Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Введение……………………………………………………………………...2
1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции………………………………………………3
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы…………………………………………………….6
3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….....25
Литература………………………………………………………………….27
Практика……………………………………..……………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность, структура государственного
бюджета и главные
2. Дефицит и профицит
3. Особенности балансирования
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Практика……………………………………..………………
Введение
Ведущую, определяющую
роль в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Бюджет как
экономическая категория
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
1.Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции
Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Он является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации( штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета
– это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Главная роль
в мобилизации средств в
К основным налогам, которые обеспечивают наибольшие поступления в бюджет и которые закреплены за государственным бюджетом, относятся следующие:
Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходная часть
государственного бюджета охватывает
всю экономику, так как государство
учитывает экономические
Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
Таким образом, основными функциями государственного бюджета являются следующие:
Стимулирование научно-технического прогресса является очень важной функцией государственного бюджета, так как без государственного финансирования, поддержки и организационных мероприятий со стороны государства оказалось бы невозможным осуществление многих научно-технических программ, имеющих большое значение для развития общественного воспроизводства. В современном обществе велика степень внимания к научным исследованиям и разработкам. К тому же очень часто исследования направлены на решение не только гражданских, но и военных проблем. Также можно отметить, что государственное финансирование научных исследований и разработок позволяет финансово промышленным группам получать прибыли на основе контрактной системы взаимоотношений с государством.
В сфере социальной политики бюджетные расходы играют главную роль и несут основную нагрузку в претворении в жизнь широкого спектра социальных программ, осуществляющихся в развитых странах. Десятки таких программ насчитываются в США, Германии, Великобритании и Франции.
Так, например,
в США благодаря высокоразвитой
медицине, ее достижениям, усилению заботы
о здоровье граждан со стороны
государства значительно
Как мы видим, государственный бюджет складывается, прежде всего, исходя из потребностей самого государства, осуществления им его функций и необходимости мобилизации средств для их оплаты. Вместе с тем те или иные компоненты расходной и доходной частей бюджета могут быть использованы для активного воздействия на состояние экономики и её развитие.
2.Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
Графически изобразить дефицит и профицит можно следующим обра-зом:
Рис. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета
G - государственные расходы;
Т - налоговые поступления; Y - доход.
В точке E - сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам (T = G).
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Профицит
– превышение доходов над расходами.
Если обнаружен профицит, то он сокращается
путем: уменьшения доходов от продажи
государственной или
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, т.к. природа дефицита, его качество может быть различным. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Мировая практика знает четыре основных способа преодоления дефицита бюджета:
1. Сокращение бюджетных расходов;
2. Изыскание источников дополнительных доходов;
3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.
Сокращение бюджетных расходов. Это путь преодоления бюджетного дефицита – внешне самый простой, а реально самый болезненный. Урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.
Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета – привлечение в бюджет дополнительных доходов.
Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.
Причин тому две:
Теневая экономика – сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.
Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 4).
Прямая на графике – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив – и именно это показывает кривая Лаффера, - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.