Сущность и этапы международной экономической интеграции (МЭИ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы ставится изучение теоретических аспектов международной экономической интеграции, а также оценка современного состояния международных экономических связей и их перспектив.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......... 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЦИИ
1.1. Сущность и этапы международной экономической интеграции (МЭИ)… 5
1.2. Условия и предпосылки экономической интеграции……………………... 14
1.3. Цели, задачи и эффекты МЭИ………………………………………………. 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2.1. Интеграционные процессы в Европе. ЕС…………………………………... 26
2.2. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)………... 36
2.3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере АСЕАН……………………………………………………………………………. 40
2.4. Проблемы и перспективы интеграционного развития на пространстве Содружества независимых государств (СНГ)...................................................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................... 54
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 56

Вложенные файлы: 1 файл

0180325_FC3C2_kursovaya_rabota_mezhdunarodnaya_ekonomicheskaya_integraciya.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Цели, задачи и эффекты  МЭИ

 

Большинство интеграционных объединений, возникающих в современной  международной экономике, открыто формулирует цели своего создания. Они находят отражение в соглашениях, декларациях, резолюциях, провозглашаемых интегрирующимися государствами. Например, в соглашении Г-3 (1994 г.) одной из целей было объявлено «обеспечить предсказуемые коммерческие условия для производительной деятельности инвестиций» [12, с. 27]; в Декларации АСЕАН 1967 г. – «создать прочную основу для деятельности по развитию регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии в духе равенства и партнерства и, таким образом, содействовать миру, прогрессу и процветанию региона» [12, с. 28].

Интегрирующиеся страны главной целью имеют повышение  эффективности национальных экономик. Среди других целей, способствующих, в конечном счете, достижению главной, выделяют следующие.

  • Расширение экономического пространства, в пределах которого действуют хозяйствующие субъекты. Между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая побуждает их к активным поискам более совершенных технических средств и новых технологий, повышающим эффективность производства.
  • Создание более стабильной и предсказуемой обстановки для взаимной торговли. С этой целью тесно связана следующая.
  • Рост зарубежных инвестиционных вложений. Расширение емкости рынков увеличивает инвестиционную привлекательность стран группировки за счет объединения рынков, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве. Чем шире охват интеграции и глубже либерализация в сферах производства услуг, тем динамичнее движение капитала.
  • Интеграционные блоки не только расширяют и улучшают взаимную торговлю их участников, но и укрепляет их согласованную позицию в рамках международных переговоров. Выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики, чем выступления представителей отдельных стран.
  • Формирование благоприятной внешнеполитической среды для участников интеграционных объединений также является одной из задач, а также эффектов интеграции. Поэтому одной из важнейших задач всех существующих ныне интеграционных блоков является усиление сотрудничества их не только в экономической, но и в политической, военной, культурной и других неэкономических сферах.
  • Содействие структурной перестройке экономики. Более развитые страны, подключая к процессам интеграции своих соседей, конечно, заинтересованы в ускорении рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков. Кроме того, часто страны, создающие рыночную экономики или осуществляющие глубокие экономические реформы, рассматривают интеграцию как средство приобретения рыночного опыта, новых технологий и знаний у более развитых партнеров.
  • Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Интеграция нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения получили распространение в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары.
  • Использование преимуществ «экономики масштаба» [2, с. 363]. Эта цель возникает уже после достижения большинства перечисленных целей, то есть после получение этих самых преимуществ: расширение размеров сбыта, ликвидация таможенных тарифов, внедрение новых технологий, сокращение трансакционных издержек и др.

Итак, многочисленные интеграционные объединения, существующие в современном мире, ставят перед собой в принципе схожие задачи, выполнение которых в принципе и является основой деятельности любого интеграционного объединения.

Становление теории экономических  союзов и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Джекоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания возникают два типа эффектов:

  • статические эффекты – экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
  • динамические эффекты – экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты  создания и отклонения торговли.

Эффект создания торговли основывается на том, что в результате создания таможенного союза может возникнуть такая ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведенные за рубежом. Если до создания ТС местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товар оказывается дешевле местного, и потребители стали покупать из-за рубежа. В результате возникает большой импортный поток, и ресурсы используются более эффективно.

Графическая интерпретация  эффекта создания торговли представлена на рис. 1.2.

Где  Q – количество товара, ед.;

P – цена, денежные единицы;

L – устранение тарифа;

K, M – создание торговли.

 

Рис. 1.2. Эффект создания торговли в  результате интеграции

Источник [2, с. 372]

До образования  таможенного союза. Допустим, что торговля осуществляется одним товаром и потенциально может развиваться между тремя странами – страной I и страной II, которые в будущем образуют таможенный союз, а также страной III, которая в этот союз не войдет и олицетворяет весь окружающий мир. Цена, по которой данный товар продается в стране I, составляет PI. В стране II, у которой существует импортный тариф t, цена на тот же товар составляет PII=PI+t. В стране III цена этого товара PIII. Под защитой таможенного тарифа t страна II производит и потребляет товар в точке E, при этом линия Sd представляет собой прямую внутреннего предложения, а линия Dd – прямую внутреннего спроса. Внутреннее потребление в стране II – Q0Q4 единиц покрывается за счет внутреннего производства в размере Q0Q2 единиц и импорта Q2Q4 единиц из страны I. Страна II не может импортировать товар из страны III, поскольку при добавлении тарифа t цена импорта из страны III становится выше цены импорта из страны I, то есть PIII+t>PI+t. Существование тарифа обеспечивает стране II эффект доходов, в результате обложения импорта пошлиной. Как известно, он исчисляется размером импорта страны под защитой тарифа, умноженным на размер таможенной пошлины, и графически представляется сегментом c. На рисунке 1.2 показано, что внутренняя цена товара в стране II составляет 9 ден. ед., внутреннее потребление – 60 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере 40 единиц и импорта в размере 20 единиц (60-40). Эффект доходов составляет

(Q4 −Q2) t=c

(60−40) 1=20 (ден. ед.).

После образования таможенного союза. Страны I и II решают образовать таможенный союз, в соответствии с условиями которого страна II ликвидирует тариф t на импорт товара из страны I. Страна III в таможенный союз не входит. После устранения таможенного тарифа цена, по которой страна II может импортировать товар из страны I, сокращается на размер тарифа до уровня PI. По этой цене внутреннее потребление товара в стране II составит Q0Q5 единиц, покрываемое за счет внутреннего производства в размере Q0Q1 единиц и импорта Q1Q5 единиц из страны I. Эффект дохода c исчезает, поскольку импортная пошлина больше не взимается. Чистый статический выигрыш страны II от создания таможенного союза ограничивается суммой эффекта защиты и эффекта потребления b+d, которые и являются эффектами прироста.

Эффект защиты b показывает рост доходов страны, возникающий в результате того, что импортируются более эффективные в производстве иностранные товары, которые замещают на внутреннем рынке менее эффективные в производстве местные товары. Рост доходов основан на том, что в результате отмены импортной пошлины Q1Q2 единиц товара стали получаться потребителями из-за рубежа по цене за единицу всего PI. Эффект потребления d показывает, как увеличивается потребление товара в результате падения его цены на внутреннем рынке страны II. Рост потребления основан на том, что в результате отмены импортной пошлины Q4Q5 единиц товара стали получаться потребителями из-за рубежа.

На рисунке 1.2 показано, что после  устранения таможенного тарифа цена импорта товара из страны I сокращается на размер тарифа t уровня 8 ден. ед. По этой цене внутреннее потребление товара в стране II составит 80 единиц. Чистый статический выигрыш страны II от создания таможенного союза ограничивается суммой эффекта защиты и эффекта потребления:

½ t (Q2−Q1)+ ½ t (Q5−Q4) = b+d

½ 1 (40−20)+ ½ 1 (80−60)=10+10=20 (ден. ед.).

Таким образом, в результате образования таможенного союза и отмены пошлин на импорт в страну II: увеличился импорт страны II на Q1Q2+ Q4Q5, то есть возник эффект создания торговли; в числовом выражении импорт возрос на 40 единиц (40−20)+(80−60) по сравнению с доинтеграционным периодом; потребители в стране II частично переключились с местного источника поставки товара па импортный; потребители в стране II увеличили масштабы потребления товара; произошло повышение общего уровня благосостояния страны, что свидетельствует о том, что создание таможенного союза является шагом по пути к свободной торговле, по крайней мере, между двумя странами. В результате возникновения таможенного союза, обеспечивающего эффект создания торговли, масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают, а благосостояние всех стран − как участвующих, так и не участвующих в интеграции − повышается.

