Сущность и характерные черты ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

На данный момент транснациональные компании (ТНК) играют ведущую роль в глобализирующейся экономике. Значимость ТНК для мировой экономики возрастает с каждым годом. Данные корпорации представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. Процесс появления транснациональных корпораций и усиления их влияния называется транснационализацией.

Содержание

Введение
3
Сущность и характерные черты ТНК
6
Эволюция развития транснациональных корпораций
6
Состав и функции ТНК
12
Классификация ТНК и правовые аспекты деятельности
18
Организация и практика ТНК в России
28
Деятельность российских ТНК
28
Деятельность зарубежных ТНК в России
30
Заключение
41
Список использованных источников
43

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_mezhdunarodny_biznes.docx

— 88.97 Кб (Скачать файл)

      В качестве другого примера инвестиционного сотрудничества можно назвать проекты по разработке нефтяных и газовых месторождений, в реализации которых участвуют крупнейшие нефтяные компании мира. В России действует такая крупная американская корпорация, как «Эксон Мобайл». Эта корпорация участвует в реализации проекта «Сахалин-1». В январе 2011 г. «Эксон Мобайл» подписала с российской компанией «Роснефть» соглашение о совместном освоении углеводородных запасов на шельфе Черного моря. Ожидается, что доля российской компании в совместном предприятии будет 66,7%, американской – 33,3%. «Роснефть» также заключила с компанией «Эксон Мобайл» соглашение о стратегическом партнерстве в освоении нефтегазовых месторождений Арктики. Объем инвестиций в эти проекты составляет сотни миллиардов долларов. Россияне, в свою очередь, получат возможность войти в проекты «Эксон Мобайл», в том числе в Мексиканском заливе и Техасе. Кроме этого, соглашение предусматривает организацию совместного Арктического центра исследований в Санкт-Петербурге.

      Активно работает на российском рынке британская корпорация «Бритиш Петролеум» (ВР). BP реализует геолого-разведочный проект на шельфе о. Сахалин совместно с компанией «Роснефть».

      Нидерландско-британская нефтегазовая компания «Роял Датч Шелл» является одним из крупнейших иностранных инвесторов в России по объему вложений. Компания участвует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2») совместно с ОАО «Газпром» и японскими «Мицуи» и «Мицубиси» и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50%-ная доля в «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» – совместном предприятии с компанией «Сибирь Энерджи»). Также компания планирует принять участие в разработке шельфовых нефтегазовых проектов совместно с российской корпорацией «Газпром». Компания «Роял Датч Шелл» владеет в России сетью АЗС (по состоянию на июль 2010 г. – 70 станций). В августе 2009 г. в Торжке (Тверская область) начато строительство завода смазочных материалов «Шелл» стоимостью 100 млн долл. Сегодня в аэропорту Домодедово «Шеллл» заправляет топливом свыше 30 авиакомпаний.

       Французская нефтегазовая компания «Тотал» – четвертая по объему добычи в мире после «Роял Датч Шелл», BP и «Эксон Мобайл» – на территории России участвует в реализации четырех крупных проектов:

– разработка Харьягинского месторождения (Ненецкий АО);

– освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения (шельф Баренцева море);

– разработка Термокарстового месторождения (Ямало-Ненецкий АО);

– разработка Хвалынского месторождения (шельф Каспийского моря).

        Большое количество инвестиционных проектов с привлечением ПИИ реализуется в автомобильной промышленности России. На российском рынке французская корпорация «Рено» представлена компанией «Автофрамос». ОАО «Автофрамос» – российская автомобилестроительная компания, совместное предприятие компании «Рено» и правительства Москвы, основанное в 1998 г. «Рено» в России – это более 500 тыс. автомобилей, произведенных на московском заводе с 2005 г. Число сотрудников завода составляет более 5 тыс. человек. Завод получает от правительства Москвы различные субсидии и налоговые льготы. Финансовая поддержка идет на надбавки молодым специалистам. Открыв в 2005 г. в Москве свой завод, компания «Рено» продолжает завоевывать российский рынок. В феврале 2008 г. «Рено» приобрела блокирующий пакет акций ОАО «АвтоВАЗ» (25%) и в 2009 г. подписала долгосрочный контракт с российским автогигантом. Согласно новому контракту, компания «Рено» вложит 240 млн евро в развитие и модернизацию АвтоВАЗа [11]. Ожидается, что «Рено» поможет реформировать российского автопроизводителя.

        Для компании «Тойота» российский автомобильный рынок является одним из наиболее приоритетных рынков. Крупнейшая японская корпорация построила автомобильный завод в Шушарах под Санкт-Петербургом. В настоящее время производственная мощность предприятия составляет 20 тыс. автомобилей «Tойота Камри» в год, однако компания планирует довести этот уровень до 50 тыс. Объем инвестиций в проект расценивается на уровне около 150 млн долл. По состоянию на апрель 2012 г. штат работников завода составляет 1 тыс. 450 человек. В феврале 2012 г. было объявлено, что «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» вложит в расширение производства в Санкт-Петербурге 2,7 млрд руб. Это решение было принято с целью дальнейшего развития уровня локализации производства в России и с учетом ожидаемого устойчивого роста российского рынка [7].

         Российская дочерняя компания «Форда» (ЗАО «Форд Мотор Компани») владеет автомобильным заводом в Ленинградской области (г. Всеволжск). Завод был официально открыт 9 июля 2002 г. и стал одним из первых автосборочных предприятий зарубежной марки в России. Объем инвестиций оценивается в 330 млн долл. [9]. В феврале 2011 г. было объявлено о создании совместного автомобилестроительного предприятия «Форд» и российского автопроизводителя «Соллерс» – «Форд Соллерс».

          Интерес к автомобильной промышленности проявляет южнокорейская компания «Хюндай Мотор Компани» – крупнейший автопроизводитель в стране и четвертый – в мире. «Хюндай Мотор Компани» считает Россию одним из ключевых рынков для своего настоящего и будущего развития бизнеса. В июне 2008 г. компания начала строительство завода в Санкт-Петербурге, в промзоне Каменка. Завод компании «Хюндай Мотор» стал первым производством полного цикла среди иностранных автопроизводителей на территории России. Объем инвестиций оценивается в 500 млн долл. На заводе создано около 2 тыс. рабочих мест. Проектная мощность предприятия составляет 100 тыс. легковых автомобилей в год. По состоянию на 2011 г. на предприятии осуществлялось производство автомобиля «Хюндай Солярис», разработанного специально для российского рынка. Вместе с автозаводом в Петербурге был запущен завод по производству автокомплектующих «Хюндай Мобис», а позднее, в декабре 2010 г., – еще семь предприятий, традиционных поставщиков комплектующих «Хюндай». Завод «Хюндай Мотор» в СанктПетербурге – это предприятие полного цикла: от штамповки до сборочного производства. Это означает, что в Россию будут переноситься новейшие технологии, будут создаваться новые высокотехнологичные, престижные и хорошо оплачиваемые рабочие места [5].

         Большой интерес к автомобильной промышленности проявляет французская компания «Пежо Ситроен», которая в мае 2008 г. договорилась с японской компанией «Мицубиси Моторс» о совместном строительстве в Калуге автозавода мощностью 160 тыс. автомобилей в год. Немецкая компания «Фольксваген» в 2006 г. подписала инвестиционное соглашение с администрацией Калужской области и Минэкономразвития России о строительстве автомобильного завода в технопарке Грабцево. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,042 млрд евро. В 2007 г. запущено производство по сборке автомобилей.

        Японская компания «Ниссан» построила завод полного цикла с объемом инвестиций в 200 млн долл. и мощностью до 50 тыс. автомобилей в промзоне Каменка, под Санкт-Петербургом. Штат сотрудников завода составляет 750 человек.

       Присутствие на российском рынке иностранных сборочных автомобильных заводов способствует уменьшению импорта данной продукции и побуждает национальные компании совершенствовать свою ценовую и производственную политику, для того чтобы улучшить свои конкурентные позиции. В то же время западные автомобильные корпорации находятся в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке и при благоприятных условиях будут увеличивать свое присутствие на российском рынке.

          Иностранные компании активно действуют и на рынке табачных изделий. Крупнейшая международная табачная корпорация «Филип Моррис Интернэшнл» в России владеет тремя аффилированными компаниями: двумя фабриками – «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области и «Филип Моррис Кубань» в Краснодаре, а также ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», занимающиеся маркетингом и продажами, с филиалами в более чем 100 городах страны. В современных корпусах обеих фабрик установлено высокотехнологичное оборудование. Здесь используются новейшие разработки в области выпуска табачных изделий. Большинство производственных и складских систем автоматизированы, что позволяет наиболее эффективным образом организовать процесс производства, обеспечить контроль качества продукции и возможность внедрения новых технологий.

         Анализируя все вышеизложенное, деятельность транснациональных корпораций в России нельзя оценить однозначно. С одной стороны, они приносят в российскую экономику новые технологии и современные методы управления, открывают новые рынки, ранее недоступные в силу невысокой конкурентоспособности отечественной продукции, содействуют созданию новых рабочих мест, увеличению доходов населения, задействованного в международных компаниях и компаниях местных субпоставщиков, улучшению поставок на внутренний рынок, расширению притока капитала и экспорта. Иностранные инвестиции поступают в нашу страну в виде новых технологий, разработок, современного оборудования, которые отличаются от отечественного более высоким качеством и производительностью и поэтому нередко оказывают на развитие национальной экономики значительное влияние. Кроме того, иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Положительные результаты иностранного инвестирования прослеживаются и в других направлениях: иностранный капитал заставляет «подтянуться» до мировых стандартов национальных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, а также местных производителей, пытающихся выдержать конкуренцию иностранных компаний, способствует расширению объема и ассортимента продукции в России и в конечном счете удешевлению ее стоимости.

