Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции………………………………………………3
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы…………………………………………………….6
3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….....25
Литература………………………………………………………………….27
Практика……………………………………..……………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 318.94 Кб (Скачать файл)

 

Рис. Кривая Лаффера -  модель налоговой политики

Но если ни какие меры в области налогообложения  не приносят роста государственных  доходов, тогда неослабевающие требования к государству дать деньги  загоняют правительство в угол и оно  в отчаянии выбирает самый опасный – эмиссионный – способ покрытия своих расходов.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ пополнения бюджета – выпуск (эмиссия) денег государством сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам. Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику – он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста – общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

Одалживание денег. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство в тождество:

Расходы на покупку  товаров и услуг + Трансферты = Поступления + Займы налогов и пошлин.

У кого же государство  может взять деньги взаймы?

Прежде всего, у населения своей страны (внутренний долг),государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации  и казначейские векселя), продает  их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Государственные ценные бумаги – это обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных  ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почтиденьги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Но по долгам надо платить. Очевидно, что население  не будет покупать государственные  облигации, если они не будут приносить  дохода, т.е. если по ним не будет  выплачиваться процент. Выплата  процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде  не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат  Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным  недостатком долгового способа  финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Также государство  может взять деньги взаймы у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Одалживание денег решает одну проблему и затем  немедленно рождает другую – необходимость  завтра добыть деньги для расплаты по долгам (необходимость возвращения  долга и его обслуживания; невозможность  построения финансовой пирамиды для  выплаты внешнего долга; необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике). Заимствование денег рождает государственный долг.

Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Очевидно, что  любой из этих путей не сулит радости  ни руководству страны, ни гражданам. Предотвратить такую ситуацию можно  только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

2.2Концепции  балансирования государственного  бюджета

Бюджетная политика основана на нескольких теоретических  концепциях, которые приведены ниже:

1. Среднесрочное бюджетирование.

До последнего времени ежегодно балансируемый  бюджет считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета  уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.

2. Бюджет, балансируемый на циклической  основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводится антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

3. Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.

Фискальная  политика, ориентированная на концепции  бюджета, балансируемого на циклической  основе и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль над формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов.

Для России важнее преломление тенденции замедления экономики путем стимулирования инвестиционной и инновационной  активности, модернизации и структурной перестройки экономики.

Возникает основа для реального финансового  планирования. Одним из мотивов перехода на трехлетний бюджет является стремление повысить уровень бюджетной политики в регулировании экономики страны. Становится возможным более равномерно использовать бюджетные средства в течение года, что снижает инфляционную нагрузку на экономику.

 

3.Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России

3.1.Анализ государственного бюджета 2010 – 2012гг., цели, задачи и способы балансирования

В2009 году впервые за последние несколько  лет бюджет остался без профицита. Дефицит составил порядка 3 триллионов рублей. Бюджет сводился с дефицитом на протяжении трех лет. Тем не менее, власти не только не шли на сокращение расходов, но и увеличили их в 2010 году почти на 670 миллиардов рублей по сравнению с 2009 годом.

Падение нефтяных цен на мировых рынках привело  к тому, что федеральный бюджет недополучил 2,7 триллиона рублей доходов. Кризис внутри страны снизил доходную часть почти на 4 триллиона рублей. Накопленные в прежние благоприятные годы нефтедоллары поменяли русло, и из Резервного фонда перетекли в бюджет на восполнение дефицита.

В 2009 году практически весь объем дефицита финансировался за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование составило 396,1 млрд. рублей по сравнению  с объемом дефицита 3.217,6 млрд. рублей).

Большая часть дефицита 2010 года также финансировалась  за счет средств Резервного фонда (76,5%), а также частично за счет средств  Фонда национального благосостоянияи на 23,5% (691,0 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований; в 2011 году – соответственно на 39,4% за счет средств Фонда национального благосостояния и на 60,6% за счет иных источников (1.171,7 млрд. рублей).

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах  являлись:

1. Использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция  к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышали 10%, промышленного производства - почти 15%, инвестиций - более 18%. Было отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%, продолжался рост безработицы.

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного  ослабить влияние мирового кризиса  на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства позволили финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики.

В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели было необходимо решение следующих задач:

1) Использование  мер фискальной политики для  стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

Россия, как и другие страны, столкнулась с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой – замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы пришлось решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагала ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года произошло существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжилась реализация национальных проектов социальной направленности.

2) Поддержка  реального сектора экономики  в условиях рецессии и посткризисного периода.

В 2010-м  и последующих годах объем  такой поддержки стал постепенно сокращаться, по мере выхода экономики  из кризиса. В первую очередь это  касалось помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее на то время  фискальная политика должна была главным  образом быть нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы способствовала диверсификации экономики, сокращению доли нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь стало залогом стабильного роста экономики.

Информация о работе Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции