Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:49, контрольная работа
Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли,расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Введение 3
1 Сущность конкуренции. 5
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции. 9
Заключение 14
Библиографический список 15
Новосибирский государственный аграрный университет
Институт заочного образования и повышения квалификации
Экономический факультет
Контрольная работа.
Сущность конкуренции. Совершенная конкуренция.
Новосибирск 2011
Содержание
Введение
1 Сущность
конкуренции.
2. Механизм
функционирования совершенной
Заключение
Библиографический
список
Введение
Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли,расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители.
Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает
оздоровление экономики, не позволяя
действовать неэффективным
искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также
Подробнее рассмотреть совершенную конкуренцию.
1 Сущность конкуренции.
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между
товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта.
Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.
Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве
новые возможности;
2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8. Конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
a) При его производстве:
· производительность труда;
· уровень налогообложения;
· внедрение научно-технических разработок;
· размеры прибыли предприятия;
· величина оплаты труда.
б) При его потреблении:
· продажная цена товара;
· качество;
· новизна;
· послепродажное обслуживание;
· уровень предпродажной подготовки.
Говоря о конкуренции
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту
же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными
товарами, но разными по оформлению;
3. Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными
товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи,
приводит к расширению рынка;
5. Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
· продажа личного товара по цене конкурента
· снижение цены потребления товара
6. Незаконные методы:
· антиреклама товаров конкурентов;
· производство товаров имитаторов (подделка).
Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.
Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основными параметрами — численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.
В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет описать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.
Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об
эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как
структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).
Необходимо отметить, что возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.
Рассматривая конкуренцию необходимо отметить антимонопольную политику государства направленную на демонополизацию рынка.
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции - нормативно- правовые акты, регламентирующие конкуренцию в международной торговле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, возникающие и
по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.
2. Механизм функционирования
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.
Информация о работе Сущность конкуренции. Совершенная конкуренция.