        С другой стороны, деятельность иностранных ТНК в нашей стране нередко приводит к негативным последствиям: разорению не выдержавших конкуренцию отечественных производителей и поставщиков, вытеснению национальных инвесторов, ухудшению торгового баланса, нарушению экологических стандартов и др.

Стимулируя прямое иностранное инвестирование на приоритетных направлениях и ограничивая его деятельность в отраслях, имеющих стратегическое значение, можно минимизировать отрицательные последствия ПИИ, сохранить высокий уровень экономической безопасности, что в конечном итоге окажет положительное воздействие на различные аспекты социально-экономического развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В настоящее время в России создались благоприятные условия для формирования ТНК мирового уровня в ряде отраслей, среди основных предпосылок:

- завершение процесса приватизации в России и построение национальных корпоративных структур, соответствующих мировой практике;

 - государственный курс на формирование компаний – «национальных чемпионов»;

- благоприятная мировая конъюнктура, позволившая компаниям накопить ресурсы для дальнейшего расширения;

- исчерпание условий для экстенсивного развития в ряде отраслей на внутреннем рынке страны.

         По показателям рыночной стоимости, годового оборота и чистой прибыли крупнейшие компании нефтегазового сектора («Газпром», «Лукойл»), металлургического (ГМК «Норильский никель», «Русал», «Северсталь», «Евраз»), телекоммуникационного («Вымпелком», МТС) заняли заметные места в рейтингах ведущих мировых компаний. Вследствие роста покупок зарубежных активов национальными компаниями за последние пять лет в России статистикой регистрируется увеличение официальных ПЗИ. Такая ситуация резко отличается от прежнего положения дел.

        В дальнейшем можно ожидать благоприятного воздействия доходов от ПЗИ на платежный баланс России, получения российскими компаниями производственного и технологического опыта от своих зарубежных подразделений, увеличения торговых трансграничных потоков между филиалами. Вместе с тем процесс глобальной экспансии российских компаний сталкивается и с рядом трудностей. Следует отметить такие проблемы, как:

- недостаток ресурсов в борьбе за зарубежные активы с конкурентами;

- высокая стоимость перспективных приобретений;

- проблемы с интеграцией купленных активов из-за нехватки управленческого опыта;

- недостаточная государственная поддержка российских компаний на мировом рынке.

       Что же касается проникновения иностранных ТНК на российский рынок, то можно сделать вывод, что проникновение иностранных транснациональных корпораций в Россию может быть выгодным не только самим ТНК, но и российской экономике, поскольку позволяет решить некоторые проблемы, такие как:

  • сокращение безработицы;

  • насыщение рынка товарами в результате развертывания конкуренции между транснациональными корпорациями на рынке нашей страны;

  • реконструкция действующих предприятий, увеличение налоговых поступлений;

  • создание новых рабочих мест;

  • продвижение российских товаров, технологий на внешний рынок;

  • содействие притоку капитала в регионы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

  • содействие развитию новых производств.

 

         

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

    1. Булатов А.С. Мировая экономика: - М., Экономистъ.
    2. Евсеева Ю.В. Инвестиционная деятельность иностранных ТНК в России // Экономический вестник. 2013. №5
    3. Промышленный вестник – info. 2012. № 3.
    4. Растущие возможности: исследование инвестиционной привлекательности России / «Эрнст энд Янг», 2011.
    5. Сенчук Н.И. Об иностранном секторе в российской экономике // Финансы и кредит. 2009. № 1.
    6.   Сумин А.В. Российские ТНК в мировой экономике // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях. 2011. №7
    7. Юзвович Л.И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).
    8. URL:http://agat64-hyundai.ru/news_offers/news1/hyundai_ motor_otkryl_pervyj_avtomobilnyj_zavod_polnogo_cikla_v_rossii1.
    9. URL: http://ria.ru/economy/20120330/610187566.html.
    10. URL: http://spb.rbc.ru/freenews/20120420120551.shtml.
    11. URL: http://www.batrussia.ru.
    12. URL: http://www.ford.ru.
    13. URL: http://www.gks.ru.
    14. URL: http://www.grandars.ru/
    15. URL: http://www.renault.ru.

Информация о работе Сущность и характерные черты ТНК