Но в результате взаимного  устранения таможенных пошлин может  возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от нее общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно более низким цепам.

Графическая иллюстрация  эффекта отклонения торговли схожа  с иллюстрацией эффекта создания торговли и представлена на рисунке 1.3.

 

Где  Q – количество товара, ед.;

P – цена, денежные единицы;

L – устранение тарифа;

m – отклонение торговли.

 

Рис. 1.3. Эффект отклонения торговли в результате интеграции

Источник [2, с. 375]

 

До образования таможенного союза. Допустим, что торговля осуществляется одним товаром и потенциально может развиваться между тремя странами: страной I, страной II и страной III. Однако таможенный союз будет образован не между страной I и страной II, как было в предыдущем примере, а между странами II и III. Все прочие начальные условия те же, что в первом примере. Существование тарифа обеспечивает стране II эффект дохода (сумма сегментов c и c’).

После образования таможенного  союза. Страны II и III решают образовать таможенный союз, в соответствии с условиями которого страна II ликвидирует тариф t на импорт товара из страны III. Страна I в таможенный союз не входит. После устранения таможенного тарифа цена импорта из страны III сокращается не на размер тарифа t, как могло бы быть при интеграции со страной I, а только до уровня цены PIII, существующей в стране III. При импорте товара по этой цене его внутреннее потребление в стране II составит Q0Q5 единиц (внутреннее производства в Q0Q1 единиц и импорт Q1Q5 единиц из страны III).

Из-за создания таможенного  союза импорт страны II в размере Q2Q4 переориентировался (отклонился) с относительно более дешевого источника в стране I, которая осталась за пределами интеграции, на относительно более дорогой источник в стране III. Для страны II эффект дохода c+c’ исчезает, поскольку импортная пошлина больше не взимается. Из него c’ перераспределяется потребителям страны II через более низкие цены на товар, возникшие в результате образования таможенного союза, а сегмент c оказывается прямой потерей для страны II, представляя собой эффект отклонения торговли. Причиной потери является переориентация импорта страны II на относительно мене эффективный источник, что приводит к меньшему снижению цены импортируемого товара, чем могло бы произойти в результате устранения ею таможенной пошлины полностью.

Правда, параллельно возникает  и позитивный эффект создания торговли, поскольку размеры импорта все-таки увеличились – на Q1Q2+ Q4Q5. Чистый статический выигрыш страны II ограничивается суммой эффекта защиты и эффекта потребления b’+d’.

То, приводит ли эффект отклонения торговли к снижению благосостояния интегрирующихся стран, целиком  зависит от соотношения абсолютных размеров эффекта отклонения и эффекта  создания торговли. Если c>b’+d’, имеет место падение благосостояния. Если c<b’+d’, благосостояние растет.

Существующие расчеты  показывают, что в большинстве  случаев эффект отклонения торговли присутствует, но перекрывается эффектом создания торговли. Исходя из этого, можно  заключить, что в результате интеграция в целом ведет к росту благосостояния интегрирующейся страны, а, кроме того, поднимает мировые хозяйственные связи на более высокий уровень.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ИНТЕГРАЦИИ

 

2.1. Интеграционные процессы в Европе. ЕС

 

Наиболее развитой интеграционной группировкой в современном мире является Европейский союз, который, расширив свое членство с шести до двадцати семи, прошел все основные этапы интеграционного процесса.

Европейский союз (ЕС) образовался из трех интеграционных сообществ: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома, 1958 г.) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957 – 1958 гг.). Большим импульсом для европейской интеграции было подписание Римских договоров 25 марта 1957 г., в которых речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, слияния национальных экономик, создания общего рынка. Общая политика велась преимущественно в сельском хозяйстве. Вступившие в силу Римские договоры объединили ЕОУС, ЕЭС и Евратом. Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза представлено в таблице 1 приложения №2.

При анализе политики Европейского союза можно выделить три основополагающих направления (три опоры):

    • первая опора – Экономический и валютный союз (ЭВС);
    • вторая опора – Общая внешняя политика и политика безопасности.
    • третья опора – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Экономический и валютный союз. До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т.д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например, в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования.

Информация о работе Сущность и этапы международной экономической интеграции (МЭИ)