Сущность и функции рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ рынка ценных бумаг в современной России.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы рынка ценных бумаг;
изучить сущность, структуру и функции рынка ценных бумаг;
проанализировать современное состояние рынка ценных бумаг в России;
разработать меры по совершенствованию рынка ценных бумаг в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_makroekonomike 5.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Рис.11. Динамика объемов вторичных торгов корпоративными облигациями на Московской бирже (млрд. руб.)

В первом полугодии 2013 г. сохранившиеся опасения в отношении глобальной экономики и снижение аппетита инвесторов к риску способствовали сокращению вложений иностранных инвесторов в российские корпоративные облигации.

В рассматриваемый период на рынке корпоративных облигаций в структуре сделок нерезидентов на вторичных биржевых торгах преобладали операции по продаже ценных бумаг (рис. 12). За первое полугодие 2013 г. чистый отток иностранного капитала со вторичного рынка корпоративных облигаций Московской Биржи составил 3,9 млрд. долл. США (3,2 млрд. долл. США в целом за 2012 г.).

Рис. 12. Характеристики операций нерезидентов с корпоративными облигациями на вторичных торгах Московской биржи

Доля операций нерезидентов в обороте вторичных торгов корпоративными облигациями на Московской Бирже в январе-июне 2013 г. варьировалась от 11,8 до 15,5%.

В анализируемый период доходность наиболее ликвидных корпоративных облигаций изменялась в рамках узкого горизонтального коридора (рис.13). При этом выделяются три временных интервала с различным характером динамики доходности.

 

Рис. 13. Динамика доходности и дюрации государственных и корпоративных облигаций

Наиболее крупным отраслевым сегментом вторичного рынка рублевых корпоративных облигаций оставался сегмент облигаций кредитных организаций и финансовых компаний, что соответствует отраслевой структуре портфеля корпоративных облигаций, обращающихся на внутреннем рынке. Доля этих инструментов составила 48,2% от общего объема вторичных биржевых торгов корпоративными облигациями на Московской Бирже (рис. 14).

Рис. 14. Структура вторичных торгов корпоративными облигациями  на Московской бирже по видам экономической деятельности эмитентов

 

В первом полугодии 2013 г. среди инструментов эмитентов нефинансового сектора наибольший удельный вес в структуре вторичных торгов на Московской Бирже принадлежал облигациям компаний железнодорожного транспорта, металлургии, электроэнергетического сектора, телекоммуникаций и связи, нефтегазового сектора12.

Таким образом, в первом полугодии 2013 г. российский рынок корпоративных облигаций сохранял устойчивость к негативным внешним и внутренним шокам. Котировки российских корпоративных облигаций продемонстрировали рост, несмотря на значительное снижение котировок рисковых активов стран с развивающимися рынками. В анализируемый период из-за сохранения высоких внешних рисков, связанных, прежде всего, с замедлением экономической активности в мире и продолжением долгового кризиса в еврозоне, российские инвесторы придерживались консервативных стратегий, предпочитая осуществлять сделки с менее рискованными ценными бумагами, тем самым способствуя росту оборотов торгов первичного и вторичного рынков корпоративных облигаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЫНКА  ЦЕННЫХ БУМАГ

 

3.1 Проблемы рынка ценных  бумаг в России

 

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Ситуация на российских площадках оставляет желать лучшего.

Несмотря на то, что рынок ценных бумаг существует в Российской Федерации около 20 лет, до сих пор многие законодательные акты не позволяют четко определить порядок проведения многих сделок, а также особенности налогообложения при покупке или продаже определенных видов ценных бумаг.

