демпинговые цены, входные барьеры на рынок каких-либо товаров; ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам; распространение ложных сведений о качестве товара и т.д.
Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительна.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
- относительно
большое число некрупных (
- эти фирмы
производят разнообразную
- сохраняются
возможности относительно
Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Олигополия.
Олигополия – это рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары. Доступ для других фирм на данный рынок затруднен.
Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену. Контроль над ценами частичный.
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимосвязь фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
При олигополии конкуренция носит неценовой характер, при котором покупатели привлекаются за счет улучшения качества и надежности товара. При этой структуре наблюдается известная стабилизация цен – это связано взаимосвязью и взаимодействием фирм – олигополистов. Существует:
- тайная олигополия
- это фирмы, которые могут
- доминирующая олигополия – это у крупных фирм, контролирует 60-80% объема реализации, уступив другую часть рынка конкурентам.
Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Монополия. Виды монополий.
Чистая монополия – это положение рынке, характеризуемое наличием одного продавца данного товара или услугу. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во первых, под монополией понимают крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Итак, монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
- наличие единственного продавца-производителя;
- отсутствие товарной дифференциации, товаров-заменителей;
- осуществление продавцом практически полного контроля над ценами.
Наличие единственного месторождения полезных ископаемых или иного экономического ресурса приводит к возникновению сырьевой монополии.
Государственное регулирование спроса на некоторые товары и услуги (оружие, наркотики, алкоголь, табак и др.) порождают административную монополию.
При нецелесообразности для общества конкуренции, когда производство продукции, услуг силами одной фирмы обходится дешевле, чем нескольких (например, деятельность коммунальных служб по обеспечению населения водопроводом, газоснабжением, освещением и т.д.) – естественная монополия.
Важным признаком
любой монополии является наличие
сверхдохода в форме
Потребительское поведение: сущность и характерные черты.
В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Делая выбор, потребители определяют ценность вещей для себя посредством определения их полезности.
Полезность – это способность вещи удовлетворять человеческую потребность. Она имеет свойство насыщаться, удовлетворяться по мере потребления, поэтому вместе с полезностью уменьшается и ценность вещи.
Полезность может быть как общей, так и предельной.
Общая полезность – это совокупная полезность всех потребленных единиц блага.
Предельная полезность – это добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей единицей потребляемого блага.
По мере роста потребления общая полезность растет, а предельная снижается, причем стремится к 0 – до полного насыщения.
Ценность товара на рынке для покупателя – понятие субъективное, так как основано на его личных вкусах и предпочтениях, однако потребительский выбор всегда зависит от следующих факторов:
- ограниченного запаса благ, которым располагает общество;
- уровня насыщения потребности к моменту выбора;
- стремления людей получить от потребления максимальную пользу.
Несовершенства рыночной системы и функции государства. Антимонопольная политика государства.
Антимонопольная политика государства – одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер, направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.
Основные задачи антимонопольного законодательства:
- обеспечение
благоприятных условий и
- снятие всех
преград на пути активизации
конкуренции на правовой
- определение
правового режима
- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;
- создание условий
для развития национального
Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Конкурентная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа является составной частью общей экономической программы правительства, которая должна отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и учитывать тенденции развития внутренней и внешней экономики, социальную и экономическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действительность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.
Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.
Типы и модели экономические систем:
Традиционная экономическая система
Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.
Административно-командная система (централизованная,плановая, коммунистическая).Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Модели: Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.
Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.
Информация о работе Сущность и содержание понятия «экономика»