Начнем обзор рынка ценных бумаг России и разберем главные моменты его развития. Первое - политические причины, воздействующие на рынок ценных бумаг. В течение долгого времени политическая ситуация в России была и есть мягко говоря нестабильной. А это, следовательно, есть одним из основных параметров оценки инвесторами российского рынка ценных бумаг. То есть, происходит утечка огромных финансовых активов за рубеж, ведь отсутствуют любые гарантии. Следующее - привлечение финансовых активов в региональные подразделы фондового рынка. Первоначально российский рынок акций получил территориальную раздробленность. Это обусловлено огромной площадью самой страны, а также неравномерностью экономического развития отдельно взятых регионов. Следовательно, эти отдельно взятые регионы еще не могут стать активными механизмами для привлечения вкладов. А это в свою очередь свидетельствует о неразвитости рынка акций как единого целого. Третье - активное вмешательство страны в состояние на фондовом рынке Российской Федерации. Это должно проявляться в реализации плана действий для восстановления рынка ценных бумаг, создании его функциональной модели, и принятии определенных законов и т.д. Также одним важным пунктом, который может обеспечить государство есть система защиты инвесторов от потерь. Четвертое - зависимость от западных вкладчиков. Они оценивают российский рынок ценных акций в большей степени как спекулятивный, то есть не делают долгосрочные вложения. А это приводит к недооцененности акций предприятий. Пятое - низкий уровень либо отсутствие инструментов для торговли на рынке акций (новые способы торговли, инфраструктура и т.д.). 

Для совершенствования рынка ценных бумаг в Российской Федерации была разработана стратегия развития финансового рынка, благодаря которой рынок ценных бумаг в нашей стране станет более цивилизованным и доступным как для мелких, так и для крупных инвесторов.

После многочисленных остановок торгов во время кризиса инвесторы и эмитенты потянулись в Лондон, где играют по прозрачным и понятным всем правилам. Причем размещаться на крупнейших площадках хотят не, только русские компании. В Великобритании доля иностранных ценных бумаг составляет 10,5%, в Германии - 13,7%, в Швейцарии - 26,4%, а на самой крупной, Нью-Йоркской, бирже - 19,8%.

В России иностранные бумаги не торгуются, и экспертов это не удивляет, поскольку российское законодательство не стимулирует развитие финансовых рынков, 80% текста законов посвящено описанию бюрократических процедур, необходимых для появления иностранного эмитента на российской бирже. Большая часть процедур требует получения разрешения или согласования с регулятором. Такое ощущение, что чиновники уверены: если дать волю бирже, то брокерские компании тут же наводнят страну необеспеченными ценными бумагами ненадежных или вообще мошеннических эмитентов.

Размещение иностранных ценных бумаг на российских биржах поспособствует превращению Москвы в мировой финансовый центр, но пока что даже российские компании предпочитают размещаться за рубежом.

Сейчас «иностранцы» могут проникнуть на российский рынок двумя путями. Если бумаги еще не прошли листинг за рубежом, добро на их запуск в России дает ФСФР. Если же у иностранных ценных бумаг хорошая репутация, то есть они активно котируются на признанных мировых площадках, запустить торги российские биржи смогут самостоятельно. Правда, пока только в теории. Допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок - это своего рода консервный нож, который позволяет вскрыть банку под названием «российский финансовый рынок. Пока что иностранный «нож» не смог справиться с российской «жестянкой». Даже списка фондовых площадок, которые признаются в России, еще нет.

Еще бумага должна получить международные коды идентификации ценных бумаг и классификации финансовых инструментов. Они нужны для того, чтобы распознать страну происхождения эмитента и получить информацию о выпуске.

На сегодняшний день пока не внесены изменения в Стандарты эмиссии ценных бумаг, Положение о раскрытии информации и Положение об организаторах торговли, в связи с этим необходимо внести изменения, затрагивающие вопросы прямого допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок.

Впрочем, дело не только в том, что Россия опоздала с принятием нормативов. В проблему превращается, например, открытие российскими депозитариями счетов у своих иностранных коллег. Для многих крупных депозитариев, хранящих и учитывающих иностранные ценные бумаги, многие наши участники финансового рынка непонятны, непрозрачны, не воспринимаются адекватно и не воспринимаются тем институтом, с которым можно вести какие-то отношения, открывать счета.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее крупными проблемами рынка ценных бумаг в России являются отсутствие систематизации правовой базы, официальных справочников и баз данных юридических материалов по ценным бумагам. В целом российские нормативные акты, не имеющие необходимой детализации и иногда противоречивые, несут на себе отпечаток не разделения полномочий между различными государственными органами. Значительно лучше разработаны правила, а не меры ответственности, не развита система санкций за нарушения. Около половины нормативных актов связаны с государственными ценными бумагами и приватизацией, а регулирование общего обращения ценных бумаг не охватывает важные области функционирования рынка.

3.2 Меры по совершенствованию  рынка ценных бумаг в России

 

Совершенствование рынка ценных бумаг является одной из важнейших задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации и Федеральной службой  по финансовым рынкам. По мнению многих специалистов, совершенствование рынка ценных бумаг должно дать серьезный толчок для ускорения экономического развития нашей страны.

Для совершенствования рынка ценных бумаг можно предложить ряд мер.

Необходимо снять излишние административные барьеры для размещения ценных бумаг российскими компаниями на отечественных площадках, с целью формирования мирового финансового центра. Необходимо что бы данные нормы распространялись и на кредитные организации, для того чтобы они могли повышать свою капитализацию и укреплять долгосрочную ресурсную базу.

Необходимо внести уточнения в регулирование процедур эмиссии биржевых облигаций (в настоящее время развитие этого инструмента отчасти сдерживается тем, что круг лиц, имеющих право осуществлять эмиссию таких ценных бумаг, ограничен. Следует предоставить право выпускать биржевые облигации и тем эмитентам, чьи облигации уже включены в котировальный список фондовой биржи).

Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, сократить объем информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, с учетом того, что такие эмитенты раскрывают информацию ежеквартально (При этом предполагается, что контроль за размещением ценных бумаг будет осуществляться профессиональными участниками, оказывающими услуги по размещению, или биржами).

Решить существующие проблемы процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ходе реорганизации акционерных обществ (в настоящее время государственная регистрация выпусков ценных бумаг, размещенных при реорганизации, осуществляется после уже состоявшейся реорганизации и размещения ценных бумаг, в результате чего регистрирующий орган лишен возможности предотвратить нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии, главным образом, нарушения прав инвесторов).

Необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов (в настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует).

Представляется необходимым создать возможность для появления организованного рынка ценных бумаг для квалифицированных инвесторов (для этого потребуется снять существующие ограничения для допуска бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, к обращению на организованном рынке). Кроме того, обращение таких бумаг может быть локализовано на «отдельных» площадках, допуск к которым смогут получить только квалифицированные инвесторы.

Необходимо принять изменения и дополнения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на формирование системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг (управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов), закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, участие саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

Рынок ценных бумаг в России сегодня характеризуется небольшими объемами, низкой ликвидностью, неразвитостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фондовой политики. Тормозит развитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная система налогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг. 

Таким образом, основными положениями, которые описаны в программе развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, являются: формирование благоприятной налоговой среды для инвесторов, защита интересов частных и корпоративных инвесторов, развитие и  совершенствование управления на рынке ценных бумаг, развитие различных видов коллективных инвестиций, а также совершенствование системы государственного регулирования финансового рынка. 

Кроме того, одной из основных задач по совершенствованию рынка ценных бумаг является создание положительного имиджа в глазах иностранных инвесторов, многие из которых опасаются вкладывать свои денежные средства в экономику нашей страны. 

Развитие информационных технологий также оказывает значительное влияние на совершенствование рынка ценных бумаг, в настоящее время ведущие российские разработчики занимаются создание программного обеспечения, которое позволит упростить и обезопасить сделки на рынке ценных бумаг. 

Информация о работе Сущность и функции рынка ценных бумаг